А.я. берш- адвокатская практика -2013-4
--------------------------------
<*> Bersh A.Ya. Diminished responsibility is in a criminal law.
Берш Анастасия Яковлевна, аспирант кафедры уголовного права Национального университета "Одесская юридическая академия".
В статье рассматриваются понятие невменяемости, ее юридическая природа, содержание и сущность, а также теоретические основы учения о невменяемости в уголовном праве.
Ключевые слова: невменяемость, психическое расстройство, принудительные меры медицинского характера.
In the article the concept of diminished responsibility, its legal nature, maintenance and essence, and also theoretical bases of studies, is examined about diminished responsibility in a criminal law.
Key words: diminished responsibility, psychical disorder, forced measures of medical character.
В науке уголовного права невменяемость относится к числу до конца не изученных и во многом дискуссионных проблем [1. С. 32]. От решения данной проблемы зависит понимание целого ряда взаимосвязанных с ней категорий уголовного права и судебной психиатрии, поскольку невменяемость относится к числу комплексных проблем и находится на стыке сразу нескольких наук.
Невменяемые - это лица, совершившие общественно опасные деяния в состоянии психического расстройства хронического, временного либо иного болезненного состояния психики, вследствие которого такие лица не могут действовать осознанно либо руководить своими действиями во время совершения общественно опасного деяния.
Проблема невменяемости, занимая особое место в вопросах, связанных с применением принудительных мер медицинского характера, возникает лишь в связи с совершением общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом.
Право признания лица вменяемым или невменяемым принадлежит только суду. Подлинно научное понимание невменяемости определяет правильный подход судей к этой сложной проблеме в целом и к разрешению конкретных дел о применении принудительных мер медицинского характера.
Душевное заболевание может повлечь утрату человеком волевых и мыслительных способностей или снижение организующей функции высших отделов головного мозга. Поэтому невменяемый независимо от характера, тяжести содеянного и наступивших последствий не может быть признан виновным.
Расстройство душевной деятельности и невменяемость - понятия органически взаимосвязанные, но отнюдь не тождественные - не каждый психически больной, совершивший общественно опасное деяние, может быть признан невменяемым.
Невменяемым в уголовном праве в судебном порядке признается гражданин, к которому согласно закону за совершенное им общественно опасное деяние, в силу имеющегося у него психического расстройства или иного болезненного состояния психики, не применяется уголовная ответственность, но к нему в порядке уголовного судопроизводства могут быть применены принудительные меры медицинского характера.
Лицо с психическим расстройством (в отличие от невменяемого) - это такое лицо, которое в силу имеющейся у него болезни (психического расстройства) или болезненного состояния (слабоумия или иного болезненного состояния) и характера совершенного общественно опасного деяния нуждается в лечении амбулаторно или принудительно в психиатрическом стационаре. При этом еще раз отметим, что категория и понятие "невменяемый" в уголовном праве и уголовном процессе по своему объему и содержанию уже термина и понятия "лицо с психическим расстройством" ("психически больной"). По юридической природе категория, термин и понятие "невменяемый" юридическое, а не медицинское. Невменяемый находится вне сферы действия уголовной ответственности, тогда как лицо с психическим расстройством, не исключающим вменяемости, подлежит уголовной ответственности за совершенное преступление, и к нему согласно закону могут быть применены принудительные меры медицинского характера.
Дифференциация и реализация уголовной ответственности, связанная с индивидуализацией ответственности и наказания, в отношении лиц с психофизиологическими особенностями и психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, - это уже вопрос другого порядка, который не касается вменяемости или невменяемости субъекта общественно опасного деяния.
Уголовно-правовая характеристика невменяемого состоит в том, что он в силу имеющихся у него психопатологических (вызванных болезнью или болезненным состоянием психики) и сохраненных негативных социально-психологических и психопатологических установок является носителем общественной опасности, а сами его деяния по своему характеру представляют серьезную опасность для общества в случаях, предусмотренных уголовным законом.
Отсюда и вытекает задача предупреждения общественно опасных деяний невменяемых уголовно-правовыми средствами, предусмотренными в уголовном законе. Невменяемость определяется совокупностью условий, исключающих уголовную ответственность лица вследствие нарушений его психической деятельности, вызванных болезнью.
