Психологический портрет лица, склонного к делинквентному (отклоняющемуся от правовых норм) поведению

Установочная лекция по предмету «Юридическая психология»

(заочное отделение, 120 ч)

Структура предмета, требования УМК.

Общая трудоемкость дисциплины – 112 ч, из них 12 –ауд, 100 –самост.

Итоговый контроль знаний – экзамен, допуск – наличие контрольной;

Если контрольная работа написана на «отлично» - экзаменационная оценка проставляется автоматически.

На сессии – пишем тест, те кто пишут на «2» -сдают по билетам.

Задачи дисциплины:

- сформировать представление о предмете и основных категориях юрид. психологии

- развить способности использования оперировать терминологией юрид. психологии

- научить практически использовать положения и рекомендации юрид. психологии

По итогам изучения студент должен уметь:

-выступать в качестве заказчика задач перед практическими психологами на проведение социально-психологической работы

- использовать психологические знания при осуществлении юридической деятельности.

2. Содержание предмета:

Раздел 1. Часть общая введение в юридическую психологию
Общая характеристика юридической психологии как науки Структура юридической психологии: правовая, судебная, следственная, пенитенциарная, криминальная, психология юрид. труда На установочной лекции
История возникновении и развития юридической психологии Частично на лекции
Методы юридической психологии: состояние и перспективы развития На установочной лекции
Психология юридического труда   На установочной лекции
Личность и юридическая деятельность самостоятельно
Психические процессы (память, внимание, мышление, ощущение, восприятие, воображение)   Самостоятельно (в учебнике Еникеева в разделе «Общая психология)
Раздел 2. Часть особенная
Правовая психология Ознакомительно рассматриваем на установочной лекции; важные для изучения подтемы будут названы в ходе лекции
Криминальная психология
Следственная психология
Судебная психология
Судебно-психологическая экспертиза
Пенитенциарная психология
Психология оперативно-розыскной деятельности Самостоятельно, лекция представлена в электронном виде


Контрольная работа (допуск к экзамену).

Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями; обязательно должен быть титульный лист, список литературы и ссылки на литературу и интернет источники в тексте работы. Работы, повторяющиеся у двух и более студентов, работы с объемной текстовкой интернет источников (плагиат) получают оценку «неудовлетворительно» и их авторы сдают экзамен по билетам (вместо тестирования).

На выбор предлагается 2 темы контрольной работы.

Тема контрольной 1.

Психологический портрет лица, склонного к делинквентному (отклоняющемуся от правовых норм) поведению.

(Выбираете реального преступника или литературного героя и описываете по схеме; приводя описание, необходимо подтверждать текстом из источника. Если по какому-то пункту описания нет, значит этот пункт не включаете в текст. Схема примерная, чтобы было легче писать, приветствуется свободное повествование, типа эссе). Объем работы 5 -7 страниц.

Схема изучения личности

1. Общие данные: время и место рождения, национальность, образова­ние, специальность, место и характер работы, должность, семейное поло­жение, место жительства, отношение к политическим партиям и др)

2. Внешние признаки:

— лицо (словесный портрет, по возможности особенности строения лица);

— рост (низкий, средний, высокий, аномалии в росте);

— вес и телосложение (очень худой, худощавый, стройный, полный, тучный);

— одежда (опрятен — неопрятен, за модой следит — не следит);

— манеры (производит приятное впечатление — неприятное впечат­ление);

— голос (приятный — неприятный, сильный, гнусавый и т. д.).

3. Жизненный путь:

— родители (время и место рождения, национальность, место житель­ства, социальное положение, образование, профессия, отношение к поли­тическим партиям, их увлечения, постоянное занятие и т.д.);

— детство (жизнь в семье, какой ребенок по счету, жизнь вне семьи, братья и сестры, их взаимоотношения, события в жизни и т.д.);

— юность

— трудовая деятельность и служба в армии (характер труда и службы, отношение к труду и службе, положение среди других людей, удовлетво­ренность, влияние трудовой деятельности на личность);

семейная жизнь, рождение детей и т.п..

