Этика психодиагностического обследования

Также как и медицинское обследование, любое психодиагностическое

обследование может существенно повлиять на судьбу человека. Поэтому

во всех странах, где психодиагностическая практика широко и интенсивно

развивается, она регламентируется как общим профессионально-этическим

кодексом, так и специально разработанными профессионально-этическими

стандартами в области тестирования и психодиагностики.

Психолог несет всю полноту ответственности за возможный мораль-

ный и косвенный материальный ущерб, в т.ч. ущерб для соматического и

нервно-психического здоровья, который может быть причинен испытуе-

мому при неправильном проведении обследования. Судьба человека зави-

сит от психодиагностики, если на ее основе ставится медицинский или су-

дебно-психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или

прием на работу.

Профессионально-этические принципы в психодиагностике

1. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих

психодиагностические методики.

Требование, чтобы психодиагностические методики использовались

только достаточно квалифицированными пользователями, является пер-

вым шагом по защите человека от их неправильного использования (и от

психолога).

Психолог-диагност должен выбирать методики, которые подходят как

для конкретной цели, с которой он проводит обследование, так и для кон-

кретного человека, которого он обследует. Психолог должен знать соот-

ветствующую научную литературу, касающуюся выбранной методики, и

должен быть способным оценить репрезентативность норм, надежность,

валидность, достоверность методики. Психодиагност делает выводы и дает

рекомендации только после рассмотрения диагностической информации в

свете другой, касающейся человека информации (в случае противоречия –

необходимо отказаться, обосновав).

Психолог должен знать границы своей компетентности и ограничен-

ность используемых методов и не предлагать свои услуги, а также не ис-

пользовать методики, которые не удовлетворяют профессиональным стан-

дартам, установленным в отдельных областях практики и для определен-

ных категорий методик.

2. Принцип личной ответственности.

Вся полнота ответственности за правильность проведения методики и

ее результатов целиком лежит именно на психологе.

3. Принцип обеспечения суверенных прав личности.

Достаточно сложный вопрос, касающийся посягательств на тайну

личности. Поскольку о сущности ряда тестов, раскрывающих эмоциональ-

ные и мотивационные особенности, а также установки личности, человеку

ничего не сообщается, он может проявить такие черты в ходе тестирова-

ния, которые для него самого нежелательны, при этом не осознавая, что он

делает.

Основной этический принцип в данном случае гласит: человек не

должен подвергаться какому-либо обследованию обманным путем.

Человек перед обследованием должен быть предупрежден, кто будет

иметь доступ к результатам обследования и какие решения могут быть

приняты. Если это несовершеннолетние дети, такое предупреждение

должны официально получить родители.

Исключение: когда проходят тестирование в обязательном порядке и

тесты утверждены.

4. Принцип объективности.

Обследование должно быть абсолютно беспристрастным. На его ис-

полнителя не должны оказывать влияние общие впечатления о личности об-

следуемого: симпатии и антипатии, собственное состояние или настроение.

5. Принцип конфиденциальности

Вся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть

строго конфиденциальной: она должна быть доступной только для тех, для

кого она предназначена.

Требования конфиденциальности психологической информации, мо-

жет нарушаться только в тех случаях, когда нераскрытие диагностических

данных представляет опасность для обследуемого человека или общества.

6. Принцип психопрофилактического изложения результатов.

При сообщении результатов самому испытуемому должны быть со-

блюдены соответствующие меры предосторожности, направленные против

их неправильного использования, неверной интерпретации или возможно-

го появления невротически-депрессивных реакций или состояний.

Если испытуемый настаивает на том, чтобы «переделать» тестовое за-

дание, психолог должен иметь наготове «запасной» вариант практически

эквивалентной методики, (параллельные формы), чтобы убедить самого

испытуемого, что ему представлен дополнительный шанс, и что результа-

ты первого тестирования достаточно достоверны.

Испытуемый также должен иметь возможность комментировать со-

держание своих результатов и в случае необходимости разъяснять или ис-

правлять фактическую информацию.

Если известно, что информация может быть использована во вред ис-

пытуемому, для конфронтации или ухудшения положения, она может быть

преподнесена в форме снижающей эту возможность или не предоставлять-

ся совсем. Главная заповедь «Не навреди».

7. Принцип ненанесения ущерба (Принцип благополучия клиента).

Результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать

во вред человеку, прошедшему тестирование.

Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или

при приеме на работу, то данный принцип применяется вместе с принци-

пом открытости результатов психодиагностики.

8. Принцип ограниченного распространения психодиагностических

методик (принцип профессиональной тайны).

Сертифицированные психологическим обществом профессиональные

психодиагностические методики могут распространяться только среди ат-

тестованных специалистов.

Этот принцип преследует двоякую цель: неразглашение содержания

методик и предупреждение их неправильного применения. Доступ к таким

методикам должны иметь только специалисты, гарантирующие их пра-

вильное использование и отвечающие за достоверность результатов. Со-

хранение профессиональной тайны имеет большое значение для обеспече-

ния корректной и точной психодиагностики. Профессиональные психоди-

агностические методики не должны публиковаться в научно-популярных

изданиях и поступать в открытую продажу. Свободный доступ к методи-

кам может привести к тому, что они утратят свою диагностическую цен-

ность.

Наши рекомендации