Обзор основных отечественных теорий
Одним из влиятельных направлений, сформировавшимся в 20-30 гг. XX в., стала культурно-историческая теория, разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896-1934).
Л.С. Выготский стремился решить проблему генезиса человеческого сознания, найти качественные особенности психического мира человека и выявить механизмы его формирования. Важнейшее отличие деятельности человека от поведения животных заключается, согласно марксизму, в использовании человеком орудий труда для преобразования мира [12]. Опираясь на это положение, Л.С. Выготский задал вопрос: возможно ли найти нечто аналогичное применительно к внутреннему психическому миру человека?
Л.С. Выготский разделил психические явления человека на два уровня:
· натуральные психические функции (непроизвольное внимание, непроизвольное запоминание и т.п.), с которыми человек рождается;
· высшие психические функции (ВПФ) (целенаправленное мышление, творческое воображение, произвольное внимание и т.п.), которые носят культурно-исторический характер и образуются в процессе жизни в человеческом обществе.
Важнейшая характеристика ВПФ – их опосредованность – наличие внутреннего средства, при помощи которого они организуются.
Основной путь возникновения ВПФ – интериоризация, т. e. переход внешних социальных форм поведения во внутренний план – индивидуальные формы поведения. Все это происходит в результате сотрудничества и социального общения.
Л.С. Выготский выделил две стадии развития ВПФ:
· взаимодействие между людьми (например, внешняя речь, контроль, оценка со стороны других людей);
· внутренний процесс (внутренняя речь – средство мысли, самоконтроль, самооценка).
Учеником и последователем Л.С. Выготского был Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979), автор «теории деятельности». В рамках этой теории был сформулирован принцип единства и взаимосвязи сознания и деятельности: психика (сознание) в деятельности развивается, функционирует, проявляется и изучается; деятельность организуется и регулируется сознанием. А.Н. Леонтьев выделил две формы деятельности:
· внешнюю – практическую,
· внутреннюю – психическую (рис. 3).
Развивая взгляды Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьев отмечал, что внутренняя (психическая) деятельность возникает в процессе интериоризации внешней (практической) и имеет то же строение. Иными словами, согласно А.Н. Леонтьеву, изучая практическую деятельность, можно постигнуть закономерности психической деятельности; управляя организацией практической деятельности, можно управлять организацией психической деятельности. В то же время внутренняя деятельность служит основой для возникновения новой практической деятельности. При этом переход из внутреннего во внешний план происходит посредством механизма экстериоризации [24].
Рис. 3. Механизм экстериоризации-интериоризации (по А.Н. Леонтьеву)
Принцип «интериоризации – экстериоризации» – один из важнейших в теории деятельности. Вообще, научная школа, у истоков которой стоял Л.С. Выготский, – одна из ведущих в психологии. К ней принадлежат: А.Р. Лурия – исследователь проблемы мозговой локализации ВПФ и основатель науки нейропсихологии; Д.Б. Эльконин – крупнейший специалист в области детской психологии; Л.И. Божович, изучавшая проблемы развития личности; П.И. Зинченко, исследовавший память, с позиций теории деятельности; А.В. Петровский – специалист в области социальной психологи и психологии личности.
Деятельностный подход разрабатывался также и основателем другой психологической школы – Сергеем Леонидовичем Рубинштейном (1889-1960). Его подход впервые был обозначен уже в начале 20-х годов при рассмотрении принципа «творческой самодеятельности», согласно которому любая деятельность является самостоятельной и творческой [43]. Субъект в деятельности не только обнаруживается и проявляется, он в ней созидается и определяется. По тому, что субъект делает, можно определить то, что он есть. Именно через деятельность можно развивать ее субъекта. Иными словами, по мнению С.Л. Рубинштейна, деятельность выводит человека в мир и, творя мир, субъект творит и самого себя. Деятельность определяется своим объектом не прямо, а через субъекта (принцип субъективной активности, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия). При объяснении психических явлений в качестве системы внутренних условий выступает личность субъекта – все психические процессы, состояния и т.п. Следует заметить, что С.Л. Рубинштейн отличает деятельность от поведения. Поведение есть особая форма деятельности, которая определяется отношением человека к моральным нормам. Основная единица анализа деятельности – действия, основная единица анализа поведения – поступок.
Петр Яковлевич Гальперинявляется автором концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Он рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий (образов, понятий) [9].
П.Я. Гальперин подчеркивал, что в каждом действии есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Ориентировочная часть действия связана с использованием человеком совокупности тех объективных условий, необходимых для успешного выполнения заданных действий, которые вошли в содержание ориентировочной основы действия. Исполнительная часть – рабочая часть действия – обеспечивает заданные преобразования в объекте действия (идеальные и материальные). Контрольная часть действия направлена на слежение за ходом действия, на сопоставление полученных результатов с заданными образцами. С ее помощью производится необходимая коррекция как в ориентировочной, так и в исполнительной части действия.
Ученый указывал, что задача заключается не просто в том, чтобы сформировать действие, а в том, чтобы сформировать его с определенными, заранее намеченными свойствами, создать условия, обеспечивающие формирование действия с заданными свойствами [9].
Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.
Итак, как показывает анализ основных психологических теорий, применительно к современному этапу достаточно трудно говорить о психологии как единой науке: каждое направление предполагает свое понимание душевной жизни, выдвигает свои объяснительные принципы и соответственно концентрирует усилия на анализе определенных аспектов того, что понимает под психической реальностью.
Вопросы и задания для аудиторной и внеаудиторной работы студентов по теме 2
1. Изучите материалы электронных пособий, базовые источники и литературу и составьте мини-глоссарий из пяти терминов по изучаемой теме. Образец представлен ниже: