Обработка результатов и выводы. Определение склонности (наибольшей предпочтительности) к какой-либо

Определение склонности (наибольшей предпочтительности) к какой-либо профессио­нальной сфере осуществляется на основе сопоставления сумм баллов (по вертикали для каж­дого столбца таблицы) по трем шкалам (умения, отношения, пожелания). Нулевые показа­тели не учитываются и могут быть приняты во внимание только при качественном анализе. Положительно оценивается такое сочетание, при котором высокие оценки при ответе на во­просы о и ж соотносятся с реальными умениями субъекта, т. е. с высокой оценкой по первой шкале (у). Например, соотношение трех оценок типа 10 — 12 — II благоприятнее, чем соот­ношение 3 — 18 — 12, так как в первом случае оценки более обоснованы наличием у него соответствующего опыта в данной сфере деятельности.

Обязательно анализируются высказывания, которые субъект оценил наибольшим коли­чеством баллов, т. е. 2 — 2 — 2, а также высказывания, в которых две наивысшие оценки сочетаются со средней, т. е. 2 — 2 — 1 или 1 — 2 — 2. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить профессиональную сферу до некоторых конкретных специальностей (например, склонность к работе в области «человек — знаковая система»: филолог, историк, редактор, переводчик, журналист и т. д.), во-вторых, для того, чтобы выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными сферами (например, учитель математики — «человек — знак», модельер — «художественный образ — человек»).

Таблица ответов

Ч-З Ч-Т Ч-П 4-Х Ч-Ч
У О ж   О ж У О ж У О ж У о ж
                             
                             
                        1=4      
                             
                             
                             
                             
                             
4]                              
                             
  Ч—3   Ч—Т   Ч—П   4-Х   Ч-Ч

Обозначения: Ч—3 — «человек — знак», Ч—Т — «человек — техника», Ч—П — «чело­век — природа», Ч—X — «человек — художественный образ», Ч—Ч — «человек — чело­век»; у — оценка умения, о — оценка отношения, ж — оценка желания.

Методика «Опросник каскадной самооценки хозяйственного руководителя»

Данная методика разработана Е. С. Жариковым и направлена на выявле­ние предпочтения (склонности) одного из видов управленческой деятельности. Приводится сокращенный вариант*.

Проведение эксперимента

Методика представлена в виде анкеты (опросника) с 61 утверждением, продолжающим высказывание «Я хотел бы...» Испытуемым предлагается на бланках для ответа по 11-бал­льной шкале (от 0 до 10) оценить силу своего желания заниматься перечисленными рабо­тами. Причем первое утверждение — «Я хотел бы быть руководителем» выяаляет статус­ную привлекательность руководящей работы для испытуемого. Последующие 60 утверж­дений служат для выявления склонности к различным видам управленческой работы, которые для удобства условно названы: «мыслитель», «штабной работник», «организатор», «кадровик», «воспитатель», «снабженец», «общественник», «инноватор», «контролер», «дипломат».

Обследование с помощью этой методики занимает приблизительно 30 минут.

Текст опросника

Нижеследующие утверждения являются продолжением высказывания «Я хотел бы...»

1. Быть руководителем.

2. Решать управленческие проблемы.

3. Работать с управленческой документацией.

4. Организовывать подчиненных на выполнение заданий.

5. Работать с кадрами.

6. Обучать работников.

7. Осуществлять снабженческую деятельность.

8. Участвовать в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях.

9. Заниматься внедрением научно-технических достижений в производство.

10. Осуществлять работу по обеспечению выпуска продукции высокого качества.

11. Заниматься организацией связи с другими предприятиями и учреждениями.

12. Заниматься выявлением и формулированием управленческих проблем (противоречий между заданиями и возможностями).

13. Заниматься планированием.

14. Ставить задачи перед подчиненными.

15. Заниматься подбором кадров.

16. Составлять приоритетные списки проблем.

17. Организовывать работу службы материально-технического снабжения.

18. Организовывать совещания и заседания.

19. Принимать представителей других организаций и предприятий.

20. Выявлять факторы, способствующие выпуску продукции высокого качества.

21. Бывать в служебных командировках.

22. Проводить заседания и совещания.

23. Создавать или совершенствовать систему контроля качества продукции.

24. Участвовать в решении социально-бытовых проблем работников.

25. Готовить приказы.

26. Иметь «своих» людей в других организациях.

27. Искать эффективные методы решения проблем.

28. Заниматься поиском научно-технических новинок для внедрения.

29. Инструктировать исполнителей.

30. Организовывать повышение квалификации работников, направленное на приобретение навыков бездефектной работы.

31. Непосредственно решать вопросы «привязки» новинок к условиям производства.

32. Отдавать команды и распоряжения.

33. Вступать в деловые контакты с представителями других учреждений и организаций.

34. Разрабатывать перечни необходимых изобретений и рационализаторских предложе­ний.

35. «Доставать* необходимое для выполнения производственных заданий.

36. Разъяснять работникам смысл и значение директивных документов.

37. Осуществлять социальное планирование развития коллектива.

38. Непосредственно участвовать в обсуждении и решении управленческих проблем.

39. Представлять свою организацию на совещаниях в других организациях и учреждениях-.

40. Развивать заинтересованность работников в повышении качества продукции.

41. Убеждать в полезности нововведений.

42. Давать советы подчиненным.

43. Разрабатывать инструкции.

44. Устанавливать устойчивые связи с поставщиками.

45. Рассматривать (разрешать) конфликты.

46. Контролировать выполнение заданий.

47. Произносить речи на собраниях, совещаниях, заседаниях.

48. Читать лекции и выступать с докладами.

49. Писать отчеты.

50. Стимулировать работников.

51. Заниматься распределением материально-технических ресурсов.

52. Заниматься установлением постоянных связей с работниками других организаций и предприятий.

53. Заниматься поиском и нейтрализацией факторов, мешающих производству продукции высокого качества.

54. Работать над тем, чтобы члены коллектива становились сторонниками нововведений.

55. Работать в президиумах заседаний.

56. Разрабатывать рациональные (экономные) способы расходования ресурсов.

57. Заниматься воспитательной работой среди членов коллектива.

58. Заниматься привлечением рядовых работников к управлению.

59. Наказывать за нерадивость.

60. Осуществлять служебную переписку.

61. Принимать решения по проблемам.

Наши рекомендации