— проведение свободного времени (спорт, азартные игры, кино, театр, выпивки с друзьями и т.д.);

4. Поведение:

—преобладающее настроение: (ровное, приподнятое, угнетенное; ре­акция на трудности: растерянность, энергичность, безразличие);

—особенности проявления эмоций и чувств (легко возбуждается, сред­не, быстро; подавляет раздражение легко, с трудом; переживает неудачи заметно — незаметно, долго — недолго; помнит обиды долго — недолго; расстраивается по мелочам — по мелочам не расстраивается и т. п.);

—проявление воли (самостоятельный — несамостоятельный, дисцип­линированный — недисциплинированный; решительный — нерешитель­ный, смелый — трусливый и т.д.);

—поведение в сложной ситуации (сохраняет спокойствие, теряется, сохраняет логичность и рассудительность речи и поступков — теряет их и т.д.);

—поведение в состоянии опьянения (спокоен, агрессивен, теряет кон­троль, замыкается в себе, становится общительным, уединяется; пьет много, средне, пьет много и не пьянеет);

— нравственное поведение (соблюдение моральных норм, отношение к женщине, честность и правдивость, проявление мужества в сложных от­ношениях со старшими и равными).

5. Темперамент и характер:

а) темперамент:

— общительность (общительный, необщительный, малообщитель­ный, замкнутый; застенчивый — незастенчивый; осторожный — реши­тельный, проявляет склонность к лидерству — склонности к лидерству не проявляет), эмоциональность (спокойный — раздражительный, невозму­тимый — ранимый, сдержанный — возбудимый, пессимистический — оптимистический);

б) характер:

— свойства характера, выражающие отношения: к людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость и т. д.); к труду (трудолю­бие, добросовестность, неряшливость и т.д.); к самому себе (тщеславие, честолюбие, самолюбие, гордость, самомнение, скромность и т.д.);

6. Социальная адаптация:

— социальное окружение (взаимоотношения со знакомыми и друзья­
ми, степень признания со стороны окружающих, степень связи с родст­венниками);

— восприятие социальной ситуации (исходит из реальной обстанов­ки; в действиях преобладает логичность — нелогичность, адаптируется к ситуации быстро — медленно);

— самооценка (реальная или нереальная оценка своей социальной ро­ли, отношение к мнению других о своих возможностях, уровень притяза­ний, уверенность или неуверенность в себе).

7. Способности:

— общие способности (плавность и беглость речи, уровень опериро­вания цифрами, легкость запоминания, богатство воображения, полнота обобщений и т.д.);

— специальные способности (организаторские, педагогические и т.д., способность знакомиться, сближаться, влиять на людей и др.).

или Тема контрольной 2.

Деятельность психолога в практике юридической деятельности(решение практической задачи, на выбор из нижеследующих. При написании решения задачи, обязательна аргументация).

Объем 3 страницы.

1. В психологическую структуру любой деятельности, как из­вестно, включаются мотивы, цели, средства, результат. Проанализируйте с этой точки зрения наиболее распространенные виды правоприменительной деятельности: следователя; полицейского; прокурора как обвинителя в суде; судьи; адвоката; прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов, соответствия закону различных подзаконных актов, а также других представителей правоохранительных органов (по выбору студента может быть проанализирована деятельность любого из наиболее ему знако­мых или доступных для ознакомления видов деятельности, в том числе из названных выше, ибо цель данной учебной задачи — овладеть способом такого анализа).

2. Наряд внутренних войск выполнял службу на кон­трольно-пропускном пункте (КПП) на автостраде в районе чрез­вычайного положения в Северной Осетии по проверке и пропуску транспорта. Один из легковых автомобилей по требованию наря­да на КПП не остановился, промчался под шлагбаумом и на боль­шой скорости стал удаляться. Офицер (старший наряда) выстре­лил без предупреждения по автомобилю из автомата Калашнико­ва, в результата чего водитель был убит, а пассажир был достав­лен в милицию. Последующая проверка показала, что запрещен­ных к перевозке предметов в автомобиле не было, а не остановил­ся автомобиль потому, что пассажир опаздывал на самолет. Оцените действия офицеров в обоих случаях с точки зрения психологии деятельности, учитывая, что оружие применено в полном соответствии с законом.

