Психология в действии. Лидер в негероическую эпоху

Л.Джуэлл

Глава 14. Лидерство в организации (фрагменты)

ПСИХОЛОГИЯ В ДЕЙСТВИИ -Лидервнегероическую эпоху

Что такое лидерство?

Когда лидерство излишне

Лидерство и руководство

Характерологические подходы к исследованию лидерства (теории «черт»)

Теория «выдающегося человека»

Лидерство глазами окружающих

Пол лидерства

Идеальный лидер

Возможности характерологических теорий (теорий «черт») лидерства

Поведенческие подходы к изучению лидерства

Авторитарное, демократичное и либеральное лидерство

ИССЛЕДОВАНИЯ КРУПНЫМ ПЛАНОМ -Модели агрессивного поведения в экспериментально созданном «социальном климате»

Два параметра поведения лидера

Вероятностные подходы к исследованию лидерства

Вероятностная теория Филлера

Нормативная модель Вроома, Йеттона и Яго

Теория путей и целей Хауса

Возможности вероятностных теорий

Лидерство как улица с двусторонним движением

Модели вертикальной двойственной связи и обмена между лидером и членом группы

Чтобы станцевать танго, нужны двое: готовность идти следом

Лидерство в новую эпоху

Модель множественных связей

Суперлидерство

Перспективы исследований лидерства

ВНИМАНИЕ — ПРОБЛЕМА:Лидерство и Лохнесское чудовище

Психология в действии. Лидер в негероическую эпоху

Раньше в корпорациях с вопросом лидерства все обстояло просто. Или вы были лидером, или вы им не были. И если вы им были, вы, разумеется, не делились ни с кем своей властью. Вернейший способ определить, лидер ли вы, состоял в следующем: нужно было оглянуться назад и посмотреть, не семенит ли кто-нибудь за вами. Если таковых не было, вы начинали закручивать гайки. Поскольку в ваших руках было все... Ваша работа заключалась в том, чтобы раздавать пинки и заводить черные списки...

Затем мир перевернулся. Глобальная конкуренция разрушила устойчивые рынки сбыта и целые промышленные отрасли. Информационные технологии привели к созданию новых сетей влияния внутри корпораций... Управленцы среднего звена исчезли вместе с понятием корпоративной лояльности... Вам пришлось смириться с новой, вызывающей головокружение реалией: единственная константа в сегодняшнем мире — это нарастающие как снежный ком изменения.

Подберите для этого явления термин, который вам больше нравится: лидерство в негероическую эпоху, услужливое лидерство, распределенное лидерство... Но не относитесь к нему как к какому-то скоротечному веянию. Оно реально, оно радикально, и в XXI веке оно бросит вызов самому определению корпоративного лидерства. Лидеры начинают напоминать скорее не капитанов кораблей, а претендентов, борющихся за какую-то должность. Перед ними встают две основополагающие задачи: во-первых, четко формулировать цели компании и всячески способствовать их достижению, и, во-вторых, создать такую среду, в которой работники смогут определять, какую работу им необходимо сделать, и затем выполнять ее на высоком уровне.

Если вы этому не верите, посетите небольшой городок Мерфи в Аппалачах, штат Северная Каролина, и зайдите в старое кирпичное здание, где разместилась фабрика по пошиву джинсов. Здесь вы встретите Томми Джо Дейвис, выросшую среди гор 58-летнюю «бабушку» — и живое воплощение нового типа управления... Вот что она говорит:

«Порой бывает очень трудно удержаться и не сказать, как раньше: "Ты делаешь это, ты делаешь то, а ты — вот это". Теперь я должна говорить: "Как именно ты хотела бы сделать это?" Я понимаю, что их идеи могут быть ошибочными, но я должна дать им возможность самим осознать это». Обучение лидерству и коллективное управление на фабрике привело к тому, что количество бракованных джинсов снизилось на треть, промежуток времени между получением заказа и отгрузкой уменьшился на 10 дней, а время пошива пары джинсов сократилось с пяти дней до одного.

