Психология воображения
1. Общая характеристика воображения.
Воображение, механизмы воображения: гипотеза случайных находок, гипотеза рекомбинации.
2. Функции воображения: прагматическая, психотерапевтическая, познавательная, психодиагностическая.
3. Индивидуальные особенности воображения: ясность образов, степень реалистичности образов, степень организованности, доминирующий канал воображения, область проявления, деятельности.
4. Классификация видов воображения.
- активное и пассивное;
- воссоздающее и творческое воображение.
5. Формы воображения (мысленный эксперимент, фантазия, мечта, грезы, сновидения).
6. Приемы творческого воображения (агглютинация, типизация, гиперболизация, акцентирования, аналогия).
Литература:
Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество. М., 1969.
Веккер Л.М. Психика и реальность. М., 1998. С. 574-586.
Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. М., 1987.
Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986.
Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. Минск, 2004. С. 196-221.
Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М., 1979.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1999.
Словарь терминов
А
Абсолютный порог чувствительности – величина раздражителя, разделяющая весь континуум раздражителей на два класса: вызывающие ответную реакцию организма и не вызывающие ее.
Абстрагирование– операциональный компонент мышления, позволяющий мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства, стороны или состояния предмета.
Агглютинация– прием творческого воображения, создание образа путем соединения, «склеивания» частей двух или нескольких предметов так, что получается образ нового предмета.
Агнозия – нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур. Различают зрительные, тактильные, слуховые агнозии.
Адаптация ощущений – приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств адаптирующего раздражителя.
Акцентирование- прием творческого воображения, создание образа, в котором какая-либо часть, деталь выделяется, особо подчеркивается.
Анализатор (И.П.Павлов), сенсорная система – это канал, который осуществляет прием и анализ сенсорной информации определенной модальности, анатомо-физиологическая основа ощущений, включающая рецептор, проводящие нервы и участки в коре головного мозга.
Анализ- операциональный компонент мышления, основанный на расчленении (мысленном, а также и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств какого-либо предмета или явления.
Аналогия- прием творческого воображения, создание образа в чем-то похожего на реальную вещь, живой организм, действие.
Апперцепция – зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от общего содержания, направленности и других личностных особенностей его психической деятельности.
Ассоциация – возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания, которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой появление другого.
Б
Бинокулярное зрение– зрение двумя глазами; в совершенном виде – это зрение при двух открытых глазах, характеризующееся устойчивой фузией, то есть слиянием воедино изображений одного и того же предмета, проецируемых на сетчатки глаз.
Болевые ощущения – ощущения, которые сигнализируют об изменениях, происходящих в организме и могущих привести к повреждению органов и тканей. Болевые ощущения характеризуются выраженной эмоциональной окраской и почти полным отсутствием адаптации.
В
Верхний абсолютный порог ощущений – максимально допустимая величина внешнего раздражителя.
Взаимодействие ощущений– это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.
Вибрационная чувствительность – чувствительность к действующим на кожу механическим, прежде всего звуковым колебаниям.
Вкусовое ощущение – ощущение, возникающее в результате воздействия раздражителя на хеморецепторы рта.
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
Внутренняя речь – беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления про себя. Является производной формой внешней (звуковой) речи, специально приспособленной к выполнению операций в уме.
Воображение– психический процесс создания новых целостных образов путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.
Восприятие (перцепция) – это психический процесс целостного отражения предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии адекватных физический раздражителей на органы чувств.
Восприятие движения– это отражение направления и скорости пространственного существования предметов.
Восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.
Восприятие пространства – чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, ив глубину) и движений.
Воспроизведение– один из процессов памяти, при котором актуализируются известные по прошлому опыту мысли, образы, чувства, движения. В отличие от узнавания осуществляется в отсутствии объектов, вызвавших когда-то соответствующие следы памяти.
Временной порог тактильной чувствительности определяется по минимальному интервалу между последовательными прикосновениями к одному и тому же месту кожи, который обеспечивает их раздельное ощущение.
Вызванные потенциалы – биоэлектрические колебания, возникающие в нервных структурах в ответ на раздражение рецепторов или эффекторных путей и находящиеся в строго определенной временной связи с моментом предъявления стимула.
Г
Гаптика– сенсорная система, включающая все виды кожной рецепции и осязание.
Гемералопия – уменьшение способности видеть при слабом освещении.
Гештальтпсихология – психологическое направление, существовавшее в Германии с начала 10-х до середины 30-х гг. ХХ в. Основные представители: М.Вертгеймер, В.Кёлер, К.Коффка.
Гиперболизация – прием творческого воображения, это умышленное преувеличение (преуменьшение) характеристик объекта, распространенное на весь объект, на всю ситуацию.
