Влияние РСС на личностные характеристики участников тренинга
При обсуждении возможностей РСС особое значение придается самосовершенствовании личности и личностных смыслов занимающихся. Операционально определяя, что за этим стоит, можно сказать, что трансформация личности - это изменение устойчивых констелляций личностных черт, определяющих отношение к себе, к другим людям, к миру, изменение способов взаимодействия с миром. Изменение личностных смыслов в определенной степени означает преобразование ведущих мотивов, отражающих социогенные и психогенные потребности личности, изменение потребностного профиля личности.
Исходя из этого, предметом исследования было влияние тренинга на динамику характерологических черт и мотивационно-потребностную сферу личности. Нас интересовало, какие личностные особенности являются наиболее чувствительными к психологическому воздействию тренинга. Косвенным образом это свидетельствовало бы и об эффективности тренинга. Изучались переменны самоотношения:
- уверенность в себе, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самообвинение, внутренняя конфликтность, самопривязанность, внутренняя честность, локус контроля;
- тревожность (ситуативная, личностная, экзаменационная),
- мотивация, потребности в достижениях, доминировании, аффилиации, познании, одобрении.
В качестве методов использовались стандартизированные отечественные и зарубежные психодиагностические опросники: Марлоу-Крауна, Столина, батарея тестов Орлова, шкалы Спилбергера, анкета Маудели. Опросы проводились до и после тренинга.
Влияние тренинга определялось следующим образом: если лица, прошедшие тренинг, обнаруживали более высокий балл по какой-либо переменной по сравнению с фоновыми показателями, считалось, что тренинг оказывает влияние на данную переменную.
Сравнивалось распределение численности участников по трем уровням переменной (низкий, средний, высокий) до и после тренинга с помощью критерия Хи-квадрат Пирсона.
Объем выборки 67 человек, из них 20 мужчин и 47 женщин.
Приведем групповой психологический портрет участников семинара, составленный по результатам предварительного обследования. В данном портрете приводятся данные о неблагоприятных показателях, поскольку именно они выступают предметом коррекции в тренинге.
Для большей части группы (75,76%) характерна зависимость от благоприятных оценок со стороны других людей, ранимость, чувствительность к межличностным влияниям и влияниям среды, высокая потребность в одобрении их поведения и деятельности со стороны других людей, сдерживание агрессивных реакций, повышенная потребность в общении (шкала мотивации одобрения). 65% участников обнаружили неудовлетворенность собой, своими возможностями, сомнения в способности вызвать уважение (шкала самоуверенности). У 69,5%выявлено наличие внутренних конфликтов, сопровождаемых высокой тревожностью (шкала внутренней конфликтности).
У значительной части (68,8%) выявлена повышенная тенденция к интрапунитивным реакциям, готовность поставить себе в вину свои промахи и недостатки, негативные реакции в свой адрес даже, несмотря на высокую оценку своих достижений, и качеств (шкала самообвинения). Приблизительно 40% участников характеризуется низким уровнем самоценности, то есть недооценкой своего духовного «Я», сомнениями в ценности своей личности. При этом отмечается ригидность «Я – концепции», привязанность к неадекватному Я-образу (шкал самоценности и самопривязанности).
У 33% выявлен низкий уровень интернальности, плохая саморегуляция, неспособность противостоять обстоятельствам, слабое развитие «Я» как внутреннего стержня, интегрирующего и организующего личность и деятельность (шкала локус контроля). 31% характеризуются низким уровнем принятия самих себя такими, какие они есть, что является симптомом внутренней дезадаптации (шкала самопринятия).
До тренинга 70,3% участников показали средний уровень внутренней честности, то есть тенденцию к закрытости, не способность или нежелание осознать значимую неприятную информацию о себе, неглубокой осознанности «Я», кроме того, 7,3% показали высокий уровень внутренней нечестности.18,3% участников обнаружили глубокую осознанность «Я», повышенную рефлексивность.
Относительно мотивации получены следующие данные: у 55% участников наблюдается высокая потребность в аффилиации, то есть стремление находиться рядом с другими людьми, устанавливать и поддерживать дружеские отношения и тенденции рассматривать других как похожих, подобных себе. У 25% наблюдается средний уровень потребности в аффилиации, у 20% низкий уровень, то есть независимость, ощущение комфорта в одиночестве.
У подавляющего большинства участников (78%) имеет место средний уровень потребности в достижениях, то есть стремление к независимости деятельности, развитию и упражнению своих способностей и таланта, к достижению уникального результата, в целом - к успеху. Высокий уровень данной потребности наблюдался у 15% участников, низкий - 7%.
Результаты психологического обследования участников, полученные после окончания тренинга таковы.
Среди исследуемых психологических параметров можно выделить группу свойств, чувствительных к данному психологическому воздействию.
Самые значительные наблюдения наблюдаются на уровне тревожности, которая снизилась практически у всех испытуемых (97%).
Среди характеристик самоотношения в первую очередь наблюдаются позитивные изменения в уровне самоценности. Самоценность как заинтересованность в собственном «Я», безусловная любовь к себе, ощущение ценности собственной личности, предполагаемая ценность своей личности для других людей, возросла на 38%.
