Обмен карточками педагогического опыта
Цель: организация обмена имеющимся опытом по теме. Оборудование и уел о в и я: большое количество карточек небольшого размера, наличие свободного пространства в аудитории. Проведение
1. Педагоги кратко описывают на карточках наиболее интересные при
емы, находки в своей профессиональной деятельности (проблемные ситу
ации и способы их разрешения, задания для групповой работы, аннотации
на понравившиеся книги и т.п.).
2. В свободном общении, передвигаясь по аудитории, участники обме
ниваются карточками, поясняют более подробно свои записи, отвечают на
вопросы, заполняют свою «копилку» методических находок.
IV этап. Презентация результатов наработок микрогрупп. Обобщение и конкретизация результатов работы.
После работы в малых группах участники собираются вместе для обсуждения результатов. У них есть желание сообщить другим о том, что они узнали или испытали. Каждому хотелось бы принять участие в работе всех групп, у некоторых есть опасения, что они пропустили нечто важное.
Напряженность этого момента обычно снимается при представлении (презентации) результатов. Этот процесс зачастую идет скучно, а значит, и нелегко: слова и мысли повторяются, каждый слушающий по-настоящему внимательно относится только к результатам собственной малой группы, а происходившее в других группах не воспринимается действительно глубоко. Из-за ограниченности времени обсуждение становится поверхностным, поспешным и в итоге возникает чувство, что очень многое осталось не высказанным или не было услышано другими, что проработка темы так и не была доведена до конца. Чтобы отчасти улучшить такое положение, нужно позаботиться о стимулирующей методике. Разнообразное и интересное оформление представляемых результатов, физическое движение и интенсивное общение участников могут значительно оживить процесс.
Организация презентации групповых решений зависит от задуманного построения всего занятия и может реализоваться в различных формах (согласно классификации Л.И.Уманского):
совместно-индивидуальная: каждая группа представляет итог своей деятельности, решения обсуждаются, из них выбирается лучшее («ярмарка»);
совместно-дополняющая (последовательная): результат деятельности каждой группы является самостоятельным фрагментом, необходимым для общего решения проблемы («лесенка», «эстафета»);
совместно-взаимодействующая: из предложений первой группы выбираются наиболее значимые идеи, остальные группы дополняют их, а затем вырабатывается общий для всего коллектива итог («мозаичная картинка»).
Как мы уже отмечали ранее, при презентации важное значение имеет визуализация с помощью разных носителей информации. Она помогает сделать доклад более интересным, пробуждает внимание аудитории, обеспечивает ее участие и, следовательно, повышает эффективность обучения. Кроме того, все многообразие и различие мнений и идей слушателей находит при этом свое наглядное отражение. Все взаимосвязи и противоречия дополнительно «визуализируются», и тем самым ход учебной работы, ее планирование и результаты лучше закрепляются в памяти. Интригующий интерес достигается как разнообразием (через воздействие на различные органы чувств), так и неожиданностью (через внезапность предъявления, которая вызывает интерес к дальнейшему). Слушатели получают возможность следовать за ходом мысли докладчика, в любой момент доклада задавать вопросы и вносить свои предложения.
Но визуализация не должна быть самоцелью. Опыт показывает, что плохо подготовленная, часто и без всякого разбора используемая или ритуализированная «работа с карточками» быстро надоедает слушателям и ведет к возникновению психологических барьеров. Ее применение должно иметь понятный для участников функциональный смысл в общей дидактической структуре и не носить чисто механического характера.
Техника визуализации сама по себе несложна, однако должна быть хорошо усвоена и отработана.
Результаты групповой работы могут быть представлены в различных формах, таких, как карточки, коллажи, стенгазеты, модели, картины, сценические постановки, слайды, видеофильмы и т. п.
Остановимся на рекомендациях по использованию некоторых носителей информации [57].
Таблицы и стенная газета являются средствами длительного использования. При необходимости они могут вывешиваться на все время работы семинара, а затем храниться как своего рода отчетная документация, могут применяться неоднократно, если по одной теме делается несколько докладов.