Д
Дактильная речь – ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении грамотных глухих людей между собой и со всеми, знакомыми с дактилологией.
Дедукция– вид умозаключения, в котором осуществляется переход от общего к частному.
Дейтеранопия – обычно врожденная частичная цветовая слепота, преимущественно на зелёный цвет.
Дискурсивное мышление – опосредованное прошлым опытом речевое мышление человека. Выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей.
Дифференциальный порог ощущений – минимальное различие между двумя раздражителями либо между двумя состояниями одного раздражителя, вызывающее едва заметное различие ощущений.
Дихотоническое слушание – восприятие на слух двух разных по содержанию или звучанию сообщений, одно из которых поступает через наушник на левое ухо, а другое – на правое.
Доминанта – временно господствующий очаг возбуждения в ЦНС.
Ж
Житейское понятие– традиционно признается как несовершенное, образующееся вне специального обучения, при спонтанном усвоении детьми значения слова, а потому ограниченное обобщением узкого круга практических явлений понятие, в котором слиты существенные и несущественные признаки.
З
Забывание – процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже и узнать то, что было известно из прошлого опыта.
Закон Фехнера – величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя.
Запоминание– один из процессов памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память. В процессе запоминания включение вновь поступающих элементов в структуру памяти происходит путем их ввода в систему ассоциативных связей.
И
Избирательность восприятия (селективность) – одно из свойств восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля каких-либо объектов (или их частей) и признаков. Выделяемый и поэтому более отчетливо воспринимаемый объект выступает как «фигура», а остальные объекты – как её «фон».
Иконическая память – сенсорная копия зрительной информации, предъявленной наблюдателю на короткое время (до 100 мс.).
Иллюзии восприятия – искаженные восприятия реальных предметов.
Интеллект– 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме».
Интенсивность ощущения – количественная характеристика ощущения, которая определяется интенсивностью раздражителя, воздействующего на анализатор, и его пространственно-временными параметрами.
Интерорецепторы – рецепторы, находящиеся внутри организма (в желудке, кишечнике, легком, сердце, кровеносных сосудах и др.) и воспринимающие состояние внутренних органов и изменение давления или химизма крови, лимфы и т.д.
К
Кажущееся движение (стробоскопическое движение) – иллюзорное восприятие движения, возникающее при последовательном предъявлении статических стимулов на разных пространственных позициях.
Кинестетические ощущения – ощущения движения, положения частей собственного тела и прилагаемых мышечных усилий.
Классификация - операциональный компонент мышления, разделение и последующее объединение объектов по каким-либо свойствам.
Когнитивная теория памяти – трехкомпонентная модель памяти, концепция, в которой память рассматривается как результат совместной работы трех основных блоков: сенсорных регистров, кратковременного хранилища и долговременного хранилища.
Комплексное мышление – мышление ребенка и взрослого, осуществляемое в процессе своеобразных эмпирических обобщений, основанием для которых служат отношения между вещами, открывающиеся в восприятии.
Компонент принятия решения – несенсорный фактор в теории обнаружения сигнала, включающий вероятность сигнала и то значение, которое имеет для субъекта правильный ответ и ошибка обнаружения.
Константность восприятия – это восприятие объектов, как относительно постоянных по форме, размеру, цвету и т.д., несмотря на непрерывную изменчивость условий восприятия (освещенность, удаленность, ракурс, помехи и т.п.) и подвижность самого наблюдателя и его сенсорных систем.
Контраст ощущений – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.
Концентрациявнимания выражается степенью его сосредоточенности на объекте.
Концепция дискретности сенсорного ряда (Фехнер) – представление о том, что сенсорная система устроена по пороговому, прерывному принципу.
Концепция непрерывности сенсорного ряда (Мюллер) – представление о том, что сенсорный ряд строится по принципу непрерывности, то есть любой стимул может в принципе вызвать ощущение. Источником вариабельности результатов, получаемых в эксперименте, считаются несенсорные факторы, а не флуктуация порога во времени. Понятие порога в этом случае становится избыточным.
Кратковременная память – один из видов памяти, характеризующийся ограниченным временем хранения информации (до30 сек.) и ограниченным количеством удерживаемых элементов.
Л
Латентный период ощущений – отрезок времени от действия раздражителя до возникновения ответной реакции.
Лингвистической относительности гипотеза – гипотеза Э.Сепира и Б.Уорфа об обусловленности восприятия и мышления структурами языка, о том, что языковые навыки и нормы бессознательно определяют образы мира, присущие носителям того или иного языка.
М
Макропсия –видение предметов (особенно удаленных) увеличенными по сравнению с их обычными размерами.
Механорецепторы – рецепторы, воспринимающие механические раздражения. К ним относятся механорецепторы кожи, кортиева органа, внутреннего уха, вестибулярного аппарата, сосудов и внутренних органов.
