Судебно- психологическая экспертиза в уголовном процессе
В практике деятельности следователя и суда наиболее часто применяется психологическая экспертиза физиологического аффекта. Аффект – эмоциональный компонент субъективной стороны преступления. Аффект (волнение, переживание) – состояние сильного душевного волнения. Эмоциональный процесс, быстро овладевающий человеком, протекающий бурно, со значительным изменением сознания и нарушением волевого контроля за действиями (утратой самообладания). Он развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из неожиданно сложившейся ситуации.
С целью определения аффекта у обвиняемого (подсудимого) назначается судебно-психологическая или комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.
Эксперты признают наличие аффективного состояния у подъэкспертного тогда, когда найдут подтверждение развития трех стадий психического состояния.
Первая – нарастание эмоционального напряжения, которое может быть кумулятивным, накопительным (длительная психотравмирующая ситуация, вызванная систематическим противоправным или аморальным поведением) или мгновенным (психическая реакция на раздражитель – грубое, циничное оскорбление). К сожалению, в юридической и психологической литературе проблемам кумулятивного аффекта, эмоционального состояния, оказавшим существенное влияние на сознание и поведение лиц, совершивших агрессивно-насильственные действия, уделяется незначительное внимание.
Вторая – эмоциональный (аффективный) взрыв, который может произойти даже по незначительному поводу («последняя капля»). Это чаще всего результат противоправного или аморального поведения потерпевшего.
При эмоциональном взрыве у человека появляются дополнительные физические силы и возможность нанесения многочисленных ударов, он может оказать активное сопротивление более физически сильному сопернику. Важнейшей особенностью эмоциональной стадии аффективного состояния человека является «сужение сознания до пределов психотравмирующей ситуации».
Третья – спад (угасание) аффективного возбуждения.
Для решения вопроса, находилось ли лицо в аффективном состоянии, выясняют: характер аффективной ситуации; индивидуально-психологические особенности личности; психофизиологическое состояние лица накануне событий; действия субъекта в момент аффекта, включая двигательные реакции, мимику, речь и т.д.; поведение лица сразу же после совершения тех или иных действий, его реакцию на слова окружающих, отношение к своему поведению и его последствиям.
Подъэкспертная Т. 26 лет, обвиняется в нанесении ранения мужу. Из материалов уголовного дела известно, что супруги Т.последнее время ссорились.
Т.жаловалась подругам, что ее муж часто бывает в нетрезвом состоянии, своим поведением компрометирует ее, дома невыносим. В день правонарушения пришел домой с друзьями с намерением провести вечер за ужином со спиртным, чем нарушил планы жены, которая собиралась к подруге на день рождения. В течение часа хозяйка терпела присутствие гостей, борясь с раздражением, вызванным недомоганием ребенка и усталостью. Примерно через час Т., не принимавшая участие в ужине, потребовала, чтобы гости покинули комнату. После их ухода муж начал упрекать жену в неделикатности и эгоизме, постепенно переходя к угрозам. Т. Ответила, что если он попробует ее тронуть, она ударит его ножом (который как раз мыла под струей воды). Муж со словами: «Ты мне жена, что хочу, то и делаю!» ударил Т. несколько раз по лицу. Женщина, не подвергавшаяся ранее физическому насилию, сначала растерялась, а затем находившимся в руке кухонным ножом нанесла мужу удар в живот. Сам момент удара она помнит плохо, но отчетливо запомнила, что муж тихо отошел к креслу, зажав живот рукой. Увидев кровь Т.выбежала к дежурной по коридору (супруги жили в общежитии), которой несколько минут не могла объяснить, кому и зачем нужна врачебная помощь. Выглядела испуганной, заикалась. Вышедшим на шум жильцам она объяснила, что случилось, вернулась в свою комнату, где помогла оказать мужу первую помощь. Сопоставив объективные признаки душевного волнения (внешний вид, эмоциональные нарушения речи, целесообразность действий, речевой контакт с окружающими) с динамикой развития ситуации и личностными особенностями Т.(вспыльчивый, несдержанный характер, легко переходит от раздражения к гневу), эксперты пришли к выводу, что степень ее душевного волнения в момент преступления достигла выраженности, свойственной состоянию физиологического аффекта.
Уголовный кодекс РФ расширил понятие аффект применительно к квалификации преступлений по соответствующим статьям. Поэтому необходимо говорить о составах преступлений по ст.107 и 113 с позиций не только физиологического аффекта в чистом виде, но и других эмоциональных состояний (стресса, тревоги, тревожности, страха, ужаса, фрустрации, депрессии и др.).
Вопрос о соответствии возраста, психического развития хронологически достигнутомувозникает обычно при расследовании преступлений 14-15 летних подростков для выяснения степени их ответственности. Поводом для назначения судебно-психологической экспертизы служит либо их неадекватное поведение при совершении правонарушения (преобладание мотивов детской шалости, бездумное отношение к сокрытию следов правонарушения и т.п.), либо недопонимание ситуации расследования.
Например, дети, воспитанные в обстановке семейной запущенности и часто сталкивающиеся с проявлениями противоправного поведения и ситуациями расследования, оценивают противозаконную сущность своих поступков верно, однако общий уровень их представлений о характере отношений между людьми может находиться на очень низком уровне.
Вопрос о способности потерпевшей понимать значение действий, направленных на изнасилование, возникает в большинстве случаев, когда речь идет о девушках 15-16 лет, недостаточно ориентирующихся в обстоятельствах полового акта, в то время как о значении самого полового сношения у них имеются определенные представления. Поэтому с помощью судебно-психологической экспертизы оценивается степень добровольного вступления в половое сношение.