При работе с этими носителями информации важно учитывать следующие моменты:
- таблицы должны прочитываться с расстояния не менее 7 — 8 м
и потому пишутся с использованием больших (широких) флома
стеров. Этому нужно предварительно научиться: написав текст,
убедитесь, что он прочитывается издали;
- текст пишется крупным шрифтом печатными буквами, раз
мер букв должен быть не менее 3 — 4 см. Записи должны быть как
дожно короче: используются не целые предложения, а только !(лючевые слова. На одном листе следует поместить не более 7 — 8 строк: большее количество прочитывается с трудом;
- цветные надписи хорошо смотрятся и оживляют картину. Они
обеспечивают большую наглядность, если одним цветом написа
ны однотипные тексты, например, заголовки или критические
замечания;
- таблицы или стенная газета должны предъявляться аудито
рии только в тот момент, когда действительно требуется их ис
пользование. Если они вывешены задолго до этого времени, то
отвлекают внимание слушателей, и презентация утрачивает мо
мент интригующей новизны;
- «стриптиз» — постепенное открывание таблицы — усиливает
интерес. Сначала лист закрыт каким-нибудь плакатом, например,
приветствием участникам. Только дойдя до соответствующего ме
ста своего сообщения, докладчик открывает лист, но не цели
ком, а лишь заголовок. Все остальное закрыто приклеенным скот
чем листом бумаги. Затем строка за строкой открывается весь лист.
Благодаря этому слушатели будут внимательно следить за тем, о
чем говорит докладчик на каждом этапе своего сообщения;
- материалы лучше готовить заранее: таким образом во время
семинара вы сбережете время (не придется писать на доске).
Проектор и работа с пленками:
- пленки для проектора могут подготавливаться заранее. С дру
гой стороны, можно повысить заинтересованность аудитории, если
писать на пленках в присутствии слушателей. Но не следует делать
это каждый раз — волнение может неблагоприятно сказаться на
почерке;
- пленки, содержащие только текст, должны использоваться
лишь в исключительных случаях — они очень утомляют зрение. По
возможности используйте рисунки, графики и т. п.
Для обобщения и оценки наработок микрогрупп можно использовать следующие техники.
«.Выставка плаката»
Цель: представление результатов работы малых групп.
Оборудование: листы большого формата, все необходимое для рисования каждой малой группе.
Проведение
Малые группы представляют результаты своей работы в виде «выставки плаката». Использование цветных изображений, кратких тезисов, рисунков, символов повышает внимание зрителей. Плакаты вывешиваются на стенах.
Участники обходят выставку. Им предоставляется достаточное время для ознакомления с содержанием плакатов и обсуждения его с другими участниками. Если плакат отличается сложностью или чересчур схематичен, то °дин из членов малой группы находится возле него и дает необходимые Пояснения.
Примечания:
- при использовании этого метода не требуется выслушивать долгие со
общения.
Каждый участник может самостоятельно решить, какие плакаты осмотреть бегло, а каким в соответствии с их тематикой уделить больше внимания.
Возможно, не все участники воспримут предъявленную информацию целиком (однако при общем устном обсуждении этот риск ничуть не меньше, ведь слушатели нередко отвлекаются посторонними вещами).
«Рынок мнений»
Цел ь: рассмотрение важнейших результатов работы малых групп.
Оборудование: листы большого формата, все необходимое для рисования каждой малой группе.
Проведение
Каждая малая группа записывает важнейший итог своей работы в верхней части будущего плаката. Важно, чтобы это был только один итог (одно положение).
Плакаты всех групп вывешиваются на стене аудитории. Возле каждого плаката находится один член малой группы, отвечающий на вопросы и дающий необходимые разъяснения. Всем участникам предоставляется 30 мин для ознакомления с выставкой.
В нижней части плакатов записываются дополнения, контраргументы, вопросы, положительные отзывы зрителей.
Примечания:
- представители групп возле плакатов должны сменяться, чтобы все уча
стники получили возможность принять участие в работе;
- при необходимости малая группа затем собирается и обсуждает со
бранные в виде записей на плакатах мнения зрителей о своей работе.
Более четко структурировать мнения участников относительно продукта деятельности микрогрупп поможет метод ПМИ («плюс» — «минус» — «интересно»), разработанный Э.деБоно.
Проведение: под визуально оформленными результатами деятельности микрогрупп вывешивается плакат.