Второй случай точь-в-точь такой же, в том же районе, только с тем отличием, что в остановленном после смерти водителя ав­томобиле было обнаружено спрятанное оружие и боеприпасы, а водитель и пассажир являлись сбежавшими из мест заключения опасными преступниками.

3. Профессор Буров и доцент Воронов, враждовавшие между собой, были вдвоем на охоте на о. Колгуев (Северный Ледовитый океан). Профессор Буров погиб (убит?) от удара охотничьим но­жом в левый глаз (удар «нечеловеческой силы», как заключил судебно-медицинский эксперт). Воронов на следствии, в частно­сти, говорил: «...наши и без того неприятные отношения с профессором стали все обостряться на острове. Я не знаю, может быть, в конце концов, не совладав собой, поддавшись минутной вспышке, я бы и действительно убил профессора. Может быть. Но я его не убивал». Далее он рассказал следователю, как по­гиб Буров. Будучи на другом берегу озера, он видел стоящего по противоположную сторону Бурова и вдруг услышал выстрел с того места, где тот стоял. Когда прибежал, то увидел, что он убит ударом ножа в левый глаз, а ружье валяется рядом. Больше ни­кого поблизости не было.

Вопрос: Можно или нельзя довериться рассказу Воронова, ко­торого руководство и сослуживцы считают человеком безупреч­ной репутации? Какие моменты в обстоятельствах дела, в том числе и в рассказе Воронова, вам показались достойными вни­мания психолога-эксперта? (Здесь описан действительный факт. Суд признал Воронова виновным, вынес обвинительный приговор о лишении свободы, но впоследствии приговор был от­менен, Воронов признан невиновным и освобожден из мест за­ключения.) Почему оказалось возможным оправдание Воронова, когда никаких дополнительных сведений, помимо описанных выше, не было? Как бы вы стали рассуждать, если бы потребовалось подвергнуть психологической экспертизе первый (об­винительный) приговор суда в отношении Воронова?

4. Потерпевшая не могла описать место нападения на нее гра­бителей, не помнила ничего, кроме того, что это было в одном из переулков на улице Тверская (Москва). Следователь повез ее на место нападения, т. е. в переулки Тверской улицы, которые решил показать потерпевшей (вдруг узнает?).Действительно, один из переулков она сразу узнала по арке и мусорному контей­неру под ней. Почему она не могла описать эти детали (арку, му­сорный контейнер) до этого, еще в кабинете следователя? На что надеялся следователь, решив повезти ее в переулки Тверской улицы?

5. Свидетель не мог вспомнить точную дату, когда именно он видел преступника во дворе. Он знал его лично и действительно видел недели полторы-две назад. Следователь тогда предложил попытаться вспомнить все события последних недель, которые ему вообще запомнились, без привязки к каким-либо датам. По­сле этого свидетель назвал точную дату и час, когда он видел преступника. Почему он вспомнил теперь, а не раньше? Какой психологический закон использовался, чтобы стимулировать память свидетеля? Опишите подробно этот закон. Какими еще психологическими методами можно было стимулировать память свидетеля.

6. В фильме «Семнадцать мгновений весны» есть эпизод, ко­гда Штирлиц заходит к своему немецкому коллеге якобы за таб­леткой от головной боли, а на самом деле его интересует чемодан нашей радистки, захваченный гестапо. Чтобы не вызывать по­дозрений, он решает замаскировать свой интерес к чемодану от­влекающими вопросами, которые задает сразу при входе и ухо­дя из кабинета гестаповца, — вопросами о таблетках. Какой за­ кон психологии использовал Штирлиц, отвлекая внимание сво­их возможных преследователей? Какими еще психологическими способами можно было узнать необходимую информацию?

