Логотерапия Франкла: общая характеристика
Философия и концепции.
Невзирая на апатию заключенных концентрационных лагерей, вызванную физическими и психологическими причинами, Франкл (Frankl, 1985a) обнаружил, что "человек способен сохранить остатки духовной свободы, независимости ума даже в таких ужасных условиях психического и физического стресса" (р. 86). Остается много возможностей для выбора, известны примеры героических поступков с целью помочь другим, а не спасти себя.
"Тип человека, которым становился заключенный, определялся внутренним решением, а вовсе не был результатом внешних условий. По сути дела, каждый человек способен даже в таких обстоятельствах принять решение о своем выборе - психическом и духовном. Можно сохранить свое человеческое достоинство даже в условиях концентрационного лагеря... Это и есть духовная свобода, которую никто не может отнять, именно она делает жизнь осмысленной и придает ей цель" (р. 87).
Если есть смысл жизни, то есть и смысл страданий, поскольку страдания, как и смерть, являются неотъемлемой частью жизни; без них жизнь была бы неполной.
Лишь некоторые заключенные сопротивлялись разрушительному влиянию лагеря, не желая превращаться в жертвы. Отсутствие цели или надежды на будущее заставило многих пересмотреть существующие возможности позитивных изменений лагерной жизни. Необычайно неблагоприятные внешние обстоятельства также могут предоставить человеку возможность духовного роста. Для этого человек должен обладать верой в будущее. Без такой веры он сдается и утрачивает желание жить. В отсутствие цели, смысла жизни нет стремления выжить. Франкл (Frankl, 1986) спросил своих товарищей по несчастью, которые ничего уже не ждали от жизни: "действительно ли вопрос в том, ждем ли мы чего-то от жизни или нет? Может быть, лучше спросить, чего ждет от нас жизнь?" (p. XVII). Жизнь ставит перед каждым человеком задачи, в решении которых состоит ее смысл. Задачи эти у каждого свои, каждая ситуация уникальна и требует уникальной реакции. Иногда от человека требуется смириться с судьбой и страданиями. Страдания каждого человека уникальны, а возможность для роста зависит от того, как человек их переносит.
Природа человека
Человек представляет собой единое целое с тремя аспектами или измерениями: соматическим, или физическим; психическим, или психологическим и духовным. (Следует подчеркнуть, что под "духовным" Франкл не обязательно подразумевает "религиозный".) Первые два близко взаимосвязаны и вместе составляют "психосоматику". Они включают наследственные и конституциональные факторы, такие как врожденные влечения. Психоанализ благодаря Фрейду, Адлеру и Юнгу внес вклад в понимание этих измерений, в особенности психологического, но практически не уделил внимания духовному, исключительно человеческому измерению.
Логотерапия делает акцент на третьем, духовном, измерении. Духовность является первой из трех характеристик человеческого существования, которые отличают людей от животных. Духовность выявляется феноменологически непосредственно в самосознании, но проистекает из "духовного бессознательного".
"Бессознательная духовность есть корень всего сознания. Другими словами, мы знаем и признаем не только инстинктивное бессознательное, но также духовное бессознательноеи в этом видим питательную почву всей сознательной духовности. Эго не управляетсяИд, а дух рождается в бессознательном" (Frankl, 1957, р. 674).
Духовность является главным атрибутом человека, из духовности происходят совесть, любовь и эстетическое сознание.
Второй особенностью человеческого существования является свобода. "Что представляет собой человек? Это сущность, которая всегда принимает решения. Он снова и снова принимает решение о том, каким ему быть в следующий момент" (Frankl, 1951, р. 39). Свобода означает свободу от инстинктов, наследственной предрасположенности и окружения. Хотя люди подвержены влиянию каждого из этих аспектов, они все же имеют свободу принимать или отвергать эти условия. Таким образом, люди не просто существуют; они решают, каким будет их существование. В связи с возможностью подняться над биологическими, психологическими и социологическими условиями, на которых строятся прогнозы, люди непредсказуемы (Frankl, 1963a).
Третий фактор в существовании человека - это ответственность. Свобода - это не только свобода от, но также свобода для чего-либо, что, согласно Франклу, "представляет собой обязанности индивида. Человек ответственен перед собой, своей совестью или Богом". Логотерапия пытается заставить пациента полностью осознать собственную ответственность; следовательно, ему должно быть предоставлено право выбора: "за что, перед кем или перед чем нести ответственность" (Frankl, 1985a, р. 132).
Психоанализ имеет дело с осознаванием пациентами своих вытесненных переживаний или влечений. Индивидуальная психология Адлера фокусируется на принятии человеком ответственности за свои симптомы. Каждый из этих подходов односторонен и они дополняют друг друга. "Фактически можно сформулировать это в виде основной теоремы, которая гласит: быть человеком - значит быть сознательным и быть ответственным". Как психоанализ, так и индивидуальная психология заблуждаются в том, что рассматривают только один аспект человечности, один фактор в человеческом существовании, в то время, как для получения истинной картины необходимо принимать во внимание оба аспекта" (Frankl, 1986, р. 5). Логотерапия идет дальше каждого из этих подходов, проникая в духовное (Geistig). Ответственность соотносится с сознанием через совесть.
