Соперничество компромисс 4 страница

12. Отсроченное реагирование - педагог не торопится реагировать, т. к. в некоторых случаях есть определенный смысл ждать повторения по­ступка.

13. Резюмирование, как средство подытоживания основных идей и чувств, которые обсуждались в данной ситуации, помогает понять учаще­муся, насколько точно ему удалось выразить свои мысли и переживания. «Еслитеперь подытожить сказанное Вами, то...».

Приведенный перечень действий, входящих в указанную систему, не является законченным и не реализуется именно в отмеченном порядке. Адекватность применения диагностических действий обеспечивает пра­вильность анализа предконфликтной ситуации, от степени успешности анализа в существенной мере зависит эффективность профессионально­го поведения педагога в условиях предконфяиктной ситуации.

Исполнительная часть процесса решения предконфликтной ситуации характеризуется разнообразием педагогических приемов. Неоднородность приемов выражается как в самом их содержании, так и в эффекте, достига­емом вследствие их реализации. Связь процесса и результата в ходе приме­нения конкретного приема в существенной мере является неразрывной-Прикосновение педагога к учащемуся, например, поглаживание по плечу, уже есть и процесс, и результат. Один и тот же прием может быть оценен учеником и как приятный, и как неприятный. Поглаживание педагога мо­жет помочь воспитаннику поднять свое настроение, повысить уверенность в себе, успокоиться. В другом случае оно может вызвать отстранение,

70

оГчуждение учащегося, вплоть до агрессивной реакции, либо проявление замкнутости' «уходв себя».

Успешное решение предконфликных ситуаций можно рассматривать как средство сохранения и развития педагогического общения, которое постоянно реализуется на фоне определенных эмоциональных реакций. Эмоциональное отношение педагога к учащемуся «пронизывает» весь процесс разрешения противоречия, возникшего в ходе педагогического взаимодействия. В процессе разрешения предконфликтной ситуации мыс­лительная деятельность педагога может либо полностью блокироваться сильным мотивом, либо процессы рассуждения будут непосредственно направлены на поддержку более сильного мотива. Следовательно, фор­мулирование педагогом именно у себя положительной профессиональ­ной ориентации нередко предопределяет успешность преодоления затруд­нений в деятельности.

Разрешение гтредконфликтной ситуации административными мерами (вызов родителей, приглашение на педсовет...) приводит к прекращению педагогического процесса. В данном случае выход из создавшегося поло­жения может быть найден в пресечении проявлений авторитаризма, в от­казе от репрессивных мер. Следовательно, педагогической задачей в раз* решении предконфликтной ситуации выступает организация оптималь­ного взаимодействия, а педагогической целью - формулирование соци­ально- значимых качеств личности учащегося.

Конструктивный выход из предконфликтной ситуации есть в какой-то степени экспромт. Сущность психологического обеспечения успешного разрешения возникшего затруднения состоит в развитии педагогом осоз­нания своих как интеллектуальных действий, так и исполнительных. Одно дело найти разумное решение и совсем другое - его реализовать. На этапе реализации выработанного решения можно выделить следующие приемы;

1. Обращение к фактам (обоснование своей позиции с помощью фак­тов).

2. Воздействие на чувство самоуважения другого человека, взывание к более благородным мотивам («Вы же умный человек... »).

3. Подчеркивание тех моментов, с которыми педагог согласен.

4. Создание общей благоприятной эмоциональной атмосферы в обще­нии- Для этого целесообразно учитывать состояние, настроение, ход мыс­лей Другого. Условно данный прием можно назвать - «мы». Реализуя Указанный прием, педагог может использовать следующие высказывания: «Как нам с Вами поступить?», «Что же нам_делать дальше?». Применяя такую связку, педагог может достичь эмоциональной общности с учащи­мися.

71

5. Не навязывание своего мнения, стремление чтобы к этому пришел оппонент сам. Важно вести переговоры с целью убедить собеседника, а не задавить его и не принудить.

6. Тактическая уступка с ориентацией на стратегический выигрыш.

