Практические знания как источник конфликтологических идей

Одним из важных ненаучных источников конфликтологиче­ских идей являются практические знания. Они представляют собой накапливаемые в процессе жизни опытным путем и час­тично передаваемые от поколения к поколению сведения о принципах, способах и приемах поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Эмпирический индивидуальный и коллективный жизненный опыт, дающий рецепты оптимального поведения в конфликтах, безусловно должен быть объектом изу­чения конфликтологической науки. Скорее всего выбор кон­кретным человеком того или иного способа поведения в кон­фликте сегодня на 90% определяется его личным жизненным опытом и только на 10% — научными конфликтологическими знаниями.

Для усиления влияния конфликтологии на реальное поведе­ние людей в проблемных ситуациях социального взаимодейст­вия важно исследовать содержание накопленных в течение ты­сячелетий практических конфликтологических знаний. Такое исследование заметно расширит и углубит понимание конфлик­тов учеными. Вторая самостоятельная проблема — поиск путей коррекции обыденных конфликтологических знаний, приведе­ние их в соответствие с научными знаниями о конфликтах.

Жизненный опыт российского народа, связанный с кон­фликтами, можно изучать различными способами. Традиции и специфику разрешения в России масштабных социальных кон­фликтов можно познать, знакомясь с историей страны. Народ-

22 !• Введение в конфликтологию

ная мудрость, связанная с опытом поведения в межличностных конфликтах, аккумулируется в пословицах, поговорках, сказках. Собранные воедино, пословицы составляют свод суждений о жизни народа, систему точных характеристик, наблюдений и обобщений, сделанных людьми. В пословицах отражены и оши­бочные толкования окружающего мира и истинные знания, ко­торые постепенно накапливались и получили образное выраже­ние. В пословицах ясно выражена оценка народом существую­щей действительности, его взгляд на жизнь и в том числе на конфликты. В.И. Даль отмечал, что пословица — это «суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в обо­рот под чеканом народности...».

Многовековой человеческий опыт, закрепленный в произве­дениях искусства и в народной мудрости, не оставил без внима­ния ни одну важную проблему, в том числе и проблему взаимо­действия людей, конфликты между ними. Достаточно вспомнить многочисленные поговорки и фразеологизмы: «Что за шум, а дра­ки нет?»; «Полно браниться, не пора ль мириться?»; «Я тебе по­кажу кузькину мать!»; «Не рой людям яму, сам свалишься»; «Отольются кошке мышкины слезы»; «Нашла коса на камень»; «Начали гладко, а кончили гадко».

В словаре В.И. Даля помимо 200 000 слов собрано 30 тысяч пословиц, поговорок, присловий и загадок. Поэтому он является вполне репрезентативным источником житейской мудрости, за­крепленной в русском языке. При подсчете количества посло­виц, идиоматических оборотов и метафор, характеризующих различные конфликтные ситуации и противоречия, в качестве ключевых слов взяты следующие — мир, согласие, брань, драка, ссора. Оказалось, что с ними связано свыше 700 соответствую­щих фразеологизмов. Среди них 21,2% имели ключевое слово «согласие»; 5,2% — «мир»; 14,3% — «ссора»; 52,7% — «драка»; 6,6% — «брань».

Анализ, проведенный авторами совместно с В. Мокриюком, показывает, что в пословицах и поговорках отражены многие сто­роны взаимодействия людей. Частое использование ключевого слова «драка» свидетельствует о том, что на обыденном уровне для разрешения противоречия применялись в основном методы силового воздействия. Это отражено в пословицах: «Чем ругаться, ' лучше собраться и подраться»; «Разорви тому живот, кто неправ­дою живет»; «Не все горлом, но и руками» (т. е. дракой); «Не го­воря худого слова, да в рожу»; «Больше дерутся, так смирнее жи-

/. Предпосылки формирования конфликтологических идей 23

вут» и т.д. В 184 пословицах прослеживается открытый призыв к драке, противоборству, конфликту. «Горе горюй, а руками воюй»; «Вот тебе раз, другой бабушка даст»; «Бей своих — чужие будут бояться»; «Бей жену к обеду, а к ужину опять»; «Сам бей, а дру­гим бить не давай» и др. Несколько меньшее количество (157) пословиц характеризует призыв к согласию, миру, осуждению драки, конфликта: «Замахнись, да не ударь»; «Подними руку да опусти, а сердце скрепи»; «Зла за зло не воздавай»; «Не бей Фому за Еремину беду»; «Ссора до добра не доводит»; «Сделав другу добро, себе жди того же».