Формула невменяемости включает в себя два критерия: юридический и медицинский. Юридический (психологический) критерий характеризует степень расстройства сознания и воли лица во время совершения им общественно опасного деяния. Юридический критерий отражает два момента: когнитивный (интеллектуальный) признак невменяемости и волевой признак. Когнитивный признак невменяемости законодатель определяет как неспособность "осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия)"; волевой признак невменяемости обозначен как неспособность "руководить ими". В юридической и судебно-психиатрической литературе когнитивный признак традиционно именуется интеллектуальным как имеющий отношение к интеллекту. Это связано с тем, что речь идет о функционировании познавательных (когнитивных) способностей интеллекта индивида. В случае невменяемости имеет место явная патология познавательных способностей: лицо не может отдавать отчет в своих действиях, т.е. осознавать их фактический характер и социальную значимость.
В содержание медицинского критерия законодатель включает четыре формы болезненных расстройств психической деятельности: хроническое психическое расстройство; временное психическое расстройство; слабоумие, а также иное болезненное состояние психики.
Согласно ст. 22 УК Украины невменяемое лицо не подлежит уголовной ответственности. Психиатрами отмечается, что невменяемым присущи следующие особенности.
1. Наличие бредовых идей и галлюцинаций во время совершения убийств или других посягательств против личности (чаще всего при шизофрении).
2. Неспособность понять фактический характер и социальную опасность своих действий при совершении посягательств на чужое имущество и общественный порядок (недомыслие, присущее олигофренам).
3. Значительное ослабление контроля над своими инстинктами, чаще всего сексуальными влечениями, что ведет к совершению насильственных действий сексуального характера и развратным действиям в отношении малолетних.
4. Аффективные нарушения в виде эмоциональной тупости, типичной для шизофрении. Подобное состояние обусловливает совершение посягательств против личности и общественного порядка.
5. Истинное отсутствие мотивов в состоянии нарушенного сознания (сумеречное сознание, патологическое опьянение) при совершении импульсивных общественно опасных действий против личности.
Как видно из приведенного перечня особенностей, характерных для невменяемых, такие лица чаще всего совершают преступления насильственного характера против личности. Наряду с этим исследователи проблем невменяемости (как юристы, так и представители медицины) склоняются к мнению о том, что "при всей несомненности того, что психические аномалии могут иметь криминологическое значение, они не выступают причиной преступного поведения" [2. С. 23], и что "прямой зависимости между характером криминального акта и особенностями психопатической структуры личности нет" [3. С. 47].
В.Г. Павлов полагает, что "невменяемость представляет собой различные виды болезненных психических расстройств лица, которые во время совершения общественно опасного деяния причиняют или могут причинить вред общественным отношениям, охраняемым уголовным законом, и не могут осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, что исключает виновность данного лица и признание его субъектом преступления, а также привлечение к уголовной ответственности и назначение ему наказания [4. С. 28]. Мнение автора основывается на спорном, на наш взгляд, понятии о невменяемости, предложенном Р.И. Михеевым, согласно которому невменяемость - это такое состояние, которое исключает вину и уголовную ответственность, а не способность лица осознавать во время преступления характер и общественную опасность совершаемых действий (бездействия) или руководить ими [5. С. 89].
Приведенное определение невменяемости, данное В.Г. Павловым, заключается в следующем.
1. Автор отождествляет невменяемость с видами психических расстройств, между тем невменяемость не сводится к простому перечню болезненных состояний психики. Невменяемость является юридической категорией, имеющей своей сутью непривлечение лица, совершившего общественно опасное деяние, к уголовной ответственности в строго определенных случаях.
2. В приведенном определении не отмечена прямая связь между невозможностью осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими, с одной стороны, и психическим расстройством - с другой.
3. И в определении В.Г. Павлова, и в определении Р.И. Михеева упоминается о том, что невменяемость исключает вину и уголовную ответственность. Невменяемость не может исключать виновность (как и вменяемость не является предпосылкой вины), но является основанием для непривлечения лица к уголовной ответственности.