7. Использование психологической паузы, которая помогает снимать негативный эмоциональный накал, обратиться в более спокойной обста­новке к осмыслению логики развития данной ситуации.

8. Перевод разговора на другую тему, если видно, что ход развития событий складывается не в пользу педагога.

В заключение можно отметить, что творческий процесс не является линейным, поэтому ряд рассмотренных приемов может осуществляться параллельно, либо в обратном порядке. Более того, отдельные указанные приемы разрешения предконфликтной ситуации могут меняться места­ми.

Оценочные действия в процессе разрешения предконфликтной ситуа­ции в случае их успешности многому могут научить в самого педагога Эффективное оценочное действие педагога связано с его умением фор­мулировать выводы, значимые для дальнейшего совершенствования сво­ей профессиональной деятельности. Качество таких действий зависит от субъективных факторов (общая культура педагога, уровень профессио­нального и личностного роста) и объективных (дефицит времени, высокая степень сложности предконфликтной ситуации).

4.6. Практикум по общению в условиях конфликтной

ситуации

На занятиях с руководителями обсуждались разнообразные вопросы, волнующие управленцев. В ходе таких проблемных занятий, проводимых с применением разнообразных образовательных технологий, в том числе я авторских, были наработаны следующие результаты (ло формуле «воп­рос-ответ»):

Как вести себя с человеком, охваченным гневом или страхом?

• Спокойно выслушать всё, что этот человек хочет сказать.

• Ответить на все его вопросы.

• Даже если отрицательные эмоции оппонента накаляются, важно со­хранять спокойствие и отвечать нейтральным тоном.

• Проявлять самообладание, показать свою готовность выслушать и утешить.

Почему конфликты бывают трудноразрешимыми?

72

Каждый участник конфликтной ситуации чаще всего представляет вы­ход исключительно в виде своей победы, поэтому применяются неэффек­тивные стратегии. Реалистический конфликт часто переходит в нереалис-тический, т.е. причина конфликта скрывается и ищутся внешние поводы, что способствует переходу с проблем на «личность».

С чем соотносится стратегия разрешения конфликта, а) с катего­риями поведения; б) с типами личности?

Стратегия разрешения конфликта соотносится с категориями поведе­ния. Такое представление позволяет учитывать легкость изменения пове­дения в зависимости от ситуации, создает основу для тренировки навыков адекватного поведения в конфликте.

Можно ли общаться бесконфликтно?

• Без конфликтов невозможна нормальная жизнь со всеми её радостя­ми и горестями.

• Как сделать так, чтобы я от всего в жизни, даже от конфликта, получал удовлетворение?

• Что ни случается, всё - к лучшему.

• Воспринимать вещи такими, как они есть.

• Если я работаю над собой, умею сдерживать себя, то почему другой не может сдерживаться. Если же другой будет так же критично относиться к себе и не делать другим плохо, то и я буду удовлетворена.

Как «лечить» «болезни» трудового коллектива''' Можно выделить следующие разновидности «болезни» трудового «ол-лектива:

A. Разобщенность. Б. Равнодушие.

B. Снижение ответственности.

Г. Отсутствие заинтересованности в собственном профессиональном росте.

Д. Консерватизм (Например, пожилые педагоги не принимают совре­менной ситуации: «А вот раньше было .. .»)•

Е. Отчужденность от выполняемой работы.

Ж. Разобщенность.

Симптоматика «болезни» коллектива: равнодушие; никому ничего не надо; апатия; «наплевать» на результаты труда; «моя хата с краю»; безраз­личное отношение коллектива ко всему; выполнение минимума своих обязанностей.

Причины равнодушия: объективные (социально-экономические); субъективные (пассивность, профнепригодность, снижение чувства гор­дости за организацию, чувство безысходности).

73

Какие каналы восприятия информации являются более предпочти­тельными?

Информация, полученная по визуальным каналам восприятия, будет в некоторых случаях несовпадения, иметь приоритет над информацией, по­лученной по друпш каналам.