Уверенность в себе возросла на 35%. Среди прошедших тренинг 70% (по сравнению с 35% до занятий) обнаружили высокий уровень уверенности в своих возможностях, удовлетворенность собой, отсутствие внутренней напряженности. Существенно снизилась внутренняя конфликтность - на 34%. 64,5% участников (в отличие от 30,5% до тренинга) показали адекватный образ «Я», отсутствие вытеснения, высокий уровень рефлексивности, осознание своих трудностей. Существенно уменьшилась тенденция к самообвинению 35,8%. Только 33%, в отличие от 68,8% до тренинга, показали высокий уровень интрапунитивных реакций. Повысилась флексибильность личности, то есть снизился уровень самопривязанности на 24%. 64%участников (в отличие от 40% до тренинга) обнаружили желание и готовность к самоизменению. Другие характеристики самоотношения существенно не изменились.
Относительно мотивации отмечается следующее. Потребность в аффилиации осталась на высоком уровне, имеет место небольшие сдвиги в сторону среднего и низкого уровня, но они не являются существенными. Небольшое смещение данных в сторону снижения потребности можно объяснить снижением тревожности, которая является часто «активатором» потребности в аффилиации.
Определенные изменения претерпевает потребность в достижении. Если до тренинга преобладающим был средний уровень потребности в достижениях - 78% участников, то после тренинга численность участников со средним уровнем снизилась - на 40,5% (до 37,5%) при одновременном увеличении как группы с низкой потребностью (на 17,5%), так и группы с высокой потребностью (на 23%). Таким образом, наблюдают две основные тенденции: увеличились консистентность данной мотивации и группа с высокой потребностью в достижениях.
Анализ показывает, что характеристиками, чувствительными к влиянию тренинга являются:
- тревожность;
- самоценность;
- уверенность в себе;
- внутренняя конфликтность;
- самообвинение;
- консистентность потребности в достижении;
- потребность в достижениях.
Нечувствительны к влиянию погружений в РСС:
- локус контроля;
- отраженное самоотношение;
- самопринятие;
- потребность в аффилиации.
Основываясь на результатах исследования можно сделать следующие выводы.
1. РСС избирательно влияет на ряд параметров самоотношения.
2. РСС изменяет некоторые динамические мотивационные характеристики, например консистентность мотивации достижения.
3. РСС снижает личностную и специфическую тревожность.
В 1995-1996 гг. проведено исследование, которое имело следующие цели.
1. Исследование влияния погружений в РСС на самооценку личности.
2. Изучение динамики изменения эталонных идеальных черт человека.
В качестве объекта исследования нами были избраны тренинговые группы: 1-2 модуль «Дерево Жизни», «Инсайт» и «Танец Духа».
Исследование проводилось двумя методиками: «Хочу познать себя», «Будасси».
Объем выборки - 32 человека, из них 13 мужчин (40,6%) и 19 женщин (59,4%). Образовательная характеристика: 17 чел. (53%) - высшее, 6 чел. (18,75%) - неполное высшее, 6 чел. (18,75%) - среднеспециальное и 3 чел. (9,37%) - среднее.
Для удобства анализа результаты были разделены на две группы. Это обусловлено спецификой тренингов. В 1-ю группу вошли 2 профессиональных тренинга, восьмидневных, во 2-ю группу включен двухдневный тренинг личностного роста. Различия между ними состоят в уровне сплоченности группы, глубине доверия между участниками, количеством упражнений и погружением в РСС и т.д.
Математическая обработка теста «Хочу познать Себя» заключалась в нахождении средней арифметической по каждому предъявлению в 2-х группах и в определении t Стьюдента - критерия значимости изменений.
Влияние погружений определялось следующим образом: если лица, прошедшие тренинг, обнаруживали более высокий балл по какой-либо переменной по сравнению с 1-ми и 2-ми предъявлениями, то считалось, что тренинг оказывает влияние на данную переменную.
Обработка результатов методикой Будасси заключалась не в нахождении коэффициента, а в описании изменений, выраженных в 4-х степенях. Отмечаются появления и исчезновения черты из области Реалов и Идеалов.
Первая степень означает наибольшее количество переходов черты, 4-я - наименьшее.
Проведенное исследование позволило сделать следующие предварительные заключения.
1. В зависимости от половозрастных и образовательных характеристик людей индивидуальные изменения в самооценки имеют различную динамику:
- лица, имеющие среднее и среднетехническое образование, обнаруживают высокую динамику изменения самооценки от колеблющейся до резко повышенной;
- у лиц с высшим образованием обнаруживается плавное повышение самооценки;
- малая динамика изменений видна у большинства мужчин.
2. Относительно общего повышения самооценки по всем параметрам (качествам) нужно сказать, что:
- значимые изменения по параметру «принципиальность» существуют во 2-й группе между 2-м и 3-м предъявлениями;
- по всем остальным параметрам между 1-м, 2-м, 3-м предъявлениями в обоих группах значимых изменений нет;
- средние арифметические всех качеств показывают наглядно изменения самооценок группы в сторону их повышения.
3. Наиболее чувствительными к влиянию тренинга являются такие этические эталоны: сострадательность, беспечность, вдумчивость, увлекаемость.
4. Под влиянием тренинга (погружений в РСС) у участников изменяются представления о идеальных эталонных качествах человека, а также представления о себе.