Правила речи в интересах адресата
Содержание речи не должно быть неприятно для адресата.
Правило учета языковых вкусов адресата. Метаязыковой комментарий
Правило учета языковой компетенции адресата.
Метатексты (как все знают; как известно; что означает; напомню, что…).
Правило некатегоричности.
Категоричность как фактор разрушения эффективной коммуникации.
· Меня просто шокирует ваше утверждение...
· Все как раз обстоит совсем наоборот...
· Вы совершенно заблуждаетесь...
ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА СНИЖЕНИЯ КАТЕГОРИЧНОСТИ: |
маскировка жанра |
градуирование оценки |
· использование средств категории вежливости |
· прием авторского комментария |
· прием ложной неопределенности (использование неопределенных местоимений и прилагательных: несколько, кто-то, некоторый, отдельный). |
· прием неуверенности автора в достоверности информации. |
Языковые средства: |
а) выражения на мой взгляд, мне кажется; |
б) слова с гипотетичным значением: очевидно, вероятно, может быть, возможно, видимо. |
Правила речи как рычаги речевого поведения
Тема 4. КАК ПРОВЕСТИ ВСТРЕЧУ С ИЗБИРАТЕЛЯМИ
Как подготовить встречу
Самый сложный и насыщенный общением этап предвыборной кампании — встречи кандидата с избирателями. Не существует «образцовой» предвыборной речи, которую можно было бы заучить в качестве эталона. К каждой ситуации и аудитории требуется особый подход. Важно понять общий алгоритм такого подхода и овладеть простейшими техниками общения.
На всех предвыборных встречах с избирателями кандидаты решают один и тот же набор задач, хотя и в разных соотношениях:
· сообщить о наиболее «ударных» моментах предвыборной программы;
· убедить проголосовать за кандидата или партию;
· закрепить нужный имидж.
Общение с избирателями должно укладываться в определенный регламент. Он задается форматом встречи и особенностями восприятия людьми речевой и визуальной информации. Чтобы не вызвать подсознательных реакций раздражения и отторжения, аудиторию нельзя утомлять и «передерживать». Исходя из этого правила встреча должна длиться не больше одного часа плюс-минус 15 минут. Соответственно само выступление оратора не может превышать 15-20 минут,чтобы у слушателей осталось достаточно времени для диалога и вопросов.
Предварительные действия для встречи требуют прежде всего подготовки текста выступления. Но, помимо этого, обязательны еще два момента:
· кандидат либо представитель партии должны быть «приведены в соответствие» с заявленным имиджем.
· аудитория должна быть подготовлена: различными способами привлечены слушатели, оформлен зал для встречи (размещена наглядная агитация с символикой партии, приготовлены микрофоны, у людей должна быть возможность выпить воды).
Речь перед избирателями
Чтобы добиться успеха у аудитории, нужно учитывать:
· отношение к выступающему — придется ли ему завоевывать аудиторию «по полной программе» или только закрепить уже имеющееся расположение слушателей;
· насколько близки избирателям вопросы, затронутые в речи выступающего;
· хорошо ли избиратели понимают цели партии и средства их достижения на момент выступления;
· легка ли подготовленная речь для восприятия;
· что именно аудитория ожидает от общения с выступающим.
Все это имеет значение как при подготовке базового текста, который станет основой для выступлений на всех встречах с избирателями, так и для текста, адаптированного к конкретной ситуации. Базовый текст включает основные агитационные тезисы кампании и представляет собой несколько речевых модулей. Эти модули должны иметь разные по продолжительности варианты звучания. Но сокращения в них делаются не за счет смысловой части, а за счет примеров и речевых иллюстраций.
Самая распространенная, легкая и привычная для восприятия речь состоит из трех частей:
· вступления,
· основной части,
· заключения.
Этикет обязывает в начале речи поздороваться со слушателями и выразить им одобрение в связи с приходом. В конце речи — поблагодарить за внимание, интересные вопросы и ценные предложения, а затем попрощаться и пожелать удачи в делах, связанных с будущим выполнением кандидатом своих предвыборных обещаний.