Социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере»

Методика разработана О. Ф. Потемкиной и содержит ряд шкал. Ниже при­водятся две из них — А и Б.

Шкала А «Выявление установок, направленных на "альтруизм—эгоизм"»

Инструкция

Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них «да» или «нет», исходя из имеющей­ся у вас тенденции поведения в данной ситуации.

Текст опросника

1. Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе?

2. Вам легче просить за других, чем за себя?

3. Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-либо просят?

4. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?

5. Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?

6. Вы стремитесь сделать как можно больше для других людей?

7. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни — жить для других людей?

8. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?

9. Ваша отличительная черта — бескорыстие?

10. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?

П. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?

12. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?

13. Ваша отличительная черта — стремление помочь другим людям?

Н. Вы считаете, что сначала человек должен думать о себе, а потом уже о других?

15. Вы обычно много времени уделяете своей особе?

16. Вы убеждены, что не нужно для других сильно напрягаться?

17. Для себя у вас обычно не хватает ни сил, ни времени?

18. Свободное время вы используете только для своих увлечений?

19. Вы можете назвать себя эгоистом?

20. Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

Обработка результатов

Ключ к опроснику: проставляется по 1 баллу при ответах «да» на вопросы 1 -4, 6, 7, 9, 13, 17 и ответах «нет» на вопросы 5, 8, 10-12, 14-16, 18-20. Затем подсчитывается общая сумма баллов.

Выводы

Чем набранная сумма баллов больше 10, тем в большей степени у субъекта выражен аль­труизм, желание помочь людям. И наоборот, чем сумма баллов меньше 10, тем больше у субъекта выражена эгоистическая тенденция.

Шкала Б

«Выявление установок на "процесс деятельности" — "результат деятельности"»

Инструкция

Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них «да» или «нет», исходя из имеющей­ся у вас тенденции поведения в данной ситуации.

Текст опросника

1. Сам процесс выполняемой работы увлекает вас больше, чем ее завершение?

2. Для достижения цели вы обычно не жалеете сил?

3. Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что вам неинтересно, даже если это необходимо?

4. Вы уверены, что у вас хватит настойчивости, чтобы завершить любое дело?

5. Заканчивая интересное дело, вы часто сожалеете о том, что оно уже завершено?

6. Вам больше нравятся люди, способные достигать результата, чем просто добрые и от­зывчивые?

7. Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не важен результат?

8. Вы считаете, что успехов в вашей жизни больше, чем неудач?

9. Вы больше уважаете людей, способных увлечься делом по-настоящему?

10. Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?

11. Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?

12. Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни?

13. Можете ли вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?

14. Вам часто удается довести начатое дело до конца?

15. Бывает ли, что, увлекаясь деталями, вы не можете закончить начатое дело?

16. Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?

17. Вы часто загружаете свои выходные дни или отпуск работой из-за того, что нужно что-то сделать?

18. Вы считаете, что главное в любом деле результат?

19. Соглашаясь на какое-либо дело, вы думаете о том, насколько оно для вас интересно.

20. Стремление к результату в любом деле — ваша отличительная черта?

Обработка результатов и выводы

За каждый положительный ответ на вопрос опрашиваемый получает 1 балл. Сумма бал­лов за положительные ответы на нечетные вопросы (1,3, 5, 7 и т. д.) будет отражать ориента­цию субъекта на процесс деятельности, а сумма баллов за ответы на четные вопросы — ори­ентацию субъекта на результат.

Методика «Ценностные ориентации»

Адаптированный вариант методики, разработанной М. Рокичем, служит для исследования системы ценностей личности. Автор делит эти ценности на терминаль­ные, или ценности-цели,, и инструментальные, или ценности-средства. Терминальные цен­ности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального су-, шествования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) сличной и обще­ственной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности он определяет как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рацио­нализм) является и с личной, и с общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

Инструкция

Испытуемому предлагается разложить по ранжиру карточки из плотной бумаги разме­ром 150 х 50 мм с наименованием ценностей и обозначением на обратной стороне «Т» (тер­минальные ценности) или «И* (инструментальные ценности). Карточки с наименованием ценностей предлагаются общим набором в беспорядке, сначала — 18 карточек «Та, а за­тем — 18 карточек «И». Ранжируются последовательно первые, а затем — вторые. По окон­чании работы с карточками «Т» респондента просят сделать на специальном бланке с делени­ями от 50 до 100 отметку, характеризующую степень его уверенности в том, что при повтор­ном опыте порядок карточек остался бы тем же. Затем проводится ранжирование карточек «И» и опять делается отметка уверенности.

Наши рекомендации