Более предпочтительным представляется следующее определение невменяемости: "невменяемость - это психическое состояние лица, заключающееся в неспособности отдавать отчет в своих действиях (бездействии), осознавать фактический характер и общественную опасность деяния либо руководить ими в момент их совершения вследствие болезненного состояния психики или слабоумия, следствием которой является освобождение от уголовной ответственности и наказания с возможностью применения по решению суда принудительных мер медицинского характера" [2. С. 21].
Вместе с тем в литературе ранее отмечались неточности данного определения. Так, Н.В. Артеменко считает, что:
- более правильным является употребление выражения "не в момент", а "во время" совершения общественно опасного деяния, так как имеется достаточное количество преступлений, совершение которых не происходит одномоментно, а происходит в течение определенного промежутка времени;
- невменяемость не является одним из предусмотренных уголовным законом оснований освобождения от уголовной ответственности, она ее исключает [6. С. 33].
Уголовный кодекс Украины связывает возможность освобождения от уголовной ответственности с наступлением каких-либо юридических значимых фактов (примирение с потерпевшим, изменение обстановки, истечение сроков давности и др.). Факт совершения общественно опасного деяния под воздействием ложных представлений о действительности должен расцениваться как исключающий уголовную ответственность изначально.
Кроме данных неточностей приведенного определения можно отметить и следующие:
- словосочетание "отдавать себе отчет в своих действиях (бездействии)" не характерно для действующего уголовного законодательства. Более совершенной представляется фраза "осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия)", закрепленная в настоящее время в законе;
- невменяемость - это не психическое состояние лица, заключающееся в определенной неспособности отдавать отчет в своих действиях (бездействии) либо руководить ими в момент совершения общественно опасного деяния. Термины "психическое состояние", "состояние психики", "состояние психического расстройства" - медицинские, и отождествлять их с юридическим понятием "невменяемость" не следует.
Мнение о том, что попытки отождествления невменяемости с особым психическим состоянием ошибочны, прозвучало в научной литературе относительно давно [7. С. 22]. Однако следует отметить, что некоторые современные исследователи все же без каких-либо оговорок полностью воспринимают предложенное выше определение невменяемости как психического состояния, утверждая при этом, что невменяемость - понятие не юридическое, не психиатрическое, а медицинское [8. С. 63]. Это характерно для представителей медицинской науки; для них такое определение приемлемо.
В дискуссии о понятии невменяемости достаточно указать на следующие признаки, подтверждающие правовую природу этой категории: невменяемость согласно уголовному закону влечет за собой определенные правовые последствия - исключает уголовную ответственность и наказание и может служить основанием для применения принудительных мер медицинского характера; только суд может признать лицо невменяемым; сама экспертиза по данному вопросу не может быть проведена иначе как на основании мотивированного постановления органа следствия или суда; лицо может быть признано невменяемым не само по себе, а в связи с совершением конкретного общественно опасного деяния и в целях решения вопроса об уголовной ответственности (ст. 503 УПК Украины).
Литература
1. Назаренко Г.В. Уголовно-релевантные психические состояния лиц, совершивших преступления и общественно опасные деяния: Монография. М.: Ось-89, 2001. 74 с.
2. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступное поведение и психические аномалии / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Спарк, 1998.
3. Назаренко Г.В. Основы регулятивного воздействия на соцiально опасных лиц: Монография. Орел: ОРАГС, 2007. 147 с.
4. Шостакович Б.В., Парфентьева О.В., Дорофеенко Г.К. Общественно опасные действия при психопатиях и некоторых психопатоподобных состояниях // Проблемы судебной и социальной психиатрии. М., 1975.
5. Михеев Р.И. Проблемы вменяемости и невменяемости в советском уголовном праве. Владивосток, 1983. 123 с.
6. Артеменко Н.В. Актуальные проблемы вменяемости (невменяемости) и возраста уголовной ответственности (сравнительный историко-правовой анализ уголовного законодательства РФ и Франции): Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1999. 66 с.
7. Павлов В.Г. Субъект преступления. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. 318 с.
8. Балабанова Л.М. Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонений). Д.: Сталкер, 1998. 247 с.