Развитие профессионально-важных качеств будущих управленцев
Еще совсем недавно значимыми характеристиками управленцев считались наличие профессиональных экономических знаний, умение эффективно организовать выполнение плана. Сегодня же в условиях рыночной экономики, ориентированной на потребителя, требования к личности управленца-профессионала претерпели существенные изменения.
Однако единого мнения среди исследователей относительно модели профессионально-важных качеств управленцев нет, что во многом обусловлено сложностью самой управленческой деятельности, многообразием ее видов. В связи с этим выделение тех или иных значимых характеристик личности специалиста управленческого профиля зависит от того, какими критериями руководствуются авторы при разработке той или иной модели.
В частности, Дж.К. Кейнс определил управленца-профессионала: как знатока своего дела, который должен быть математиком, историком, государственным деятелем, философом, должен уметь размышлять о частностях в понятиях общего и обращать полет своей мысли в одинаковой степени к абстрактному и конкретному. Он должен изучать современность в сете прошлого – ради будущего. Ни одна черта человеческой натуры или созданных человеком институтов не должна оставаться за пределами его внимания.
Одним из критериев успешной управленческой деятельности является удовлетворение социально-экономических потребностей общества. Основываясь на данном подходе, Р.А. Фатхутдинов выделяет конкурентоспособность как ведущее качество современного управленца. По мнению автора, наличие данного качества обеспечит эффективность профессиональной деятельности и позволит выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами других производителей на данном рынке.
По мнению А.Г. Еленкина, в настоящее время все большее значение для специалистов управленческого профиля, приобретают такие качества личности как предприимчивость и деловитость.
Н.В. Чигиринская включает в состав предприимчивости над профильные качества личности (самостоятельность, ответственность, коммуникабельность и др.) и сугубо профессиональные качества предпринимателя (делегирование полномочий, четкие ценности, предвидение и др.). Деловые качества Л.М. Фуксон понимает как совокупность творческих, исполнительских и организаторских качеств личности, через которые личность оптимально самореализуется в трудовой деятельности.
Идеальный управленец, по мнению К.Соловьенко, должен уметь адекватно оценивать действительность (социальную, экономическую, духовную); ставить цель, достижение которой должно изменить действительность к лучшему (стратегия); выполнять задачи, решение которых поможет достичь цель (тактика); оценивать успешность своей работы, чтобы действовать эффективнее на следующем этапе своей работы.
Кулагина Е.И. и Корнилова Т.В. выделяют готовность к риску как важнейшее качество, влияющее на успешность людей в сфере управления.
Центральным звеном управленческой деятельности является процесс переработки и преобразования информации. Постоянное пополнение и обновление информации - важнейшая сторона профессиональной деятельности управленцев. Поэтому для них одними из важнейших качеств будут являться характеристики профессионального мышления.
З.А. Решетова отмечает, что когда речь идёт о профессиональном мышлении имеется в виду некоторые особенности мышления специалиста, позволяющие ему успешно выполнять профессиональные задачи на высоком уровне мастерства: быстро, точно и оригинально решать как ординарные, так и не ординарные задачи в определенной предметной области.
Ж. Гринюк выделяет следующие свойства мышления, продуцирующие эффективность умственной деятельности управленцев: альтернативность, гибкость, системность, экономичность.
А.В. Фивейский отмечает, что для успешного выполнения профессиональной деятельности управленцем необходимы следующие группы качеств: ответственность, адекватность самооценки, саморегуляция, навыки принятия решений, наличие мотивации.
А.Н. Картежниковой в структуре профессионально-важных качеств управленцев были выделены следующие блоки: физиологические качества (работа слухового, зрительного и др. анализаторов, наличие вербальных средств общения); психологические качества (особенности познавательных процессов и психические состояния); социальные качества (отношение к работе, нравственно-мотивационная направленность личности).
Таким образом, можно говорить о том, что проблема профессионально-важных качеств управленцев на данный момент не имеет однозначного решения. Анализ рассмотренных моделей показывает, структура профессионально-важных качеств управленцев представляет собой комплексное образование, включающее как характеристики познавательных процессов (экономическое мышление, высокий уровень развития памяти, внимания), так и особенности самой личности экономиста (ответственность, предприимчивость, склонность к риску, самостоятельность, коммуникабельность, стрессоустойчивость). В связи с чем, данная проблема требует дальнейшего глубокого и детального анализа.
