Этика психодиагностического обследования
Также как и медицинское обследование, любое психодиагностическое
обследование может существенно повлиять на судьбу человека. Поэтому
во всех странах, где психодиагностическая практика широко и интенсивно
развивается, она регламентируется как общим профессионально-этическим
кодексом, так и специально разработанными профессионально-этическими
стандартами в области тестирования и психодиагностики.
Психолог несет всю полноту ответственности за возможный мораль-
ный и косвенный материальный ущерб, в т.ч. ущерб для соматического и
нервно-психического здоровья, который может быть причинен испытуе-
мому при неправильном проведении обследования. Судьба человека зави-
сит от психодиагностики, если на ее основе ставится медицинский или су-
дебно-психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или
прием на работу.
Профессионально-этические принципы в психодиагностике
1. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих
психодиагностические методики.
Требование, чтобы психодиагностические методики использовались
только достаточно квалифицированными пользователями, является пер-
вым шагом по защите человека от их неправильного использования (и от
психолога).
Психолог-диагност должен выбирать методики, которые подходят как
для конкретной цели, с которой он проводит обследование, так и для кон-
кретного человека, которого он обследует. Психолог должен знать соот-
ветствующую научную литературу, касающуюся выбранной методики, и
должен быть способным оценить репрезентативность норм, надежность,
валидность, достоверность методики. Психодиагност делает выводы и дает
рекомендации только после рассмотрения диагностической информации в
свете другой, касающейся человека информации (в случае противоречия –
необходимо отказаться, обосновав).
Психолог должен знать границы своей компетентности и ограничен-
ность используемых методов и не предлагать свои услуги, а также не ис-
пользовать методики, которые не удовлетворяют профессиональным стан-
дартам, установленным в отдельных областях практики и для определен-
ных категорий методик.
2. Принцип личной ответственности.
Вся полнота ответственности за правильность проведения методики и
ее результатов целиком лежит именно на психологе.
3. Принцип обеспечения суверенных прав личности.
Достаточно сложный вопрос, касающийся посягательств на тайну
личности. Поскольку о сущности ряда тестов, раскрывающих эмоциональ-
ные и мотивационные особенности, а также установки личности, человеку
ничего не сообщается, он может проявить такие черты в ходе тестирова-
ния, которые для него самого нежелательны, при этом не осознавая, что он
делает.
Основной этический принцип в данном случае гласит: человек не
должен подвергаться какому-либо обследованию обманным путем.
Человек перед обследованием должен быть предупрежден, кто будет
иметь доступ к результатам обследования и какие решения могут быть
приняты. Если это несовершеннолетние дети, такое предупреждение
должны официально получить родители.
Исключение: когда проходят тестирование в обязательном порядке и
тесты утверждены.
4. Принцип объективности.
Обследование должно быть абсолютно беспристрастным. На его ис-
полнителя не должны оказывать влияние общие впечатления о личности об-
следуемого: симпатии и антипатии, собственное состояние или настроение.
5. Принцип конфиденциальности
Вся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть
строго конфиденциальной: она должна быть доступной только для тех, для
кого она предназначена.
Требования конфиденциальности психологической информации, мо-
жет нарушаться только в тех случаях, когда нераскрытие диагностических
данных представляет опасность для обследуемого человека или общества.
6. Принцип психопрофилактического изложения результатов.
При сообщении результатов самому испытуемому должны быть со-
блюдены соответствующие меры предосторожности, направленные против
их неправильного использования, неверной интерпретации или возможно-
го появления невротически-депрессивных реакций или состояний.
Если испытуемый настаивает на том, чтобы «переделать» тестовое за-
дание, психолог должен иметь наготове «запасной» вариант практически
эквивалентной методики, (параллельные формы), чтобы убедить самого
испытуемого, что ему представлен дополнительный шанс, и что результа-
ты первого тестирования достаточно достоверны.
Испытуемый также должен иметь возможность комментировать со-
держание своих результатов и в случае необходимости разъяснять или ис-
правлять фактическую информацию.
Если известно, что информация может быть использована во вред ис-
пытуемому, для конфронтации или ухудшения положения, она может быть
преподнесена в форме снижающей эту возможность или не предоставлять-
ся совсем. Главная заповедь «Не навреди».
7. Принцип ненанесения ущерба (Принцип благополучия клиента).
Результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать
во вред человеку, прошедшему тестирование.
Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или
при приеме на работу, то данный принцип применяется вместе с принци-
пом открытости результатов психодиагностики.
8. Принцип ограниченного распространения психодиагностических
методик (принцип профессиональной тайны).
Сертифицированные психологическим обществом профессиональные
психодиагностические методики могут распространяться только среди ат-
тестованных специалистов.
Этот принцип преследует двоякую цель: неразглашение содержания
методик и предупреждение их неправильного применения. Доступ к таким
методикам должны иметь только специалисты, гарантирующие их пра-
вильное использование и отвечающие за достоверность результатов. Со-
хранение профессиональной тайны имеет большое значение для обеспече-
ния корректной и точной психодиагностики. Профессиональные психоди-
агностические методики не должны публиковаться в научно-популярных
изданиях и поступать в открытую продажу. Свободный доступ к методи-
кам может привести к тому, что они утратят свою диагностическую цен-
ность.