Одежда — знак выражения радости, хорошего настроения

Для демонстрации радости и хорошего настроения мы на­деваем нарядный костюм из более дорогих, чем для повсе­дневной одежды, тканей и выбираем необычные по силуэту модели.

Одежда ярких, радостных расцветок (желтый, золотой, оранжевый, красный, розовый, пурпурный цвета и их соче­тания) сигнализирует о хорошем расположении духа.

«Женщину, одетую в светлое, трудно привести в дурное настроение», — считала Габриель Шанель.

Помогают выразить праздничность и хорошее настроение особые ткани с блестящей поверхностью (парча, шелк и т.д.), с люрексом, папильетками.

У каждого народа с праздничностью ассоциируется своя гамма цветов. У нас — это яркие, теплые и насыщенные расцветки, а также белый, розовый, голубой, пастельная гамма. Яркие украшения, праздничный макияж, нарядная при­ческа — вот что традиционно соответствует атмосфере празд­ника и становится его знаком.

Одежда как знак выражения грусти, пониженного настроения. Это прежде всего одежда мрачных, темных расцветок (черный, темно-коричневый, фиолетовый, багряный, серый цвета и их сочетания).

В трауре принято надевать особый траурный костюм, который для других объясняет ваше дурное настроение.

Одежда как знак тревожности. Тревожность (как черта личности и как ситуативное переживание) может выражаться w том, что человек как бы кутается в одежде, закрываясь с голо­вой от всех проблем и страхов.

Так и воспринимаются некоторые творческие работы будущих дизайнеров-модельеров, которые предлагают модели с капюшонами-чехлами, закрывающими лицо целиком. В том же духе — трансформация плечевого пояса изделия в подобие гипсовой накладки при сломанной шее — высокий во­ротник, закрывающий часть лица (из коллекций выпускни­ков факультета дизайна 1999 года!).

Ностальгия по ушедшему времени проявляется как в обществе в целом, так и в одежде людей в тяготеющих к стилю «рет­ро» — современной моде, повторяющей в деталях, приемах моду в среднем двадцатилетней давности. Например, в 90-е годы — моду 70-х.

Так, костюм в стиле «хиппи» в 70-е годы выдавал сторонника демократического движения, разделяющего определенные принципы. Этот же костюм, надетый сегодня, интерпретируется как несовременность, ностальгическая погруженность в прошлое.

Одежда как знак характера. По одежде можно прочитать определенные качества человека. Мы уже говорили о «редукции» характеристик одежды на образ человека. Если рассматривать костюм на вешалке, то можно уже по нему выделить ряд человеческих качеств, которые как бы «несет» в себе данная одежда. Она может быть аккуратной — небрежной; вы­держанной (строгой) — вызывающей; смелой — скромной; спокойной — кричащей; богатой — бедной и т. д. Человек воспринимается «целомудренно скромным», если в его одежде — глухая застежка до верха, сокрытие элементов женственности. Скромной выглядит одежда, которая особо не следует контурам тела, она свободна и даже объемна, от­сутствуют разрезы и манящие элементы. По одежде могут быть определены качества «простоты». Как правило, это одежда простого кроя, скромная по расцвет­ке, с матовой поверхностью ткани, закрытая. Подробнее ка­чества, которые приписываются человеку по конкретным особенностям, мы рассмотрим в соответствующих частях на­шей книги.

Одежда как знак мужественности, смелости, свободы. Мож­но привести массу примеров с одеждой, которая является зна­ком мужественности, отваги и смелости. Прежде всего — это средневековые рыцарские доспехи, носить которые было под силу далеко не слабому мужчину, так как сам костюм имел значительный вес. Эти качества «читаются» в костюме в стиле «авиатора» — одежда в духе героев первых лет воздухоплаванья (грубые тка­ни, много спортивных деталей, общий поношенный вид). Знаком смелости является костюм в стиле «вестерн» — оде­жда в духе первопроходцев Дикого Запада (слегка поношен­ная, с кожаными заплатками, украшенная длинной бахро­мой).

О свободе говорит костюм в стиле «гаучо» — одежда в духе скотоводов прерий испано-индейского происхождения: раз­нообразные пончо, широкополые шляпы с неглубокой туль­ей, небрежно повязанный шейный платок, кожаные сапоги, мешковатые брюки.

Собственную свободу, раскованность люди демонстрируют, s первую очередь игнорируя стандарты своей среды. Более всего для этого подходит одежда в спортивном и диффузном! стилях — сознательное смешение разных стилей (элегантное вечернее платье и тапочки, кожаный жилет).

Одежда как знак деловитости. Деловой костюм не должен быть слишком изысканным или дорогим, не должен быть слишком ярким или декоративным. Все в нем должно говорить языком дела и труда. Это костюм, в котором удобно ра­ботать, он не приковывает внимания к себе или к Вашей фи­гуре, он как бы сопровождает Вас в деле, является Вашим пер­вым помощником и союзником. Деловитость будет припи­сываться Вам, если Вы одеты строго в одежду деловой стилистики, описанной нами в третьей главе данной книги.