Хотя каждый человек уникален, сам по себе он не имеет значения. "Значимость каждой индивидуальности, смысл человеческой личности всегда связаны с сообществом" (Frankl, 1986, р. 70). В сообществе каждый индивид незаменим благодаря своей уникальности. В этом и состоит различие между сообществом и "массой", состоящей из одинаковых единиц. "Сообщество нуждается в существовании индивида, чтобы самому иметь смысл" (р. 70), но также "смысл индивидуальности реализуется в сообществе. До этой степени ценность человека зависит от сообщества" (р. 71). В то же время масса поглощает индивида: "уходя в массу, человек утрачивает наиболее характерное свое качество: ответственность" (р. 72). А становясь частью сообщества, что само по себе является выбором, человек повышает свою ответственность.
Мотивация
Поддержание гомеостаза, снижение напряжения или психоаналитический принцип удовольствия не могут адекватно объяснить человеческое поведение. Влечение к статусу, о котором идет речь в индивидуальной психологии Адлера, также не является удовлетворительным объяснением, равно как самовыражение, самореализация и самоактуализация. Все это, согласно Франклу, является скорее следствиям, чем интенциями, то же самое можно сказать об удовольствии. Фактически
"лишь когда первичная объектная ориентация ослаблена, возникает интерес к себе, что наиболее резко проявляется в существовании больных неврозом. Следовательно, стремление к самореализации ни в коем случае нельзя считать первичным, напротив, мы усматриваем в нем признак снижения уровня человеческого существования" (Frankl, 1958, р. 31).
Первичная мотивация человека - это не жажда удовольствия или власти, это воля к смыслу. Именно это "вдохновляет человека", иначе говоря, "это наиболее человеческое из всех явлений, поскольку животное, естественно, никогда не печется о смысле своего существования" (Frankl, 1986, p. XVI).
Смысл не изобретается людьми, как утверждает Сартр, он ими "открывается".
"Люди могут придать смысл своей жизни, осознав то, что я называю креативными ценностями, решая задачи. Они также могут придать своей жизни смысл, осознав эмпирические ценности, переживая Бога, Истину, Прекрасное или познав единственного человека во всей его уникальности. Воспринимать одного человека как уникального означает любить его" (Frankl, 1986, p. XIX).
Даже когда эти переживания невозможны, "человек все-таки может придать своей жизни смысл тем, как он встречает свою судьбу, свои страдания" (p. xix). Люди осознают ценности за счет отношения к выпавшим на их долю неизбежным страданиям. Это установочные ценностии возможность их осознания сохраняется до последних мгновений жизни. Страдание, таким образом, имеет смысл.
Стремление к цели не является движущей силой в психодинамическом понимании. "Ценности не влекут человека; они не подталкиваютего, а скорее тащат за собой" (Frankl, 1963b, p. 157). Они предполагают выбор или принятие решений. "Человек не испытывает влечения к нравственному поведению; решение вести себя нравственно принимается в каждом конкретном случае". Он поступает так не с целью удовлетворения соответствующего влечения и не для очистки совести, но "ради причины, которой себя посвятил, либо ради любимого человека, либо во имя Бога" (р. 158).
Смысл жизни - это не абстракция.
"В конечном счете человек не должен задавать вопрос, в чем заключается смысл жизни, напротив, он должен сознавать, что этот вопрос адресован ему. Иначе говоря, каждому человеку жизнь задает вопрос; ответ может быть дан только путем ответственностиза свою собственную жизнь; единственный ответ жизни - быть ответственным... Этот акцент на ответственности отражается в категорическом императиве логотерапии, который выглядит следующим образом: "Живи так, как будто ты живешь уже второй раз, и как будто в первый раз ты поступил неправильно, именно таким образом, как собираешься поступить сейчас!"" (Frankl, 1985a, pp. 131-132).
Смысл жизни, таким образом, уникален для каждого человека и изменяется с течением времени.
Существование преходяще, однако на этом его качестве основана ответственность, поскольку люди постоянно стоят перед выбором из существующих возможностей. Человечество постоянно делает выбор "из массы имеющихся возможностей". Как только
"мы использовали возможность и реализовали потенциальный смысл, мы сделали это раз и навсегда. Мы спасли его в прошлом, куда он был благополучно доставлен и сложен. В прошлом ничто не теряется безвозвратно, напротив, абсолютно все неизменно сберегается и накапливается" (Frankl, 1985a, р. 175).
Вместе с тем потенциальные возможности, которые не были выбраны, утрачиваются.