Какие уровни общения можно выделить в работе руководителя ?

Наряду с уровнями, отмеченными ещё А.Б.Добровичем, можно выде­лить следующие уровни: поверхностный, примитивный, манипулятивный, стандартизованный, конвенциальный, игровой, деловой, духовный, испо­ведальный. Их реализация обусловлена спецификой конфликтной ситуа­ции и целями профессиональной деятельности руководителя,

Что такое оптимальное управленческое общение?

Оптимальное управленческое общение - это такое общение руководи­теля с подчиненными, которое создает наилучшие условия для развития их мотивации и творческого характера профессиональной деятельности. Та­кое общение обеспечивает благоприятный эмоциональный климат, уп­равление социально-психологическими процессами в трудовом коллекти­ве и позволяет максимально использовать личностные особенности руко­водителя.

4.7. Творческий подход к решению конфликтной ситуации

Умён не тот, кто прав, а тот, кто понимает, когда необходимо остановиться в споре

Разрешение конфликта - это не просто устранение или смягчение про­тиворечия, это попытка изменить отношение к конфликту, а значит, пост­роение новых отношений. Любое новое строительство предполагает твор­чество, поэтому, в зависимости от особенностей возникновения конфлик­та и участвующих в нем сторон, необходим творческий подход, одним из главных слагаемых которого является умение построить собственную по­зицию и аргументированно её обосновать. Нам наносят эмоциональную травму не окружающие нас люди, не то, что они говорят или о чем умал­чивают, а ваши собственные настроения, наша реакция на их слова и дей­ствия.

Творческий подход к разрешению конфликта означает избегание, пре­дотвращение его дальнейшего разгорания и стремление свести возник­шие разногласия к их спокойному обсуждению: осознание причины кон­фликта и стремление к мирному его разрешению. Креативность в разре-

74

чтении конфликта возникает благодаря открытости человека внутреннему опыту (умение быть близким своим чувствам), так внешнему миру. При­ятие этого многообразия создает предпосылку, необходимую для твор­ческого осмысления конфликтного взаимодействия и извлечению макси­мальной выгоды из конфликтной ситуации.

Любой человек может проявить творчество как в предотвращении кон­фликта, так и в разрешении уже возникшего конфликта. Первый вид твор­чества является более важным и ценным Он характеризуется проявлени­ем личности в целом, а во втором случае происходит ситуативное прояв­ление определенной части личности, например, ролевых характеристик «родитель», «руководитель».

Условием творческого разрешения конфликтной ситуации является создание соответствующего социально-психологического климата, харак­теризующегося доброжелательностью и добросовестностью. Творческий подход к конфликту характеризуется тем, что условия управленческой де­ятельности трансформируются в средства профессиональной деятельно-сти подчиненного. Для этого руководителю необходимо владеть гибким индивидуальным стилем управления. Важным компонентом гибкости яв­ляется когнитивный стиль как стабильные индивидуально-психологичес­кие способы приема и переработки информации. Он характеризуется «ос­трым» глазом и умом руководителя. Когнитивный стиль включает в себя: а) видение завуалированного в выполняемой деятельности;, в том числе и латентных признаков конкретной конфликтной ситуации; б) видение впрок (заметить то, что сегодня не востребовано, но может пригодиться завтра, послезавтра); в) видение перспективы (выявление ростков нового, пози­тивного, т.е. того, на что можно «опереться» в реализации своих управлен­ческих решений). Когнитивные стили во многом обуславливают положи­тельные или отрицательные последствия профессионализации руководи­теля, которые определяются его личностными особенностями как субъек­та профессиональной деятельности, спецификой других субъектов, уни­версальностью и содержанием управленческой деятельности.

В целом это означает умение выстраивать стратегию перспективы, в ходе стремления к которой одно цепляется за другое, поскольку в дей­ственной стратегии всё функционирует в системе и время начинает рабо­тать на достижение намеченного результата. В этом случае руководителю «удается поймать систему за хвост»: создается сценарий рефлексивного Управления, предопределяющий поведение подчиненного. Рефлексивное Управление состоит в том, что создаются внешние управленческие усло­вия, которые становятся внутренними условиями, регулирующими актив­ность (поведенческую, деятельностную) подчиненного.

