Управление работой группы
Групповые процессы и отношения изучают, применяя метод наблюдения, метод социометрии, тесты и др. В управленческой практике наиболее часто используют следующие параметры диагностики работы группы.
1. Оценка уровня ценностно-ориентационного единства группы (Цо.е.). Её можно провести по методике Р. Вайсмана. В прил. 2 приведены критерии, отражающие представление работника об основополагающих ценностях. Каждый член группы отбирает 5 наиболее для него значимых. Результаты индивидуальных выборов суммируются и вносятся в графу 3 (Прил. 2). Расчет Цо.е. производится по формуле:
Цо.е.= n-m/ N*100%
Где n - количество выборов, приходящихся на пять качеств, получивщих, в данной группе максимальное предпочтение;
m - сумма выборов по пяти качествам, получившим в данной группе минимальное число выборов;
N - общее число выборов, сделанных членами группы.
При полном совпадении мнений группы показатель Ц о.е. равен 100%.
2. Сплочённость группы отражает уровень тяготения членов группы к друг другу. Диагностика сплочённости группы оценивается на основе социометрической матрицы. На её основе рассчитывается индекс сплочённости и индекс интеграции.
Индекс сплочённости рассчитывают по следующей формуле:
J=ВП-ВО/Ч (Ч-1)
где ВП – число голосов во взаимно-положительных выборах
ВО – число голосов во взаимно-отрицательных выборах
Ч – число лиц, участвующих в опросе.
Чем ближе Индекс спл. к единице, тем выше сплоченность группы. Индекс интеграции рассчитывается по формуле:
J = 1 / Ч , где Ч – число членов группы не получивших ни одного выбора. Чем выше значение индекса интеграции, тем выше уровень интеграции.
3. Психологический климат определяется с помощью тестов, а также посредством анализа уровня конфликтности в группе.
Диагностика работы группы позволит руководителю подобрать наиболее адекватные методы управления групповой работой в зависимости от типа группы. Различают следующие методы:
1. Структурные методы. Предполагают осуществление управленческого воздействия через регулирование численности и состава группы, участие в формировании групповой иерархии, распределении функций, полномочий и ролей;
2. Организационные методы основываются на использовании координационных и интеграционных механизмов, способствующих более эффективной коммуникации, выработке совместных решений;
3. Методы стимулирования поведения группы.
4. Вовлечение работников в процесс управления – «система участия». Она реализуется в следующих формах:
- конкурсная система или прямая выборность руководящих лиц;
- представительство общественных образований в органах управления;
- заключение коллективных трудовых договоров;
- привлечение персонала к разработке стратегии, распределению прибыли и решению других ключевых проблем.
Эффективное взаимодействие менеджера с неформальными структурами состоит в следующем:
- признание существования неформальной группы;
- выявление причины её возникновения, групповых норм и лидера;
- своевременная выработка мер по предупреждению негативной реакции группы на управленческое воздействие, основанное на прогнозировании реакции группы;
- выработка и использование управленческих приёмов, корректирующих групповые нормы в направлении общих интересов;
- преодоление противоречий и разногласий путём выявления общих целей;
- привлечение лидеров неформальных групп к принятию организационных решений, затрагивающих интересы группы
- оперативно предоставление официальной информации для предотвращения слухов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аллахвердова О.В. и др. Конфликтология: Учебник.- СПб.: Лань, 2001.- 352 с.
2. Аширов Д.А. Организационное поведение. – М.: Проспект, 2006.-360 с.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта.- 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008.-544 с.
4. Дж. М. Джордж, Г.Р. Джоунс. Организационное поведение. Основы управления.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-463 с.
5. Доблаев В.Л. Организационное поведение.- М.: Дело и сервис, 2006.- 416 с.
6. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов.- 4-е изд.- н.Новгород: НИМБ, 2003.-720 с.
7. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Организационное поведение.- М.: Экономистъ, 2005.-665 с.
8. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение.- М.: ИНФРА-М, 2008.-384 с.
9. Кибанов А.Я. Управление персоналом: Практикум. Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 365 с.
10. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты. - М.: Просвещение, 2001. – 318 с.
11. Литвинюк А.А. Организационное поведение: Учебн. пособие.: МГУК, 1998. – 100 с.
12. Лютенс Ф. Организационное поведение / Пер. С англ. 7-го изд. – М.: ИНФРА – М., 1999. – XXVIII, 692 с.
13. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.
14. Организационное поведение / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой.- СПб.: Питер, 2008.-432 с.
15. Резник С. Д. Организационное поведение. – М.: ИНФРА-М, 2008.- 432 с.
16. Роббер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1988.-256 с.
Приложение 1
Различия формальных и неформальных групп
Параметр | Формальная группа | Неформальная группа |
1. Цели | Официальные | Неофициальные |
2. Взаимоотношения | Регламентированные | Нерегламентированные |
3. Основа взаимодействия | Права и обязанности | Власть и политика |
4. Внимание | Должности | Человеку |
5. Структура | Регламентированная | Нерегламентированная |
6. Источник власти | Делегируется руководством | Личностный |
7. Лидер | Формальный | Неформальный |
8. Руководство к поведению | Правила | Нормы |
9. Рычаги управления | Вознаграждения и штрафы | Неформальные санкции |
Приложение 2