7. Подросток купил наркотик на рынке, но у кого купил, не признается. В милиции объяснили, что наказание ему не гро­зит: купив наркотик, он не совершил никакого преступления, а выступает только в роли свидетеля. Преступником является продавец, а он должен помочь задержать его. Но подросток сто­ит на своем: «Не знаю», «Не помню», «Не разглядел» и т. д. По­чему он не дает нужных показаний? В самом деле не помнит или чего-то боится? Если боится, то чего именно? Как найти психо­логический контакт с ним? Какие вообще могут быть психологические причины отка­за от правдивых показаний свидетеля или потерпевшего, т. е. людей, явно невиновных и далеких от подозрений в причастности к совершению преступления? Если боится, то чего и по ка­кой причине? Может ли помочь этим людям психолог, чтобы они могли принести пользу правосудию, дав объективные свиде­тельские показания? Если да, то как именно?

8. Почему некоторые люди, выступая в суде или на следст­вии свидетелями, порой дают ложные показания, хотя их под расписку предупреждают, что это уголовно наказуемо? Чтобы вы посоветовали как психолог-консультант, чтобы ложные по­казания стали невозможны или, по крайней мере, стали чрезвы­чайной редкостью?

9. В автодорожном происшествии погиб пешеход, а винов­ник скрылся. .Поскольку это произошло недалеко от автобусной остановки, свидетелей наезда автомобиля на пешехода было много. Прибывший инспектор ГИБДД быстро опросил свидетелей, и тут обнаружилось много разногласий в показаниях: один ска­зал, что автомобиль был темно-синего цвета, второй утверждал, что темно-зеленого, а третьему показалось, что, скорее, это был черный лимузин иностранного производства. Было много разно­гласий насчет марки автомобиля, его номерного знака и т. д. Чем психологически объясняется такое разнообразие в воспри­ятии и запоминании одного и того же факта (события, явления) у нескольких людей, одновременно и с одного места наблюдав­ших его?

10. Ваш хороший знакомый имеет кое-какие сведения о нахо­дящемся под следствием гражданине, подозреваемом в соверше­нии тяжкого преступления, но боится явиться к следователю со своими показаниями. Он боится не только друзей преступника, но и следователя, который, как он выражается, «затаскает» его по допросам, очным ставкам и т. д. Как бы вы убедили его в не­обходимости поделиться имеющимися у него сведениями со сле­дователем? Какие психологические навыки можно применить в данной ситуации?

  1. Тестовый контроль знания (весенняя экзаменационная сессия).

Тест будет содержать 8-10 вопросов, необходимо из 4 вариантов ответа выбрать 1 правильный). Тест будет содержать вопросы следующих категорий (по материалам установочной лекции и самостоятельной подготовки):

- определение понятия юридическая психология;

- основные термины юридической психологии;

- структура юридической психология; понятия основных разделов (судебная, следственная, криминальная, пенитенциарная, правовая, психология юридического труда);

- методы юридической психологии;

- история юридической психологии (авторы, основные даты выделения юридической психологии в самостоятельную науку);

- профессиограммы юридических специальностей;

- типы преступников;

- судебно-психологическая экспертиза;

- психологические приемы в оперативно-розыскной деятельности.

Литература (список старый, к 20.12 пришлю обновленный)

Основная:

1. Васильев В.АЛ. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 2005.

2. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. – М.: 2006.

3. Прикладная юридическая психология /Под редакцией проф. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М., 2005.

Дополнительная:

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М.: 1996.

2. Жванков В.А. Человек как носитель криминалистически значимой информации. М., 1993.

3. Криминальная психология: учебное пособие /авт.-сост. А.И. Ушатиков, О.Г. Ковалев. – М.: изд-во Московского психолого-социального института, 2007.

4. Образцов В.А., Богомолова Н.Н. Криминалистическая психология. Издательства: Юнити-Дана, Закон и право, 2002 г.

