Психологическое значение коллективного бессознательного

Инстинкты по своей природе являются не расплывчатыми и неопределенными, а особым образом оформившимися мотивационными силами, которые преследуют свои собственные цели задолго до какого-либо осознания, а затем независимо от степени осознания. Следовательно, они образуют очень близкий аналог архетипам — настолько близкий, что дают весомые основания предположить, что архетипы суть неосознанные образы самих инстинктов или, другими словами, что они являются моделями инстинктивного поведения.

Таким образом, гипотеза коллективного бессознательного является не более смелой, чем допущение существования инстинктов. Обычно люди готовы допустить, что человеческая деятельность весьма подвержена влиянию инстинктов совершенно независимо от рациональных мотиваций сознающего разума.

Архетипов существует столь же много, как и типичных ситуаций в жизни. Бесконечное повторение запечатлело эти опыты в нашей психической системе не в форме образов, наполненных содержанием, а вначале лишь в формах без содержания, представляющих просто возможность определенного типа восприятия и действия.

При возникновении ситуации, соответствующей данному архетипу, он активизируется и появляется побуждение, которое, как и инстинктивное влечение, прокладывает себе путь вопреки всем доводам и воле, либо приводит к конфликту патологических размеров, то есть к неврозу.

Метод доказательства

Теперь мы вернемся к вопросу о том, как можно доказать существование архетипов. Поскольку архетипы имеют тенденцию создавать определенные психические формы, мы должны рассмотреть, каким образом и где можно получить данные демонстрирующие эти формы. Основным источником такой информации являются сновидения, которые обладают тем преимуществом, что, будучи непроизвольными, спонтанными творениями бессознательной психики, представляют, следовательно, явления природы в чистом виде, не фальсифицированные с какой-либо сознательной целью.

Другим источником необходимого нам материала может служить "активное воображение", под которым я подразумеваю последовательность фантазий, вызванных намеренной концентрацией. Я установил, что наличие нереализованных, неосознанных фантазий, увеличивает частоту и интенсивность сновидений, при осознании фантазий, сновидения меняют свой характер, становятся слабее и появляются реже.

Наконец, очень интересные источники архетипических материалов могут быть обнаружены в заблуждениях параноиков, фантазиях, наблюдаемых в состоянии транса и сновидениях раннего детства: с трех до пяти лет.

60.Основное содержание работы В. Франкла «Основные понятия логотерапии».

Ви́ктор Эми́ль Франкл (26 марта 1905, Вена, Австро-Венгрия — 2 сентября 1997, Вена, Австрия) — австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря. Франкл является создателем логотерапии — метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии.

Основные понятия логотерапии -это значимый отрывок из книги В.Франкла « Доктор и душа». В сборник « Доктор и душа» всемирно известного психолога и психотерапевта включены работы, посвященные важнейшим проблемам современного человека, таким как смысл жизни, любовь, смерть, страдание, гуманизм, свобода, вера и т. д. Дается обоснование авторского метода психотерапии.

Ключевые понятия: «логотерапия», «смысл жизни», «экзистенциальная фрустрация»,«невроз»,«ноодинамика», «экзистенциальный вакуум», «сверх-смысл», «метод парадоксальной интенции»

Логотерапия— один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на анализе смыслов существования. Логотерапия обращает внимание пациента главным образом на будущее, точнее, на задачи и смыслы, которые ему предстоит осуществить в будущем.Поиск смысла представляет собой первичный побудительный мотив жизни каждого человека. Люди,по мнению Франкла, не изобретают смысла своего существования, а обнаруживают, раскрывают его.Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда отсутствует стремление к смыслу, возникает апатия, скука.

О ценностях.

Ценности не движут человеком, не толкают его вперед; они скорее тянут, притягивают его.Притягательность или привлекательность ценностей подразумевает, что человек в ценностном плане всегда остается свободен: он волен принять или отвергнуть предлагаемое, осуществить потенциальный смысл или оставить его неосуществленным.

О человеке.

Логотерапия рассматривает человека как существо, миссия которого состоит прежде всего в осуществлении смысла и воплощении в жизнь ценностей.Разумеется, поиск смысла и ценностей скорее вызовет у человека внутреннее напряжение, напряжение между тем, чего человек уже достиг, и тем, что ему еще предстоит осуществить; или тем, кем он есть, и тем, кем ему предстоит стать. Однако именно это напряжение служит необходимым условием психического здоровья. У Ницше есть мудрое высказывание: "Тот, у кого есть зачем жить, может вынести почти любое как".

Фрустрация- психическое состояние, возникающее в ситуации невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.Термин "экзистенциальный"используется в трех значениях: для обозначения 1) переживаемого существования как такового, т.е. специфически человеческого способа бытия; 2) смысла существования; и 3) личного стремления к выявлению смысла в своем существовании, т.е. воли к смыслу.

Человек не может нормально жить, если его жизнь становится бессмысленной, он теряет покой до тех пор, пока вновь не обретет цель и смысл своей жизни. Смысл жизни не может быть дан человеку извне, предложен или навязан. Он должен найти его вполне самостоятельно.Состояние человека, когда у него фрустрировано стремление к смыслу, называется экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальный вакуум может вести к ноогенному неврозу(невроз из-за конфликтов между различными ценностями). Экзистенциальный вакуум проявляется прежде всего в ощущении скуки(например:«воскресный невроз»). Шопенгауэр говорил, что человечество обречено вечно колебаться между двумя крайностями – нуждой и скукой. Скука в наше время создает для психиатров больше проблем, чем нужда. И эти проблемы растут с угрожающей скоростью, так как процесс автоматизации производства по-видимому ведет к значительному увеличению свободного времени.

Наши рекомендации