Мечта- форма воображения, имеющая под собой слабо обоснованную возможность, реализация которой отложена на неопределенное время.
Модальность – термин, означающий в литературе по психологии и физиологии принадлежность к определенной сенсорной системе и использующийся для характеристики либо ощущения, либо сигнала.
Монокулярное зрение – зрение одним глазом.
Мысленный эксперимент– форма воображения, с помощью которой в сознании человека осуществляется опережающее отражение действительности.
Мышление – это процесс обобщенного и опосредованного познания, состоящий в открытии отношений между предметами и явлениями действительности и их преобразовании.
Н
Наглядно-действенное мышление – один из видов мышления, с которого начинается непосредственное взаимодействие с реальными объектами, определение их существенных свойств и отношений.
Наглядно-образное мышление – вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений.
Надпороговый стимул – это стимул, интенсивность которого превосходит пороговое значение.
Нейрон-детектор – высокоспециализированная нервная клетка, способная избирательно реагировать на тот или иной признак сенсорного сигнала.
Непроизвольное внимание– это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя. Например, сила и новизна раздражителя на фоне действующих вызывает непроизвольное внимание.
Нижний абсолютный порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.
О
Обобщенность восприятия – свойство восприятия, которое заключается в том, что единичный объект-раздражитель, выступая во всей своей индивидуальности, вместе с тем воспринимается в качестве представителя класса объектов, однородных с данным по каким-либо признакам.
Обобщение - операциональный компонент мышления, объединение предметов или явлений по их существенным признаками свойствам.
Объем внимания – количество объектов, которые могут быть восприняты одновременно. Объем зрительного внимания составляет 7+2 отдельных объекта.
Объем кратковременной памяти – максимальное количество элементов (букв, цифр, слов, знаков и т.п.), припоминаемых без ошибок сразу или через несколько секунд после их предъявления.
Оперативный порог ощущений – наименьшая величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума.
Опознание– процесс перцептивной категоризации, отнесения воспринимаемого объекта к одному из множества классов. Согласно Дж.Брунеру, операция опознания («движение от признаков к категориям») является одной из главных характеристик всякого восприятия и может осуществляться непроизвольно и неосознанно.
Орган чувств – это анатомо-физиологический аппарат, расположенный на переферии тела или во внутренних органах и специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды.
Осмысленность восприятия– отражена в сознательном образе мира, то есть воспринимаются объекты, события, имеющие свое название, значение (научное, житейское или функциональное).
Ощущение (сенсорные процессы) – это психический познавательный процесс отражения отдельных свойств реального внешнего мира и внутреннего состояния организма, которые непосредственно воздействуют на органы чувств в данный момент.
П
Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта.
Переключаемость внимания определяется скоростью переноса внимания с одного объекта на другой.
Порог исчезновения – 1) при измерении абсолютного порога – точка в континууме стимулов, ниже которой раздражитель перестаёт вызывать у испытуемого ощущение; 2) при измерении дифференциального порога – точка исчезновения впечатления разницы между сравниваемыми стимулами.
Подпороговое восприятие– субъективно не осознаваемые, но влияющие на поведение человека процессы восприятия, протекающие как бы «под порогом сознания». Эти процессы особый интерес вызвали в связи с изучением вопроса о возможности использовать подпороговые раздражители для управления поведением и деятельностью человека.
Подпороговый (субпороговый) стимул – это стимул, который слишком слаб и не вызывает надежной ответной реакции.
Позиционная кривая – U-образная зависимость вероятности правильного воспроизведения от порядкового номера элемента последовательности, предъявленной для запоминания. Начальный участок нисходящей ветви кривой называется эффектом первичности: хорошо запоминаются первые элементы последовательности. Конечный участок восходящей ветви называется эффектом недавности: лучше всего запоминаются последние элементы. Средний участок кривой, соответствующий наихудшему запоминанию, обусловлен действием ретро- и проактивного торможения.
Предметность восприятия – это отнесенность всех получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а, например, не к раздражаемым рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке сенсорной информации.
Представления памяти – воспроизведенные образы воспринятых ранее предметов и явлений.
Представление – наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или воображении.
Проактивное торможение – вперед действующее торможение, затруднение в запоминании материала под влиянием предшествующей деятельности.
Произвольное внимание– это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.
Проприорецепторы – рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях и связках и воспринимающие состояние мышц и движение организма в пространстве.
Пространственный порог тактильной чувствительности определяется по минимальному расстоянию между двумя одновременными прикосновениями, дающими раздельные ощущения.
Процедурная память – в классификации Е.Тulving – один из видов долговременной памяти, в которой хранятся связи между стимулами и ответными реакциями (рефлексы, навыки).