Значительно реже объектом экспертизы выступают девочки, воспринимающие изнасилование как действие, о физиологическом, моральном и социальном значении которого у них нет ясного представления.
Подъэкспертная С., 12 лет. Воспитывалась в неблагополучной семье. Девочка росла замкнутой, мало играла со сверстницами, по характеру была упрямой, настороженной. В школе училась плохо. Отставание в психическом развитии сочеталось с физической акселерацией. Однажды подростки позвали ее играть, объяснив, что по правилам игры она должна раздеться и лечь с одним из мальчиков в кровать. С.поверила им и вступила с одним из подростков в половое сношение, но, почувствовав боль, «обиделась и убежала». Эксперты судебно-психологической экспертизы пришли к заключению, что согласие на половое сношение, данное пострадавшей, следует рассматривать как результат неведения, навязывания ей условия игры, последствий которой она не могла предположить.
В процессе расследования и судебного разбирательства преступления могут назначаться судебно-психологические экспертизы с целью разрешения и других вопросов (например, определение способности верно воспринимать имеющие для дела обстоятельства и давать о них правдивые показания; определение наличия или отсутствия у лица в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству и др.).
Важнейшим направлением использования психологических познаний являются комплексные судебно-психологические экспертизы.
Основное назначение комплексной экспертизы – решение вопросов, относящихся к пограничным знаниям экспертов, когда составляются полиаспектные (целостные) представления об исследуемом объекте. с учетом сказанного среди комплексных психологических исследований выделяются: психолого-психиатрическая, психолого-криминалистическая, психолого-автотехническая, психолого-вокалографическая, психолого-светотехническая, психолого-искусствоведческая, медико-психологическая, психолого-педагогическая, психолингвистическая экспертиза и др.
Судебная психолого-психиатрическая экспертиза проводиться по следующим вопросам:
· Констатация или отрицание факта психопатии;
· Установление физиологического аффекта в момент совершения противоправных действий у лиц, страдающих психическими заболеваниями (шизофренией, эпилепсией, маниакально-депрессивным психозом и др.);
· Определение общего недоразвития психики несовершеннолетнего, когда наблюдается нарушение его познавательной деятельности (например, олигофрения в легкой степени дебильности);
· Установление признаков, указывающих на функциональные нарушения высшей нервной деятельности, неврозы и др.;
· Определение психического состояния свидетелей и потерпевших, обнаруживающих признаки олигофрении в степени дебильности, психопатии, психофизического инфантилизма и иных пограничных состояний.
Судебная психолого-криминалистическая экспертиза проводиться с целью изучения интеллектуальной деятельности лица, в том числе его письменной и умственной речи. Основное внимание здесь уделяется психолого-почерковедческой экспертизе. Перед экспертами (психологом, криминалистом-почерковедом) ставятся, как правило, вопросы о том, является ли конкретное лицо автором и исполнителем исследуемого документа и в каком психофизическом состоянии находилось лицо, исполнившее исследуемый документ.
Судебная психолингвистическая экспертиза назначается для исследования устной и письменной речи лица (графических, мимических, пантомимических, вокалографических и других признаков). Она помогает установить личностные качества, психические состояния и процессы, проявившиеся в речи, а также авторство письменного документа. Лингвисты устанавливают действительное значение конкретных слов, выражений, словосочетаний и словесных оборотов, которые использует в речи обследуемый.
Особенностью психолого-автотехнической экспертизы является совмещение решения чисто инженерных, технических задач с изучением психологических аспектов восприятия водителем дорожной обстановки. Поэтому данную экспертизу целесообразно поручать специалисту в области общей и специальной психологии (например, инженерной). Психолого-автотехническая экспертиза устанавливает способность водителя к приему и переработке поступающей к нему информации о дорожно-транспортной ситуации, его индивидуальные психологические свойства и психофизиологическое состояние в момент ДТП (дорожно-транспортного происшествия).
Перед экспертами могут быть поставлены такие вопросы:
· Каковы профессиональные качества и психофизиологические способности водителя;
· Соответствовала ли дорожная обстановка психофизиологическим возможностям водителя;
· Каким образом оборудование кабины, приборы управления и другие средства отражения информации повлияли на психофизиологические особенности водителя.
Медико-психологическая экспертиза проводиться с целью установления психологических последствий наличного или ранее перенесенного лицом соматического заболевания, признаков умственной отсталости или иных психических особенностей, вызванных перенесенными соматическими заболеваниями.
Психолого-искусствоведческая экспертиза обычно назначается при расследовании уголовных дел, связанных с демонстрацией видеофильмов. Цель экспертного исследования – установить, является ли видеофильм порнографическим или пропагандирующим культ насилия и жестокости. Производство данной экспертизы поручается искусствоведам, специализирующимся на киноведении, и психологам (общим, медицинским, педагогическим и др.).Особенно возрастает роль психолого-искусствоведческой экспертизы при исследовании фильмов, содержащих сцены насилия и жестокости. Сложность их экспертной оценки заключается в том, что психологи и искусствоведы должны обстоятельно доказать, что способ показа жестокости, насилия, истязания преследует цель возбудить у зрителей низменные чувства и инстинкты.
Психолого-светотехническая экспертиза позволяет выяснить особенности светотехнических условий восприятия. Проводиться она с участием специалистов в области инженерной психологии и светотехников. Экспертиза по делу о дорожно-транспортном происшествии, например, устанавливает, как светотехнические условия повлияли на психологию восприятия водителем дорожной ситуации.
Психолого-педагогическая экспертиза проводиться с целью выявления закономерностей обучения и воспитания ребенка, установления у него психической депривации, педагогической запущенности, психофизического инфантилизма, интеллектуального развития, возможностей и путей улучшения психического развития, способностей родителей (одного или обоих) по воспитанию и обучению ребенка и др.