75

Условия управленческой деятельности превращаются в средства её оптимального осуществления лишь тогда, когдаони I) содержат творчес­кую «начинку» (по своей сути способствуют достижению производствен­ного эффекта); 2) создают благоприятные стимулы (внешние и внутрен­ние) для актуализации творческого потенциала, как личности подчиненно­го, так и личности руководителя; 3) становятся опорой для достижения управленческих целей (для этого требуется включение конструктивного мышления, именно оно помогает найти то, на что можно опереться в своей деятельности на данном этапе её выполнения); 4) латентные, скрытые усло­вия конкретной ситуации становятся объективными, «работающими» и ре­ально влияющими на успешное осуществление профессиональной деятель­ности, если руководитель умеет видеть «около», если у него развито «боко­вое», творческое мышление. Следовательно, ему важно научиться распозна­вать условия, потенциально могущие стать эффективными средствами и учитывать их в своем практическом мышлении.

Согласно Б. М. Теплову, практическое мышление непосредственно включено в деятельность человека, и, прежде всего, в профессиональную. Деятельность и мышление руководителя соответственно не являются ис­ключением. Мышление руководителя осуществляется в условиях конкрет­ных, целостных, индивидуально своеобразных ситуаций. В каждой ситуа­ции есть некоторое рассогласование (внутреннее противоречие) между целью и возможностью ее непосредственного достижения. Ситуация со­держит ту или иную степень проблемности (рассогласования). Поиск сте­пени проблемное™ в ситуации есть не что иное, как процесс решения. Мы рассматриваем управленческое мышление, как процесс обнаруже­ния проблемности в решаемой конфликтной ситуации. Следовательно, мышление выступает как анализ проблемности конкретной управленчес­кой ситуации, постановка задач в данных условиях профессиональной де­ятельности. Эта функция внутренне включена в структуру деятельности каждого руководителя-практика.

Центральным моментом в деятельности руководителя является про­цесс принятия управленческих решений, гае можно обнаружить единство интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности. По тому, как подготавливаются, принимаются и выполняются управленческие ре­шения, можно судить о реальной силе практического мышления руково­дителя и своеобразие его управленческого искусства. Рассматривать дан­ный аспект без наличия у руководителя оригинальности, изобретательно­сти, творческой жилки, нетрадиционного подхода не представляется воз­можным. Поэтому необходимо соотносить «продукты» мышления руко­водителя с его творческим потенциалом. К творческому же аспекту уп-

76

райленчесвого мышления относятся способность свободно и быстро из­менять способы деятельности в зависимости от складывающихся условий, способность твердо отстаивать принятые решения.

В нашем подходе развивается идея о творческом аспекте мышления руководителя. На наш взгляд, данный аспект особенно ярко проявляется в процессе обнаружения руководителем проблемности. В качестве веду­щей характеристики проблемности выделяется представленность в созна­нии субъекта управленческой деятельности значимых для него противоре-qtffi. Возникновение проблемности зависит от субъективного отношения руководителя к ситуации. В зависимости от содержания установленной про-бяемности нами выделены уровни ее существования и реализации: ситуа­тивный и надситуативный. Если в профессиональной деятельности руково­дителя реализуется ситуативный уровень обнаружения проблемносщ то принимаются решения, ориентированные не на смысл управленческой деятельности, ее цель, общественное предназначение, а на сиюминутную тактику и выгоду. Данный уровень и соответствующие ему решения обус­ловлены конкретными условиями деятельности.

Надситуативный уровень проблемности и его выделение в решаемой проблемной ситуации связны с идеей «выхода за пределы» преобразова­ния конкретной ситуации. Данный уровень характеризуется осознанием руководителем необходимости изменения, совершенствования некоторых особенностей своей личности. Конфликтные ситуации стимулируют ру­ководителя «подняться» на уровень, с которого он мог бы проанализиро­вать самого себя. Процесс разрешения противоречий на данном уровне способствует не только активизации его мыслительной деятельности, но и оказывает большое влияние на личностное развитие руководителя.