Псевдопонятие– вид допонятийного обобщения, образующегося вне специального обучения при усвоении детьми значений слов. Это обобщение, построенное на образных, а не логических основах.
Психофизика– наука об измерении ощущений, основанная Г.Фехнером. Она изучает отношения между величинами физических раздражителей той или иной модальности и интенсивностью вызываемых ими ощущений.
Р
Радикальная теория образов – концепция, согласно которой любое абстрактное знание, так или иначе, связано с нервной активностью, возникающей во время его приобретения и порождающей сенсорный и перцептивный опыт субъекта.
Распределение внимания – это способность одновременно выполнять несколько видов деятельности (или действий).
Реминисценция– отсроченное воспроизведение того, что первоначально (при непосредственном воспроизведении) было временно забыто (не воспроизводилось).
Ретроактивное торможение – отрицательное влияние деятельности, следовавшей за заучиванием, на последующее воспроизведение заученного материала.
Рецепторы – специальные чувствительные нервные образования, воспринимающие раздражение из внешней или среды организма и перерабатывающие их в нервные сигналы.
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
С
Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений. Обратный процесс, когда взаимодействие анализаторов снижает чувствительность, носит название десенсибилизация.
Сенсорная память – периферическая, модальностно-специфическая, очень кратковременная память (не более 2 с) с большим объемом хранящейся информации.
Синдром Корсакова – амнестический синдром, впервые описанный Корсаковым С.С. (1887). Сложный симптомокомплекс, выражающийся в невозможности запоминания нового материала при сохранности памяти на прошлые события.
Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности.
Синтез - операциональный компонент мышления, соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.
Систематизация - операциональный компонент мышления, разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов.
Сравнение - операциональный компонент мышления, позволяющий устанавливать сходство и различие отдельных объектов.
Структурность восприятия – отражение объекта по мере последовательного поступления его признаков. Через последовательность признаков человек узнает их устойчивое соотношение, то есть структуру объекта.
Т
Тактильные ощущения – один из видов кожной чувствительности, включают ощущения прикосновения, давления, вибрации, фактурности и протяженности (отражение площади механического раздражителя).
Теория обнаружения сигнала (Грин, Светс) – теория, в основании которой концепция непрерывности сенсорного ряда (Мюллер). В соответствии с данной теорией, обнаружение сигнала – вероятностный процесс, обусловленный как сенсорными, так и несенсорными факторами.
Теория оппонентных процессов (Геринг) – теория цветового зрения, в соответствии с которой существует три независимых механизма цветового зрения. В основе каждого из механизмов лежит пара оппонентных процессов (или нейрофизиологических систем) цветоразличения: сине-желтый, зелено-красный, черно-белый. Механизм цветовосприятия таков, что каждая пара способна вызвать только одно из двух возможных ощущений.
Терморецепторы – рецепторы, воспринимающие изменение температуры внешней и внутренней среды организма.
Типизация- прием творческого воображения, создание образа, который впитывает в себя черты, характерные для многих объектов. Результат – типичный образ.
Трихроматическая теория цветового зрения(Юнг-Гельмгольц) – теория цветового зрения, в соответствии с которой наши цветоощущения – это результат функционирования трехкомпонентной рецепторной системы (трех видов колбочек).
У
Узнавание - один из процессов памяти, опознание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту.
Устойчивость внимания характеризуется способностью человека продолжительное время сосредотачиваться на одном и том же объекте.
Ф
Фантазия- форма воображения, практически полностью оторванная от реальности, но в принципе не исключающий возможного перехода в реальность.
Фоторецепторы – рецепторы, воспринимающие световое раздражение, расположены в сетчатке глаза.
Фонематический слух– способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
Х
Хеморецепторы – экстерорецепторы вкуса и обоняния, интерорецепторы внутренних органов, чувствительные к изменению концентрации углекислого газа, кислорода и др.
Ц
Целостность восприятия – свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы.
Ч
Чувствительность– способность живого организма воспринимать адекватные и неадекватные раздражения, отвечая на них каким-либо образом: движением, осознанным ощущением, вегетативной реакцией и т.п.
Э
Экстерорецепторы – рецепторы, расположенные на внешней поверхности тела и в начальных отделах пищеварительной и дыхательной системы и воспринимающие внешние раздражения.
«Эффект Зейгарник»– явление зависимости эффективности запоминания материала от меры законченности действия. Человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось.
Эхоическая память – сенсорная копия акустической информации, предъявленной слушающему на короткое время (около 1 с).
Литература
Березанская Н.Б., Нуркова В.В. Психология. М., 2004.
Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. Минск, 2004.
Психология ХХ1 века./ Под ред. В.Н.Дружинина. М., 2003.
Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М., 1996.
Оксина Ирина Юрьевна