Плюс (П) | Минус (М) | Интересно (И) |
Каждая микрогруппа выбирает проект, подготовленный другой группой, для оценки.
После внимательного знакомства с проектом (и ответов представителя на вопросы) участникам предлагается сначала отметить все плюсы (П), затем все минусы (М) и, наконец, интересные
стороны (И) решения проблемы либо проекта. Интересными считаются идеи, которые либо неоднозначно положительны или отрицательны, либо требуют дополнительной проработки (с помощью литературы, специалистов, ответственных органов и т.д.).
Поиск плюсов, минусов и интересных положений ограничен тремя минутами на каждый аспект. Примерно через 10 минут проводится обзор важнейших достоинств и недостатков идеи или проекта, а также положений, требующих дополнительного уточнения.
В малой группе каждый выполняет это задание сначала для себя на листке бумаги, а затем все результаты фиксируются на плакате (20 мин) и ранжируются по степени важности.
Вариант:
- наработки каждой микрогруппы могут оценивать все участники.
V этап. Подведение итогов работы и обмен впечатлениями.
В конце каждого дня или занятия проводится содержательная и эмоциональная рефлексия (Что делали? Как? В какой атмосфере все происходило?).
Модератор анализирует, обобщает и конкретизирует вклад каждого участника. Составляется общий перечень проблем с указанием конкретных мероприятий по их решению. Необходимо совместно определить дальнейшие перспективы работы, договориться о сотрудничестве.
В педагогической и психологической практике разработано большое количество техник получения обратной связи (см. главу 8 «Как подвести итоги. Техники получения обратной связи»). Очень важно сопоставить впечатления, оценки и отзывы с первоначальными ожиданиями участников. С этой целью можно обратиться к карточкам, на которых зафиксированы ожидания и запросы участников, и предложить снять карточки со сбывшимися ожиданиями, обсудить степень удовлетворенности и ее причины.
На заключительном этапе важным является не только подведение итогов работы в деловом аспекте, но и свободный обмен мнениями и впечатлениями между участниками, так как рабочий процесс был наполнен яркими эмоциональными переживаниями, которые требуют своего выхода и завершения.
Описанные фазы модерации могут быть реализованы в течение одного занятия, «уложиться» в один или два дня, или в две недели. Но при этом подведение итогов должно проводиться ежедневно.
Содержание деятельности модератора
Модератор — это более опытный партнер взрослых в их совместном обучении, который предлагает свои знания и опыт в организации процесса групповой учебной деятельности. Более эффек-
тивна (хотя вовсе не обязательна) модерация в команде (как правило, это 2 — 3 человека), поскольку у модераторов есть возможность обсудить все аспекты образовательной деятельности между собой после семинара или даже в ходе его, обратив внимание на нежелательное развитие обстоятельств, чтобы совместно принять соответствующие меры.
Партнерское сотрудничество в процессе повышения квалификации учителей требует от модераторов несколько других, чем школьное преподавание, моделей поведения и руководства.
Когда речь идет о передаче содержания какого-либо материала, модератор выступает в роли референта; для поддержки и стимулирования образовательной активности участников модератор выполняет функции фасилитатора; если же необходимо изменить отношения, возникающие между участниками группы, то модератор выступает в роли консультанта, тренера; а для упорядочения и управления процессами повышения квалификации модератор берет на себя обязанность руководителя группы.
Модератор — это человек, который заботится прежде всего о процессе, стараясь не вмешиваться в содержание обсуждаемой проблемы. Он только управляет, помогает организовать процесс проведения обсуждения, совещания, поэтому не несет ответственности за принятое решение.
Модератор осуществляет личностно ориентированный подход, который предполагает умение сочетать профессиональное и общекультурное поле, организует деловую насыщенность занятий и выбирает методы обучения в зависимости от численности учебной группы, количества часов, помещения, стиля своего профессионального поведения.
Основное содержание деятельности модератора.
1. Тщательное планирование содержания деятельности (по фа
зам модерации) и организации модерационного семинара (под
готовка аудитории, инвентаря, необходимых учебно-методических
материалов, технических средств обучения, подбор в случае не
обходимости экспертов и т.д.).