Лидерство в негероическую эпоху по-прежнему требует многих качеств, которые всегда отличали настоящих лидеров, — ума, преданности, энергичности, решительности, честности. Но есть одно важное отличие: ожидается, что эти качества будет демонстрировать буквально каждый работник организации.

Источник: J. Huey, «The New Post-Heroic Leadership». Fortune, February 21, 1994, pp. 42-50.

ОТРЫВОК, приведенный в рубрике «Психология в действии», иллюстрирует несколько важных аспектов лидерства. Во-первых, существуют определенные личностные характеристики лидера, такие как интеллект и честность. Во-вторых, лидера отличает определенное поведение. В-третьих, должны быть учтены вероятностные моменты. По мере того как меняется окружающий мир и ожидания людей, меняются и требования, предъявляемые к лидеру. Наконец, на лидеров смотрят сквозь призму нынешнего дня, в результате чего в сознании тех, кто привык на них ориентироваться, формируются определенные представления о них.

В этой главе обсуждаются характер, история и будущее исследований и теории лидерства в организациях. Значительная часть этого обсуждения касается характерологических, поведенческих и вероятностных подходов к исследованию лидерства. Далее рассматриваются несколько более современных подходов, учитывающие влияние, которое оказывают на своих лидеров подчиненные, восприятие лидерства и коллективное лидерство. Обсуждение начинается с рассмотрения ряда факторов, которые способствуют или препятствуют осуществлению лидерства в организациях.

Что такое лидерство?

Люди вкладывают различный смысл в понятие лидерства. Для одних лидерство означает, что люди за кем-то следуют. Для других лидерство означает, что люди охотно за кем-то следуют. Для третьих суть лидерства состоит в том, что влияние лидера способствует эффективному достижению целей. Но каких целей? Лидером внутри организации может быть человек, который способен влиять на других, но осуществляется ли это влияние в интересах организации? Например, какой-то член рабочей бригады, подчинив коллег своему влиянию, может стремиться к тому, чтобы производительность труда в группе не превышала минимальной нормы, установленной начальником.

На протяжении десятилетий организационные психологи и другие специалисты, мучающие лидерство, давали ему различные определения: средоточие групповых процессов, индивидуальность человека и ее воздействие, искусство добиваться согласия, осуществление влияния, модель поведения, форма убеждения, властные отношения (Bass, 1990a). Для целей данной главы наиболее подходит определение лидерства, предложенное Кацем и Каном (Katz & Kahn, 1978):

«Мы полагаем, что сущность организационного лидерства заключается в преимуществе фактора влияния перед механическим выполнением правил, заведенных в организации».

Это определение передает все упомянутые выше идеи, касающиеся лидерства. Лидеры побуждают людей делать больше, чем те делали бы в отсутствие лидеров, и эти усилия согласуются с достижением организационных целей. Лидерство побуждает людей выходить за рамки простого согласия с системой и помогает группам в достижении их целей.

Согласно Кацу и Кану, имеется пять причин, обусловливающих потребность организации в лидерстве. Чем больше потребность в любой из этих областей, тем вероятнее, что найдется человек, который возьмет на себя роль лидера.

1. Незавершенность организационной структуры. Никакой набор правил, планов, процедур или графиков работы не способен описать в совершенстве то, что должно происходить внутри организации, если она хочет выжить и преуспеть. Лидеры помогают интерпретировать эти правила и планы и восполнять недостающие элементы.

2. Лидерство как пограничная функция. В главе 12 организация была описана как совокупность взаимосвязанных подсистем. Лидеры — это звенья, связующие эти подсистемы.

3. Меняющиеся условия среды. В главе 12 обсуждалась также концепция организации как открытой системы, взаимодействующей со своим окружением. Лидеры получают ресурсы из внешней среды и делают ее более восприимчивой к потребностям организации.

4. Внутренняя динамика организации. Организации изменяются и развиваются. Лидеры прилагают усилия к тому, чтобы эти изменения не повредили организации и ее членам, и способствуют позитивным изменениям.

5. Членский состав организаций. Люди приходят, уходят и меняются. Лидерство обеспечивает преемственность и помогает людям приспособиться к изменениям.

Наши рекомендации