Заключение
На основе выше сказанного составим структуру личности управленца (табл. 1). В процессе профессионального становления управленца содержание подструктур изменяется, происходит интеграция компонентов внутри каждой подструктуры, развитие сложных профессионально обусловленных констелляций, интегрирующих компоненты разных подструктур, что приводит к образованию ключевых квалификаций. Последние обеспечивают конкурентоспособность, профессиональную мобильность, продуктивность профессиональной деятельности управленца, способствуют профессиональному росту, повышению квалификации и развитию карьеры специалиста в области управления.
Подструктура | Социально-психологические и психофизические компоненты подструктуры | Профессионально обусловленные ансамбли компонентов подструктуры (ключевые квалификации) |
Социально-профессиональная направленность | Склонность, интересы, отношения, ожидания, установки, мотивы | Социально-профессиональные способности: готовность к кооперации, направленность на достижения, успех и профессиональный рост, кооперативность, надежность, социальная ответственность, активность, предвидение, аккуратность, работоспособность, трудолюбие, математические способности, склонность к систематической работе с литературой. |
Профессиональная компетентность | Профессиональные знания, умения и навыки, квалификация | Социально-правовая и экономическая компетентность, специальная компетентность, персональная компетентность (знания и умения, выходящие за рамки одной профессии) Содержание труда: Проводит сбор, обработку, упорядочение информации об экономических явлениях и процессах, анализ хода и результатов экономической деятельности, сценку ее успешности и возможности ее совершенствования, прогнозирование, перспективное и текущее планирование. Должен знать: Основы экономической теории, общественные науки, статистику, демографию, математику и ту область, где ему предстоит работать. |
Профессионально важные качества | Внимательность, наблюдательность, креативность, решительность, контактность, самоконтроль, и др. | Профессиональная самостоятельность, способность к планированию технологического процесса, динамические способности, профессиональна мобильность, самоконтроль, мужество и принципиальность, умение отстаивать интересы общества, четкость, высокий уровень внимательности, усидчивость, настойчивость, терпение, требовательность, педантизм, ответственность, организованность, коммуникабельность, дисциплинированность, широкий кругозор, эрудиция. |
Профессионально значимые психофизические свойства | Энергетизм, нейротизм, экстравертивность, зрительно-двигательная координация, реактивность и т.п. | Хорошая оперативная и механическая память, логическое, конструктивное, экономическое мышление, способность к длительной концентрации, хорошее распределение и переключение внимания, точность восприятия, активная сосредоточенность, выносливость, стрессоустойчивость, работоспособность. |
Список литературы
1.Батышев. С.Я. Профессиональная педагогика - М.: Профессиональное образование, 1997. - 512с.
2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов — М.: Акад. проект; фонд «Миро, 2005. - 329с.
3. Климов. Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 031000 - Педагогика и психология. 031300 - Соц. педагогика. 033400 - Педагогика/ Е.А. Климов - М : ACADEMIA. 2004. - 301с.
4. Каганов. А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление- студента| - Минск: Изд-во БГУ, 1983. - 111с.
5 Силласте. Г. Российская экономическая интеллигенция в современных условиях - Высшее образование в России - № 5, 2006. — 107-112с.
6.Тагирова З.К. Совершенствование профессиональной подготовки студентов экономических специальностей средствами новых информационных технологий: Автореф. дис. на сонск. учен. ст. канд. пед наук/ Елабужский государственный педагогический университет. Ульяновск. 2006. - 22с.
7. Шадриков. В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие - М : Логос. 1998. - 320с.
8. Бункина М.К., Семенов В.А. Экономика и психология. – М.: Дело и сервис, 1998. – С. 58.
9. Дейнека О.С. Экономическая психология. – СПб.: Изд-во СПб университета, 2000. – С. 112.
10. Дружинина В.Н. Психология. – СПб.: Питер, 2003. – С. 74.
11. Журавлев А.Л., Позняков В.П., Купрейченко А.Б. и др. Проблемы экономической психологии. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – С. 132.
12. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – Минск: «Новое знание», 2000. – С. 92.
6. Курс экономики / Под ред. Райзберга Б.А. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 221.
13. Психология / Под редакцией Крылова А.А. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999. – С. 146.
14. Соколинский В.М. Психологические основы экономики. – М.: ЮНИТИ, 1999. – С. 164.
15. Социальная психология / А.Л.Журавлев, В.П. Позняков, Е.Н. Резников и д.; Под ред. А.Л.Журавлева. – М.: Per Se, 2002. – С. 51.
16. Щербатых Ю. Психология предпринимательства и бизнеса. – СПб.: Питер, 2007. – С. 258.
17. Экономика / Под ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2004. – С. 217.