2. Создание неформальной рабочей обстановки, завоевание
доверия группы, сочетание формальных и неформальных подхо
дов.
3. Введение правил и рабочих техник, представление методик,
фиксирование, обозначение шагов, сделанных и предстоящих
(«сейчас мы делаем это и так, далее будем делать...»).
4. Мобилизация знаний, креативности и интеракции участников.
5. Оперативная визуализация содержания и основных направ
лений работы на семинаре.
6. Руководство групповыми и рабочими процессами: смена форм
работы, осуществление рефлексии, организация коммуникатив
ной деятельности в микро- и макрогруппе, обеспечивающей вклю-
чение каждого участника в поиск и выбор решения. Помощь группе на пути к самостоятельной работе: умение сформулировать и задать вопрос, руководство дискуссией, визуализация вопросов, высказываний, мнений.
7. Содействие принятию личной ответственности каждого за
найденные решения и воплощение их в жизнь.
8. Проведение разминок. Поскольку во время модерации участ
ники продуцируют много идей, проводят анализ, т.е. заняты в
основном умственным трудом, то в течение модерационного се
минара необходимы двигательные разминки с хорошим эмоцио
нальным зарядом.
Помимо этого модератору часто приходится выполнять задачи организационного и административного порядка, а именно: оформление командировочных удостоверений слушателей, подсчет финансовых затрат на аренду помещения для учебных семинаров, ведение журнала учета посещаемости, итоговый анализ образовательной деятельности и написание заключительного отчета.
Эффективность процесса обучения в группе в значительной степени находится в зависимости, во-первых, от влияния модератора на процесс обучения (не случайно модератора называют «катализатором группы»), а во-вторых, от характера отношений внутри группы. В этом плане деятельность модератора имеет много общего с позицией тренера при проведении тренинга. Задача модератора — следить за регламентом и жестко его соблюдать, наблюдать за групповой динамикой. Вялых участников подбадривать, задавать им вопросы, хвалить, а наиболее активных и настроенных спорить — мягко нейтрализовывать. Задавая вопросы группе и делая любое мнение «одним из», а не истиной в последней инстанции, модератор также следит за тем, чтобы все участники семинара были включены в процесс, иначе «выпавшие» быстро заскучают и при подведении итогов формально подойдут к содержательной рефлексии.
Требования к поведению модератора. В первую очередь от модератора требуется умение инициировать процессы обучения и общения и управлять ими через обеспечение самоорганизации образовательной деятельности по повышению квалификации. При этом он использует собственные, приобретенные в практике модерационной работы, умения и навыки как в способах передачи содержания образования, так и в плане обеспечения учебного общения. При выполнении содержательных задач модераторы опираются на личный опыт и знания, высказывают собственные идеи.
Модератор, работающий в системе повышения квалификации педагогов, должен ясно понимать сущность процессов, происходящих в школе, профессиональном образовательном учреждении, иметь хорошую теоретическую подготовку и опыт переноса тео-
ретических знаний в практическую деятельность, уметь сосредоточить большую часть своего внимания на технологических аспектах модераторской деятельности.
Приведем некоторые правила работы модератора:
- стараться оставаться нейтральным. Модератор должен отбра
сывать собственное мнение, цели и ценности, не оценивать ни
высказывания участников, ни стиль их поведения. Для него во
время модерации не существует понятий «правильно» или «не
правильно»;
- руководить, не манипулируя; спрашивать, а не вести беседу.
С помощью вопросов он должен активизировать группу, помогать
членам быть открытыми по отношению друг к другу и к теме;
- выступать помощником, занимать позицию «рядом», а не
«над». Он должен воспринимать все высказывания как сигналы,
помогающие ему понять процессы в группе, и пытаться помочь
участникам осознать собственное поведение, чтобы помехи и кон
фликты могли устраняться без призывов к этому;
- стараться быть примером открытости, конгруэнтности, то
лерантности. Он должен отдавать себе отчет в своем собственном
отношении к людям и темам обсуждения, в своих сильных сторо
нах и слабостях и брать на себя ответственность. Не оправдываться
и не переходить на личности;
- не стремиться стать идейным, содержательным лидером.
При выполнении этих правил модератор поддерживает свой
авторитет в группе, не будучи при этом авторитарным.