Управление работой группы

Групповые процессы и отношения изучают, применяя метод наблюдения, метод социометрии, тесты и др. В управленческой практике наиболее часто используют следующие параметры диагностики работы группы.

1. Оценка уровня ценностно-ориентационного единства группы (Цо.е.). Её можно провести по методике Р. Вайсмана. В прил. 2 приведены критерии, отражающие представление работника об основополагающих ценностях. Каждый член группы отбирает 5 наиболее для него значимых. Результаты индивидуальных выборов суммируются и вносятся в графу 3 (Прил. 2). Расчет Цо.е. производится по формуле:

Цо.е.= n-m/ N*100%

Где n - количество выборов, приходящихся на пять качеств, получивщих, в данной группе максимальное предпочтение;

m - сумма выборов по пяти качествам, получившим в данной группе минимальное число выборов;

N - общее число выборов, сделанных членами группы.

При полном совпадении мнений группы показатель Ц о.е. равен 100%.

2. Сплочённость группы отражает уровень тяготения членов группы к друг другу. Диагностика сплочённости группы оценивается на основе социометрической матрицы. На её основе рассчитывается индекс сплочённости и индекс интеграции.

Индекс сплочённости рассчитывают по следующей формуле:

J=ВП-ВО/Ч (Ч-1)

где ВП – число голосов во взаимно-положительных выборах

ВО – число голосов во взаимно-отрицательных выборах

Ч – число лиц, участвующих в опросе.

Чем ближе Индекс спл. к единице, тем выше сплоченность группы. Индекс интеграции рассчитывается по формуле:

J = 1 / Ч , где Ч – число членов группы не получивших ни одного выбора. Чем выше значение индекса интеграции, тем выше уровень интеграции.

3. Психологический климат определяется с помощью тестов, а также посредством анализа уровня конфликтности в группе.

Диагностика работы группы позволит руководителю подобрать наиболее адекватные методы управления групповой работой в зависимости от типа группы. Различают следующие методы:

1. Структурные методы. Предполагают осуществление управленческого воздействия через регулирование численности и состава группы, участие в формировании групповой иерархии, распределении функций, полномочий и ролей;

2. Организационные методы основываются на использовании координационных и интеграционных механизмов, способствующих более эффективной коммуникации, выработке совместных решений;

3. Методы стимулирования поведения группы.

4. Вовлечение работников в процесс управления – «система участия». Она реализуется в следующих формах:

- конкурсная система или прямая выборность руководящих лиц;

- представительство общественных образований в органах управления;

- заключение коллективных трудовых договоров;

- привлечение персонала к разработке стратегии, распределению прибыли и решению других ключевых проблем.

Эффективное взаимодействие менеджера с неформальными структурами состоит в следующем:

- признание существования неформальной группы;

- выявление причины её возникновения, групповых норм и лидера;

- своевременная выработка мер по предупреждению негативной реакции группы на управленческое воздействие, основанное на прогнозировании реакции группы;

- выработка и использование управленческих приёмов, корректирующих групповые нормы в направлении общих интересов;

- преодоление противоречий и разногласий путём выявления общих целей;

- привлечение лидеров неформальных групп к принятию организационных решений, затрагивающих интересы группы

- оперативно предоставление официальной информации для предотвращения слухов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аллахвердова О.В. и др. Конфликтология: Учебник.- СПб.: Лань, 2001.- 352 с.

2. Аширов Д.А. Организационное поведение. – М.: Проспект, 2006.-360 с.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта.- 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008.-544 с.

4. Дж. М. Джордж, Г.Р. Джоунс. Организационное поведение. Основы управления.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-463 с.

5. Доблаев В.Л. Организационное поведение.- М.: Дело и сервис, 2006.- 416 с.

6. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов.- 4-е изд.- н.Новгород: НИМБ, 2003.-720 с.

7. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Организационное поведение.- М.: Экономистъ, 2005.-665 с.

8. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение.- М.: ИНФРА-М, 2008.-384 с.

9. Кибанов А.Я. Управление персоналом: Практикум. Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 365 с.

10. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты. - М.: Просвещение, 2001. – 318 с.

11. Литвинюк А.А. Организационное поведение: Учебн. пособие.: МГУК, 1998. – 100 с.

12. Лютенс Ф. Организационное поведение / Пер. С англ. 7-го изд. – М.: ИНФРА – М., 1999. – XXVIII, 692 с.

13. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.

14. Организационное поведение / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой.- СПб.: Питер, 2008.-432 с.

15. Резник С. Д. Организационное поведение. – М.: ИНФРА-М, 2008.- 432 с.

16. Роббер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1988.-256 с.

Приложение 1

Различия формальных и неформальных групп

Параметр Формальная группа Неформальная группа
1. Цели Официальные Неофициальные
2. Взаимоотношения Регламентированные Нерегламентированные
3. Основа взаимодействия Права и обязанности Власть и политика
4. Внимание Должности Человеку
5. Структура Регламентированная Нерегламентированная
6. Источник власти Делегируется руководством Личностный
7. Лидер Формальный Неформальный
8. Руководство к поведению Правила Нормы
9. Рычаги управления Вознаграждения и штрафы Неформальные санкции

Приложение 2

Наши рекомендации