Особенности характера и темперамента заикающихся
НАРУШЕНИЯ ТЕМПА И РИТМА РЕЧИ
УДК 376.36 ББК 74.3 Л69
Авторы-составители: В.И. Селиверстов, Л.Г. ПарамоноваЛ69
Логопедия.Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. — 432 с. — (Б-ка учителя-дефектолога).
18ВК 5-691-01211-8.
18ВЫ 5-691-01215-0(11).
В пособии представлены извлечения из работ известных отечественных и зарубежных авторов, касающиеся преимущественно методических подходов к преодолению заикания и расстройств темпа и ритма речи несудорожного характера, а также вопросов организации логопедической помощи заикающимся.
Пособие адресовано логопедам специальных (коррекционных) образовательных дошкольных и школьных учреждений, а также студентам дефектологических факультетов педагогических вузов.
УДК 376.36 ББК 74.3
© Волкова Л.С., научное редактирование, 2003 © Селиверстов В.И., Парамонова Л.Г., 2003 © ООО «Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС», 2003 © Серия «Б-ка учителя-дефектолога»
и серийное оформление.
ООО «Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС», 2003 © Макет. ООО «Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС», 2003
ISВН 5-691-01211-8 18ВК 5-691-01215-0(11)
Содержание
От составителей
И А. Сикорский Особенности характера и темперамента заикающихся и условия, способствующие изменению настроения духа и ассоциации идей
Д.Г. НеткачевЗаикание. Новый психологический способ лечения
И.И. Тартаковский Психология заикания и коллективная психотерапия
М.Е. Хватцев Комплексный метод преодоления заикания и особенности его применения для детей дошкольного возраста. Ускоренная речь. Замедленная речь
М. Зееман Дети с ускоренной речью (тахилалия)
В.И. СеливерстовОпыт организации летнего логопедического лагеря-санатория для заикающихся детей и подростков. Методическое письмо
Н.П. Тяпугин Лечение детей в преддошкольном, дошкольном и школьном возрасте
НА. Чевелева Система исправления речи у заикающихся школьников в процессе ручной деятельности
В.И. Селиверстов Принцип последовательности и систематичности в логопедических занятиях с заикающимися школьниками
И.Ю. Абелева, Л.П. Голубева и др. Речевые правила для заикающихся
В.С. Кочергина Расстройства темпа, ритма и плавности речи
С.М. Любинская Техника обучения методу аутогенной тренировки
С.И. Павлова О психологических особенностях заикающихся детей и подростков
В А. Ковшиков Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах
А.В. ЯстребоваОрганизация, содержание и принципы коррекционного обучения заикающихся учащихся младших классов
НА. Власова Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских садов
ГА. Волкова Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников
Л.З.Арутюнян (Андронова)Коррекция личности и нормализация функционального состояния в процессе работы над речью
В.И. СеливерстовСовременный комплексный лечебно-педагогический подход к преодолению заикания
В.М. Шкловский Групповая психотерапия в процессе преодоления заикания
Л.Я. Миссуловин Психотерапия в устранении заикания. Аппарат АИР. Заикание у умственно отсталых детей
М.Е. Хватцев Заикание — недуг устранимый
От составителей
Проблема заикания, несмотря на многовековую историю ое изучения, до настоящего времени продолжает оставаться одной из наиболее сложных и недостаточно разработанных. Характерны самые разнообразные подходы к его изучению и самые различные попытки объяснения его механизмов, не раскрывающие, однако, до конца всей сути проблемы. Заикающиеся же самого разного возраста по-прежнему продолжают ждать от специалистов реальной помощи в преодолении своего столь мучительного недуга.
В связи с этим в данной подборке материалов мы уделили основное внимание методической стороне проблемы, направленной на оказание практической помощи заикающимся детям, подросткам и взрослым. В пособии нашли отражение вопросы классификации заикающихся детей и взрослых, к которым в процессе коррекционной работы невозможно подходить без учета их личностных и других особенностей.
Прежде всего здесь довольно полно освещен комплексный подход к преодолению заикания, учитывающий не только отдельные симптомы данного речевого расстройства, но и иесъ синдром в целом. Приведены также предложенные разными авторами методики преодоления заикания у детей дошкольного и школьного возраста, что позволит читателю использовать в своей работе конкретные методические рекомендации специалистов.
Освещены в издании вопросы индивидуальной и групповой психотерапии, в работе с заикающимися подростками и взрослыми, проблемы организации в нашей стране логопедической помощи заикающимся.
Кроме того, опубликованы материалы, касающиеся особенностей проявления и преодоления заикания у умственно отсталых детей, что сделано нами с учетом крайне недостаточной разработанности этого вопроса.
Составители надеются, что все эти сведения будут полезны как для настоящих, так и для будущих логопедов и дефектологов.
И.А. Сикорский
Особенности характера и темперамента заикающихся