Выявлено большое разнообразие в пословицах угроз, направ­ленных на предупреждение конфликтных действий со стороны другого человека: «Берегись: я волос за волос поверстаю»; «Припомню я тебе доброхотство твое»; «Я ему задам чесу»; «Вавила, утирай рыло, проваливай мимо»; «Как хвачу, так запо­ешь суру с перехватом»; «Такую заушину дам, что трое суток в голове трезвон будет» и др.

Анализ русских пословиц и поговорок позволил установить, что 902 из них посвящены проблеме «насилие — согласие». Это говорит о важности проблемы в повседневной жизни. В этих пословицах и поговорках выявлено следующее распределение оценок насилия и согласия: одобрение насилия — 24,1%; осуж­дение насилия — 29,6%; призыв к насилию, ссоре, драке — 16,4%; одобрение согласия, мира — 9,1%; призыв к миру — 4,5%; нейтральное отношение к насилию, согласию — 16,3%. В целом в 40,5% пословиц и поговорок, отражающих отношение российского народа к проблеме «насилия — согласия», насилие одобряется, а в 43,2% — одобряется согласие. Следовательно, I опыт народа примерно одинаково оценивает эффективность насилия и согласия в разрешении противоречий социального взаимодействия. I В обыденном сознании не сформировано отрицательное

1 отношение к насилию.

В 92 фразеологизмах выделяются подмеченные народной муд­ростью точные сравнительные характеристики взаимоотношений людей и животных, их роль в конфликтах: «Сжалился волк над ягненком, оставил кости да кожу»; «Два кота в одном мешке не улежат»; «Не дразни собаку, и кусать не будет»; «Бодливой корове бог рога не дает»; «Как бы свинье рога, всех бы со свету сжила»; «Кобыла с волком мирилась, да домой не воротилась»; «Выжил, как ерш леща»; «Драчливый петух жирен не бывает».

24 !• Введение в конфликтологию

Важной областью жизнедеятельности, в которой конфликто­логия может черпать ценные идеи, является практика ненасиль­ственного разрешения социальных проблем. Подходы к реше­нию проблемы ненасилия заложены в восточных и западных религиозных учениях. Одна из первых попыток их синтеза предпринята Л.Н. Толстым в его теории непротивления злу на­силием. Продолжателем и в какой-то мере учеником Толстого считал себя М. Ганди. Толстовское непротивление злу насилием он заменил ненасильственным сопротивлением. Ганди проде­монстрировал, что ненасильственное сопротивление может стать мощным средством прогрессивных общественных преобразова­ний. В современных условиях движение в поддержку ненасилия приобрело мировое значение. Конфликтологи должны изучать опыт сторонников ненасилия и взаимодействовать с ними в движении к всеобщему ненасильственному миру [67].

Таким образом, практические конфликтологические знания со­держатся в индивидуальном житейском опыте каждого человека. Именно они, как правило, определяют, какую стратегию поведения выберет человек в конкретном конфликте. Их исследование — важнейшая задача конфликтологии.

Выводы

1. Конфликтология - наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, спо­собах и приемах их конструктивного регулирования. Науч­ные конфликтологические знания должны быть не только результатом исследований учеными конфликтов. Они долж­ны опираться на весь объем информации, накопленный о конфликтах в процессе длительной эволюции гуманитарных наук, имеющейся во всех религиозных учениях, в искусстве, культуре, общественно-политической практике, обыденных знаниях, используемых человеком в повседневной жизни.

2. Анализу конфликтов уделяли внимание многие мыслители, начиная с момента зарождения наук. Они отмечали как позитивную, так и негативную роль социальных конфлик­тов в жизни общества. По мере развития науки отрица­тельная оценка последствий конфликтов начинает не­сколько доминировать. В религиозных учениях, так же как и в практических знаниях, сложилось противоречивое от-

/. Предпосылки формирования конфликтологических идей 25

ношение к конфликтам и насилию. Соотношение одобре­ния и критики насилия в провозглашаемых обществом принципах и реальной практике в ходе истории изменяет­ся. Примерно в одинаковом количестве русских пословиц насилие и ненасилие оцениваются позитивно или негатив­но. В обыденном сознании не сформировано отрицатель­ное отношение к насилию. Характер отражения проблемы конфликта в искусстве и средствах массовой информации влияет на поведение человека в реальных конфликтах.

