Глава 1. Психометрическая парадигма конструирования тестов и шкал
ти различий этих частот содержатся в методических рекомендациях [Иовлев, Карпова, Вукс, 1999].
Для разработки диагностического правила опросника УН, направленного на определение уровня невротизации, как и при разработке опросника УНП, были использованы методы анализа данных, реализующие задачу конструирования решающего правила для классификации наблюдений по заданной совокупности признаков, известных для каждого наблюдения. В этом случае решающее диагностическое правило вырабатывается на основании анализа образцов наблюдений, для которых с высокой надежностью определена принадлежность к диагностическим классам («обучающая выборка»). Эффективность решающего правила определяется на материале новых, ранее не использованных наблюдений («контрольная выборка»).
Как отмечалось выше, одним из самых распространенных методов анализа данных в психодиагностике является построение линейной диагностической модели, которая представляет собой алгебраическую сумму диагностическихкоэффициентов, соответствующих отдельным значениям используемых признаков.
При разработке шкалы УН была использована линейная модель с диагностическими весами, которые определялись как логарифмы отношения правдоподобия.
В качестве признаков для классификации испытуемых на здоровых и больных неврозами были взяты ответы на 35 утверждений, включенных в состав нового опросника. Для построения решающего правила и оценки его эффективности общие выборки были разделены на «обучающую»,вкоторуювошлиоколо3/4всехнаблюдений(365),и«кон-трольную»,вкоторуюсоответственновошлиоколо1/4наблюдений(117).
Для каждого из 35 утверждений опросника на материале «обучающей выборки» раздельно для мужчин (101 здоровых и 73 больных неврозами) и женщин (88 здоровых и 103 больных неврозами) вычислялись по два диагностических коэффициента:
для утвердительного ответа - Дда = 1018/>да/<7да
для отрицательного ответа - Д,ет = 10 \%рн„/я^
<7да=Сда+1/ЛГ;<7нет=е„ет+1/ЛГ;
Рда - частота ответа «ДА» в «обучающей выборке» здоровых;
еда - частота ответа «ДА» в «обучающей выборке» больных неврозам^
Рнет - частота ответа «НЕТ» в «обучающей выборке» здоровых;
бнет - частота ответа «НЕТ» в «обучающей выборке» больных неврозами;
Компьютерная психодиагностика
*=тах(Л/3,Лн);
Я,- численность выборки здоровых;
К - численность выборки больных неврозами.
Для упрощения последующих вычислений диагностические коэффициенты определялись с точностью до единицы. Отрицательная величина коэффициента свидетельствует о невротических изменениях личности, а положительная - об отсутствии таковых. Абсолютная величина диагностического коэффициента является мерой диагностической значимости ответа.
Оценкаинформативностиутверждений,учитывающая оба варианта ответа, производилась с помощью специальной меры - функционала Кульбака:
/= #Дн/ (#> + Ю [(Рда - 9да) 1§ (/*да / 9да) + (/>нет- 9нст) 11(/>нет / 9нет)Ь
гдеI-функционал Кульбака.
Чем больше эта мера, тем в среднем больше диагностической информации можно ожидать от ответа испытуемого на соответствующее утверждение из опросника.
Функционал Кульбака позволяет ранжировать утверждения опросника по диагностической информативности, располагая их от наиболее к наименее диагностически ценным.
Общая диагностическая информативность всей совокупности ответов на утверждения шкалы УН, также какдля соответствующей шкалы из опросника УНП, определяется с помощью итоговой оценки. Итоговая оценка является алгебраической суммой всех диагностических коэффициентов, соответствующих всем ответам испытуемого. Эта оценка представляет собой дискриминатор (различитель), количественное значение которого для конкретного испытуемого отражает его сходство с представителями сравниваемых диагностических классов в «обучающей выборке» - здоровых и больных неврозами.
Итоговая сумма (2), являющаяся алгебраической суммой всех диагностических коэффициентов ответов конкретного испытуемого, может быть положительной или отрицательной. Так как отрицательный диагностический коэффициент отдельно рассматриваемого ответа свидетельствует о том, что данный ответ преобладает у больных неврозами, а положительный - у здоровых, то, как правило, отрицательная итоговая оценка свидетельствует о преобладании у испытуемого ответов, характерных для больных неврозами, а положительная, соответственно, свидетельствует о преобладании у испытуемого ответов, характерных для здоровых. Чем больше положительная по знаку итоговая оценка, тем больше вероятность принадлежности испытуемого к группе здоровых.
Глава 1. Психометрическая парадигма конструирования тестов и шкал
Чем меньше отрицательная по знаку итоговая оценка (соответственно, чем больше она по абсолютной величине), тем больше вероятность принадлежности испытуемого к группе больных неврозами.
Разработка новой шкалы УН предусматривала сравнение эффективности УН с эффективностью ранее разработанной шкалы невроти-зации из опросника УНП. С этой целью проводилось вычисление и сопоставление итоговых шкальных оценок вновь разработанной шкалы УН и ранее разработанной шкалы невротизации опросника УНП на одном и том же материале, в качестве которого выступала «контрольная выборка» испытуемых мужчин (34 здоровых и 24 больных неврозами) и женщин (29 здоровых и 30 больных неврозами).
Для каждого испытуемого этой «контрольной выборки» вычислялись две итоговые оценки: одна - с помощью диагностических коэффициентов шкалы УН, полученных на «обучающей выборке», другая-с помощью диагностических коэффициентов шкалы невротизации опросника УНП, приведенных в методических рекомендациях «Методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП)» (1980). Результаты статистического анализа, направленного на сопоставление этих двух итоговых оценок, содержатся в методических рекомендациях [Иовлев, Карпова, Вукс, 1999]. Для определения эффективности шкалы используется разность среднегрупповых значений шкальных оценок у больных неврозами и здоровых; эта разность показывает, на какое расстояние удалены друг от друга в пространстве шкалы центры диагностируемых классов испытуемых. Результаты исследования показали, что итоговые шкальные оценки опросников УН и УНП существенно различны для мужчин и женщин.
Несмотря на то, что в группе мужчин у больных неврозами средняя величина оценки по шкале невротизации опросника УНП значимо выше, чем по шкале УН, расстояние между диагностируемыми классами испытуемых практически одинаковы. Таким образом, для мужчин эффективность шкал одинакова.
В группе женщин соответствующие средние значения и у здоровых, и у больных значимо выше по шкале УН, а расстояние между группами здоровых и больных при использовании шкалы УН значительно возрастает. Это свидетельствует о ее большей эффективности по сравнению с опросником УНП, согласно рассматриваемому критерию.
Коэффициенты ранговой корреляции по Спирмену между итоговыми оценками сравниваемых шкал близки к единице, то есть эти оценки жестко взаимосвязаны - испытуемые, получившие больший ранг итоговой оценки по одной шкале, как правило, получат практически совпадающий ранг по другой шкале.
3 Зак 4548 65