Решение ситуации при выделении надситуативного уровня проблем­ности становится оптимальным, поскольку именно в таком решении руко­водитель стремится выразить свой творческий потенциал, самореализо­ваться в профессиональной деятельности; получить положительный фон в процессе взаимодействия с подчиненным. Решение, которое руководи­тель принимает, при обнаружении надситуативного уровня проблемнос­ти является решением более высокого порядка, нежели при выделении ситуативного уровня проблемности. Такой факт, установленный нами в многочисленных исследованиях, объясняется тем, что поиск подобного решения побуждает руководителя прогнозировать результат, представить все возможные последствия, отрефлексировать свое состояние, проявить активность в процессе поиска управленческого решения. Подобное пове­дение не может быть осуществимо без наличия у руководителя опреде­ленной формы креативности. Соответственно и решение конфликтных

77

ситуаций будет творческим и действенным. Таким образом, творчество в разрешении конфликтной ситуации означает вариативность, необычность, гибкость мысли и поступков.

Творческий подход в разрешении конфликтных ситуаций можно при­менить следующим образом:

/. Гибкость мышления проявляется в видении проблемы с разных то­чек зрения. Другою сторону легче понять, если рассмотреть ситуацию глазами оппонента или со стороны наблюдателя.

2. Способность к творческому переносу позволяет быстрее решить конфликт, тем более, если аналогичный конфликт уже был ранее, С учетом прошлого конфликта можно учесть все плюсы и минусы в текущем и найти творческий способ его разрешения,

3. Четкость мышления позволяет не идти на поводу у эмоций, а логи­чески мыслить и определиться: «Нужен ли такой конфликт или нет?». От­ношение конкретного человека к возникшему конфликту определяется двумя факторами - противодействием противоположной стороне, кото­рая «подталкивает» к нежелательному варианту поведения, а также ощу­щением своей правоты или неправоты.

4. Изменение отношения к ситуации. Осознание своих эмоций как противовес импульсивному поведению. В конфликтной ситуации спро­сить себя: «А каким образом видит данную ситуацию этот человек?». Сни­жение значимости проблемы способствует уменьшению остроты конф­ликта. Принятие ситуации такой, какая она есть, способствует трансфор­мации первоначального отношения к конфликту на новый взгляд на неё. Утверждение о том, что ты во лжи, а я в истине, есть самое жесткое слово, которое может сказать один человек другому (Л.Н.Толстой). Важно осоз­навать себя не частью проблемы, а частью её решения.

5. Извлечение урока из ошибок. Важно своевременно сменить подход к пониманию данной ситуации на то, что может быть более главным: «Чему я могу научиться в этой ситуации?», «Какой урок можно извлечь?». Мо­жет оказаться, что возникший конфликт был в чем-то полезным.

6. Преобразование негативного в конструктивное. Целесообразно думать и говорить о будущем исходе ситуации хорошо, как об очень же­лаемом событии. Как только конфликтная проблема признается и прини­мается, она становится сразу же более разрешимой, «Вы в состоянии нарисовать в воображении свое будущее», - заметил Генри Кайзер, кото­рый относил большую часть своих успехов в предпринимательстве на счет конструктивного, позитивного использования творческого вообра­жения. Чем богаче фантазия, тем больше может быть придумано выходов из конфликта.

78

7. Самовнушение позитивного. Владение методами осознанного са­моопределения в различных ситуациях. Преувеличивать положительное в конфликте, найти выгоду положительного в этом, отбросив всё плохое, (Ярищггельное.

S. Видение новых возможностей. Зависимость эффективности стра­тегии от требований ситуации вынуждает людей приспосабливать своё поведение к этим требованиям. Если мы сперва узнаем, где мы находимся и куда мы стремимся, мы сможем лучше судить о том, что делать и как это делать (Авраам Линкольн). Изменение угла зрения направлено на поиск возможностей улучшения нынешней ситуации.