-l

Таблица 2 1 Общее количество публикаций по проблеме конфликта

Научные дисциплины 1949-1997 7924-7994    
Диссертации Книги, брошюры Статьи, тезисы Всего
Канди­датские Доктор­ские Всего % Коли­чество % Коли­чество % Коли­чество %
Военные науки 1,4
Искусствоведение 19,9 16,5 63,6 6,7
Исторические науки 7,7
Математика 2,7
Педагогика 6,2
Политические науки 14,7
Правоведение 5,8
Психология 26,5
Социобиология 4,3
Социология 16,9
Философия 7,1
Всего 13,8 76,2

28 !• Введение в конфликтологию

в журналах и сборниках, а также глав и параграфов в книгах, посвященных проблеме конфликта. Из истории науки известно, что многие дисциплины приобретали статус самостоятельных, имея менее солидную исследовательскую базу.

Анализ данных, представленных в табл. 2.1, показывает, что в разных отраслях конфликтологии сложились различные тен­денции в способах отражения получаемых знаний в печати. Так, если в искусствоведении и философии диссертации составляют соответственно 20% и 19% общего числа публикаций, то в со­циологии — лишь 5%, а в психологии и политических науках — 7—8%. Относительное количество публикаций в виде книг и брошюр наиболее велико в математике - 32%, меньше в социо-биологии - 7%, а также военных науках - 10%.

Первая работа в данной области, обнаруженная авторами, была опубликована в 1924 г. Ее написали П.О. Гриффин и МИ. Моги-левский [20]. Она носила в большей степени социологический характер и была посвящена трудовым конфликтам, а также по­рядку их разрешения.

Исследования конфликтов в отечественной науке сначала велись в рамках частных конфликтологических дисциплин: со­циологии конфликта, правоведения, психологии конфликта, ма­тематического анализа конфликта и др. Длительность исследо­вания наукой проблемы конфликта влияет на качество и коли­чество полученных знаний. Время, в течение которого проблема конфликта изучается как самостоятельная в частных конфликто­логических науках, показано на рис. 2.1. Начало изучения кон­фликта в рамках конкретной дисциплины определялось по вре­мени опубликования первых работ, посвященных данной про­блеме.

Полученные данные показывают, что проблема конфликта носит выраженный междисциплинарный характер. Новая наука — конфликтология рождается не на стыке двух-трех научных дисциплин, как это обычно бывает. При формировании кон­фликтологии используются знания о конфликте, накопленные в рамках одиннадцати наук, являющихся фактически отраслями конфликтологии. Трудно назвать другое явление, которое вызы­вало бы устойчивый интерес у такого количества ученых, пред­ставляющих столь широкий спектр разных научных дисциплин.

2. История отечественной конфликтологии

Военные науки

Политические науки

Исторические науки

Педагогика

Философия

Искусствоведение

Социобиология

Математика

Психология

Правоведение

Социология

Рис. 2.1 Годы опубликования первых работ по проблеме конфликта

На сегодняшний день различные науки по-разному продвину­лись в изучении конфликта и внесли разный вклад в формирование междисциплинарной области знания - конфликтологии. Одним из объективных критериев относительной степени разработанности проблемы конфликта в конкретной науке может служить общее количество публикаций (рис. 2.2).

1 — психология

2 — социология

3 — политические науки

4 — исторические науки

5 — философия

6 — искусствоведение

7 — педагогика

8 — правоведение

9 — социобиология

10 — математика

11 — военные науки

Рис. 2.2 Общее число публикаций по проблеме конфликта

Анализ представленных данных позволяет сделать вывод, что лидером среди наук, изучающих конфликт, является психология. Это связано с той определяющей ролью, которую всегда играет человек в возникновении, развитии и завершении любых соци­альных и внутриличностных конфликтов. Однако лидирующее

Наши рекомендации