5. Панасюк А. Ю. Судебная психология: Избранные лекции. — М.: Норма, 2007.

6. Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. М., 1998.

7. Чуфаровский Ю. В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: учеб. пособие. - М. : Изд-во Проспект, ТК Велби, 2006.

8. Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности. М.:2005.

6. Перечень вопросов для подготовки к итоговому экзамену по «Юридической психологии» (30 билетов по 2 вопроса).

1. Предмет, цели и задачи юридической психологии.

2. Структура юридической психологии.

3. Роль психологических знаний в деятельности юриста.

4. История становления и развития юридической психологии в России.

5. Основные этапы развития юридической психологии.

6. Методы юридической психологии.

7. Методы судебно-психологической экспертизы.

8. Классификация методов юридической психологии по способам исследования.

9. Прикладные исследования в сфере юридической психологии.

10. Предмет, цели и задачи психологии юридического труда.

11. Основные особенности профессиональной деятельности юриста.

12. Структура юридической деятельности по В.Л.Васильеву.

13. Психические процессы и их влияние на эффективность деятельности юриста.

14. Профессиональный психологический отбор.

15. Профессиональная деформация и ее профилактика.

16. Методологические основы правовой психологии.

17. Правосознание как система отражения правовой действительности.

18. Правовая социализация личности.

19. Влияние средств массовой информации на правовую психологию населения.

20. Экспериментальные основы изучения правосознания.

21. Психологическая характеристика преступных групп.

22. Методология криминальной психологии.

23. Криминальная мотивация и социальная перцепция в преступном поведении.

24. Мотивы преступного деяния в свете психологического анализа.

25. Психологические аспекты личности преступника.

26. Типология преступников.

27. Психологические основы организованной преступности.

28. Методологические основы судебной психологии.

29. Психологические основы судебного процесса.

30. Психологические аспекты деятельности судьи, прокурора, адвоката.

31. Общие аспекты судебно-психологической экспертизы.

32. Характеристика отдельных видов судебно-психологической экспертизы.

33. Психология потерпевшего. Психологический анализ показаний потерпевшего.

34. Психологическая характеристика свидетеля. Свидетельские показания, оценка их достоверности.

35. Психологическая характеристика подозреваемого и обвиняемого. Мотивы дачи ложных показаний и самооговора.

36. Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии. Причины преступности несовершеннолетних.

37. Психологический портрет в правоохранительной деятельности.

38. Психологические особенности корыстных преступников.

39. Психологические особенности насильственных преступников.

40. Психологические особенности корыстно-насильственных преступников.

41. Психологические особенности неосторожных преступников.

42. Психодиагностика лжи и скрываемых обстоятельств в следственной работе.

43. Визуальная психодиагностика криминальных свойств личности.

44. Составление психологического портрета преступника по следам на месте происшествия.

45. Установление психологического контакта с допрашиваемым. Психологическое воздействие на него в целях получения правдивых показаний.

46. Убеждение, стимулирование, принуждение, переубеждение при решении следственных задач.

47. Психологические особенности допроса как следственного действия.

48. Психология тактики допроса свидетеля и потерпевшего.

49. Психология тактики допроса подозреваемого и обвиняемого.

50. Психологические особенности осмотра места происшествия.

51. Психология очной ставки. Сущность, особенности, тактика.

52. Психологическая сущность опознания. Психологические особенности предъявления для опознания как следственного действия.

53. Психологические особенности обыска как следственного действия. Психология обыскиваемого и обыскивающего.

54. Психология воспроизведения показаний на месте: сущность, особенности тактики.

55. Психология следственного эксперимента.

56. Психология проверки показаний на месте.

57. Психологические основы оперативно-розыскной деятельности.

58. Нетрадиционные психологические методы раскрытия преступлений.

59. Пенитенциарная психология как отрасль прикладной юридической психологии.

60. Особенности криминальной субкультуры в пенитенциарных учреждениях.

Наши рекомендации