9 Техника деперсонализации эффективна даже в тех случаях, когда возникает необходимость продолжать общение в дискомфортной ситуа­ции. Задача состоит в том, чтобы отделить себя от проблем и убедить себя в том, что ко мне она не относится. Это позволит оценить конфликтную ситуацию объективно и позвоняет в большинстве случаев избежать само­обвинения.

10 Кускование проблем. Иногда Вы не можете разрешить проблему целиком, но можете сделать это «кусками», по частям. Разбейте сложную проблему на более мелкие, «удобоваримые» части. Подумайте о том, что может хотя бы сделать проблему менее болезненной.

П. Генератор альтернатив. Мысленное проигрывание разных вари­антов решения возникшего конфликта способствует выбору лучшего из них. Для этого необходимо продифференцировать свои и чужие нужды, ценности, ограничения и приоритеты. 1. Узнать, почему оппонент пред­почитает то, что он хочет, и установить его потребности, а не только его Цель. 2. Определить, где разногласия компенсируют друг друга. 3. Проана­лизировать потребности и найти компенсирующие аспекты разногласия. 4. Выявить, что лучше сделать вместе. Таким образом, мастерство в изоб­ретении вариантов - самое полезное качество в разрешении конфликтной ситуации. Важно отделить изобретение вариантов от их оценки. Такой под­ход позволит расширить круг вариантов решения проблемы, вместо того, чтобы искапгъ единственный ответ.

12. Конструктивное переосмысление ситуации Конфликт необходи­мо разложить на составные части. Если его рассматривать пункт за пунк­том, то он утрачивает эмоциональное напряжение и его становится гораз­до легче урегулировать. Этапы переосмысления конфликтной проблемы: 1 ■ Ориентировка в точках зрения на проблему. 2. Наведение мостов, уста­новление взаимопонимания. 3. Умение использовать тактики совместно-решения проблем. 4. Конструктивное обсуждение актуальных для уча­стников ситуации проблем. 5. Представление проблемы в новой гаюско-

79

сти, способствующей адекватному её решению. Другое видение пробле­мы нередко снимает саму проблему. Ничто не является хорошим или пло­хим, - всё зависит оттого, как мы на вещи смотрим (В.Шекспир).

S3. Вместо истолкования проблемы целесообразно использовать ее описание. Истолкование проблемы: «Когда мною манипулируют...» при­менять её описание «Я сержусь...». Следите за тем, какие выражения ИС' пользуются при описании проблемы.

14. Открытость. Люди, оказавшись в ситуации конфликта, закрыва­ются друг от друга, выстраивают жесткие, непроницаемые границы. Ска­зав оппоненту: «Поправь меня, если я не прав» - можно тем самым про­демонстрировать свою открытость, и если он не поправляет, значит, он принял Ваше описание ситуации. Вряд ли стоит рассчитывать, что оппо­нент прислушается к нашим интересам и обсудит наши варианты, если мы не будем принимать во внимание его интересы и не покажем, что откры­ты для предложений. Творческое решение требует одновременно твердо­сти и открытости. Не высказав напрямую своего желания, можно потер­петь именно ту неудачу, шторой боишься.

15. Использование метафор. Сообщение о внутреннем состоянии по поводу конфликта можно выразить с помощью метафоры, поскольку она является самым коротким путем к истине, потому что она действует на всех уровнях коммуникации.

16. Интеграция полярностей. Большинство конфликтов появляется в форме поляризованных позиций: «Я должен выполнять задание» — «Но мне не хочется»; «Она меня любит - она меня не любит». Творческий подход состоит в том, чтобы двигаться от одного к другому. Переживая каждую сторону настоящего момента так полно, как только возможно, вместо того, чтобы сидеть в напряженном и амбивалентном состоянии.