Одежда как знак демократизма. Демократизм в одежде достигнуть несложно. Можно, например, надеть одежду в джинсовом стиле — джинсы, куртку или джинсовый жакет,| блузку из джинсовой ткани — и Вы демократ. Демократичной выглядит одежда спортивного стиля в целом, говорящая; о Вашем стремлении к свободе. Демократично смотрятся костюмы в «пижамном» стиле — верхняя одежда, напоминающая мужскую пижаму. Если Вы хотите выглядеть демократичным, то иногда стоит одеваться в манере людей, стоящих ниже Вас на социальной лестнице.

Одежда как знак традиционности. Традиционность будет считаться в одежде классического, фольклорного, клубного стилей. Костюм в классическом стиле — ставшая традиционной простота и строгость линий, традиционный ассортимент тка­ней и расцветок (неяркая полоска, клетка, «куриная лапка»). Костюм в фольклорном стиле — в соответствии с национальностью носящего. Традиционной будет восприниматься одежда, соответствующая какому-либо стереотипу данного общества. Так, традиционной можно считать знакомый костюм Деда! Мороза и Снегурочки, а так же Бабы Яги. Традиционно вы глядят русские сарафаны с кокошником во время маслени­цы, на народном гуляний и чаепитии.

Одежда как знак нравственных качеств. Эти качества мо­гут читаться по длине юбки в любых изделиях. Так, юбки ниже колена воспринимаются как более приличные. «Неприступность», «надменность» и «отрицание демокра­тических принципов» будут читаться по высокому, жестко­му воротнику, жесткой ткани. «Аморальность» может приписываться по очень свобод­ной и неряшливой одежде. Если Вы в мини, то, как правило, это воспринимается людьми как большая доступность.

«Жесткий контроль над собой», «дисциплинированность» — эти качества приписываются человеку при затянутом поя­се, плотно прилегающей одежде жестких конструкций.

«Закрытость» — это качество будет приписываться, если Вы застегнуты на все пуговицы в изделии с застежкой до­верху.

Одежда как знак погруженности в себя, сосредоточенности, раздумья. Наверное, многие сразу представили одеяние мо­нахини, которое по-своему помогает человеку погрузиться в себя и демонстрирует это для окружающих. Костюм может демонстрироватьдинамические особенно­сти личности. Ваш динамизм удачно можно подчеркнуть Длинным шарфом, распущенными волосами и пластично­стью ткани одежды.

Одежда может быть знаком Вашего согласия или сочувст­вия. Быть одетым как все, не выделяться хотят девушки, оде­ваясь порой странно, зато так, как принято в их тусовке. Со­гласие сродни конформизму, который хорошо читается по одежде.

Выражением сочувствия в одежде будет надетый к месту траур в ситуации скорби кого-либо из знакомых и близких наших знакомых.

Одежда как знак уважения. Если Вы когда-нибудь были Средней Азии, гостеприимные хозяева предлагали Вам от| пить вместе с ними ароматного чая, набросив на плечи национальный халат. Пожалуй, оказавшись в такой ситуацию не забудьте надеть и тюбетейку, чтобы демонстрировать глубокое уважение к экзотичным для нас народным традициям. Не стоит отказываться от подобных предложений, демонст­рируйте почтение к народу, с которым общаетесь, чтобы завоевать симпатию.

Одежда как знак общественной морали. Мода всегда отражала уровень развития мировоззрения общества вообще понимания места женщины в обществе, в частности. Например, в эпоху раннего средневековья особым почетом пользовались беременные женщины — и в моде были за­крытые платья с драпировкой на животе.

Устремленность человеческого сознания к Богу в периоды Готики отражалась в устремленности всей фигуры вверх, при этом высота головного убора иногда достигала метра.

А культ женщины в период классицизма (вторая половина XVIII века) отражался в увеличении объема женской фигуры в ширину — с помощью фижм и в высоту — с помощью прически.

Степень открытости тела в одежде всегда связана с мора­лью, которую разделяет человек. Мини, которое начали но­сить молодые девушки в 60-х, было вызовом и воспринималось некоторыми окружающими весьма оскорбительно.

Одежда в регуляции человеческого общения. Одежда может быть цельюпривлечения внимания, демонстрировать призыв и приглаше­ние; задавать различную степень интимности, способствоватъ установлению оптимальной дистанции в общении между людьми. Одежда может поддерживать внимание собеседника.

Одежда как знак-регулятор в общении может выразить окончание контакта. Если Вы начали надевать верхнюю одежду и обувь, натя­гивать перчатки, надевать головной убор — это воспринима­ется окружающими как приглашение к окончанию общения.

Одежда как знак просьбы. Таким знаком является манера одеваться нищих (дыры, ветхость ткани, грязь и т. д.). Такая одежда сама по себе является просьбой о подаянии.

Одежда как знак предупреждения, запрета. Есть особые виды одежды, предназначенной для подобных сообщений. К ним относится специальная одежда различного назначе­ния, например, для дорожных работников со светоотражающими полосами, повышающими безопасность нахождения людей на проезжей части и предупреждающей водителей о помехах при движении.

Наши рекомендации