Переход на каждую из сторон и полное переживание каждой стороны часто дает человеку возможность осуществить новый синтез, который с большим удобством включает большую часть его личности. Многие кон­фликты существуют через полярность и человек в данный момент прояв­ляет одну из конфликтующих сторон, поэтому произвольное обращение часто вводит полярность в непосредственное сознавание.

17 Повышение конфликтоустойчивости. Обнаружение в себе спод­вижника, друга и помощника означает умение находить опору в себе. Кон­фликт стимулирует выяснить, что необходимо исследовать в самом себе; он может пролить свет на то, что во взаимоотношениях является непра­вильным, и изменить эти отношения в лучшую сторону. Конфликт может указать, какие организационные барьеры сдерживают рост производи­тельности, после чего эти барьеры могут быть устранены.

SO

Конфликтоустойчивость - это способность оптимальным способом противостоять конфликту.

В конфликтной ситуации подчиненные часто забывают о причине её возникновения, т.к. они бурно протестуют против средств, с помощью которых разрешается конфликт. Если руководитель научился не отвечать раздражением на раздражение, то он способен обходить конфликтную ситуацию стороной.

Конфликтоустойчивость означает способность изменить что-то в са­мом себе или отказаться от стремления заставить других согласиться с вами. Если не уверен в своей правоте, то можно использовать такой при­ем: «Ладно, допустим, я виноват. Как Вы считаете, что мы могли бы сде­лать для выхода из конфликтной ситуации?» - лучше покончить с конфлик­том, пока мы имеем право голоса в обсуждении.

Конфликтоустойчивость характеризуется умением взять конфликтную ситуацию в свои руки, стать во главе конфликта, взять инициативу в свои руки, быть лидером в конфликте, умение держать себя в руках, умение так отвечать, чтобы к тебе не придирались, умение посмотреть на конфликт как снаружи, «тазами оппонента», так и изнутри.

18. Осознание себя Личность, которая не осознает того, как она посту­пает или что чувствует, является обедненной. Лишенная уверенности, та­кая личность мечется между внутренними конфликтующими силами. Эта личность является меньшим, чем единое целое и представляет отчужден­ные стороны - интеллект, эмоции, ощущения или непосредственное пове­дение. Личность же, которая начинает лучше осознавать себя и изменять­ся к большей цельности, духовно растет. Не надо сваливать вину на друго­го человека, а найти причину конфликта и уже исходя из этого, решать, что делать. Важно обдумать собственные подспудные желания и спросить себя, действительно ли так необходимо их исполнение.

19. Перевод словесных заявлений в телесные действия. Например, муж и жена говорят о трудности «быть близкими», психолог может пред­ложить им встать и попробовать, как близко они могут находиться друг к Другу, и как они себя чувствуют на различных физических расстояниях Друг от друга.

20. Эмоциональное сглаживание острых углов конфликта. Важно избежать психологического заражения, снизить уровень негативных эмо-Ций оппонента, поскольку не каждый может рассматривать конфликт как проблему и не каждый может действовать в конфликте осознанно. Умение Разрядить напряженную обстановку связано с тем, что мы в общении Друг с другом склонны в первую очередь слышать факты, смысл слов, а

нашей угодно в первую очередь другое - слышать чувства, «ус-

81

дышать» его состояние, настроение и себя настроить на восприятие его эмоций. В таком случае конфликтующим сторонам легче будет найти и реализовать взаимовыгодное решение.

21, Поиск точек соприкосновения в решении конфликтной проблемы Важно найти то, что объединяет, а не разъединяет оппонентов. Выразить заинтересованность в рассмотрении проблемы оппонента с его точки зре­ния. В случае необходимости, оказание эмоциональной поддержки оппо­ненту, умение учитывать динамику его эмоционального состояния. Даже в аффективном состоянии люди могут анализировать своё поведение и предвидеть геоследствия конфликта для себя. Это дает возможность руко­водителю управлять конфликтной ситуацией, оказывать воздействие на разум и чувства конфликтующих сторон. До тех пор, пока мы говорим: «Я не могу уступить, покуда не уступят они», - мы не готовы разрешить кон­фликтную проблему.

Наши рекомендации