Состав произвольных действий

Познавательные действия Психомоторные действия
Смотреть Сокращать мышцы
Слушать Расслаблять мышцы
Принюхиваться Ускорять движение
Запоминать Замедлять движение
Припоминать Анализировать движение
Представлять Соразмерять движения по
Воображать параметрам силы, быстроты,
Думать протяженности

Следовательно, это неумышленное действие. И здесь трудно согласиться с автором. Неумышленным, т.е. не плани­ровавшимся, может быть результат действия, а не само действие, кроме того, и мо­тив и цель у человека имелись, иначе он не стал бы осуществлять что действие: по сути, это тоже сознательное действие с непредвиденным результатом.

Умышленное действие, по Э. Ш. Натанзон, характеризуется тем, что мотив, цель, и средства для достижения цели носят отрицательный характер, что придаст отрицательный характер всему действию. Умышленное действие — продуманное и тща­тельно планируемое. Но, в таком случае, любое сознательное действие является умышленным. Дело, следовательно, не в характере управления действием, а в отри­цательной направленности мотива.

Негативистское действие — это действие, которое совершается человеком при сильной обиде на кого-либо. Мотивом такого действия служит потребность в разрядке своего чувства, желание отомстить,а целью — определенное действие, которое может причинить обидчику неприятности. По существу, это тоже умышленное_действие.

Импульсивное действие совершается по первому побуждение, когда человек не­достаточно серьезно обдумал возможные последствия. Против этого трудно возра­зить. Зато другие характеристики импульсивного действия, даваемые Э. Ш. Натанзон, скорее соответствуют аффективному действию. Так, она приписывает импуль­сивному действию четко выраженный мотив без четкой цели и отсутствие концентрации сознания на достигаемом результате. Главное — это удовлетворение желания и выражение нахлынувшего сильного чувства.

Внушенное действие, считает Э. Ш. Натанзон, не имеет мотива, а цель его возникает под влиянием других людей, а не на основе собственных потребностей, инте­ресов и чувств. Поэтому внушенные действия в целом недостаточно продуманны. Если не касаться действий, совершенных человеком под влиянием гипнотического внушения, а рассматривать внушение, осуществленное, например, педагогом, то трудно согласиться с автором, что эти действия не имеют мотива. Это внешне моти­вированные действия.

Бесполезное действие — это действие, совершаемое «просто так», возникающее само по себе. В нем есть и мотив, и цель, но объективно оно никакой ценности не представляет. Бесполезное действие, как правило,

совершают, не задумываясь над тем, какой общественный резонанс оно получит. В сознании самого человека оно выглядит как совершенно безобидное. Это неумышленное действие, но отнюдь не безобидное, считает Э. Ш. Натанзон. Такое действие называется шалостью: дети бьют пустые бутылки, ломают ящики и коробки и т. д.

Волевое действие — это сознательное действие, связанное с преодолением серьезных трудностей на пути к цели и, сопряженное – значительными волевыми усилиями. Таким образом, волевое действие характеризуется не только наличием определенного мотива, цели, формированием образа ожидаемого результата, но и значительным волевым усилием. С этим трудно не согласиться.

Волевые действия. Большинство психологов не выделяют волевые, действия в особую категорию, отождествляя их с произвольными.

Например, по К. Н. Корнилову (1957), волевые действия — это сочетание или целая система движений, связанных между собой общей целью, единым мотивом. Эти действия, отмечает К. Н. Корнилов, называются волевыми потому, что они являются выражением нашей воли.

С моей точки зрения, в данном случае следовало бы гово­рить о произвольных действиях, а не волевых, поскольку, описывая их, автор не го­ворит о преодолеваемых при их осуществлении препятствиях.

К. М. Гуревич (1940) называет волевым такое действие, в котором преодолевается аффективно-отрицательное отношение ради эффективно-положительной цели.

Ф. Н. Гоноболин (1973) вроде бы выделяет волевые действия среди произвольных, однако в чем состоит специфика первый по сравнению со вторыми в даваемых им определениях остается неясным. Так, произвольные действия он характеризует как сознательные и преследующие определенную цель и в то же время пишет, что такие действия могут быть названы волевыми.

Н. Д. Левитов (1958) отмечает, что нередко волевые действия называют произ­вольными, в отличие от непроизвольных. Такую замену он считает неудачной, так кактермин «произвольный» в жизни обычно употребляется как синоним термина «своевольный», для обозначения непродуманных дейстний, движимых капризом или упрямством.

Не соглашаясь с утверждением Н. Л. Левитова о непродуманности произволь­ных действий, я тоже считаю, что целесообразно различать (но не отрывать друг от друга!) произвольные и волевые действия, также каки произвольное управление и волевую регуляцию,

Е. О. Смирнова также разделяет произвольные и волевые действия. По ее мне­нию, волевые действия всегда являются инициативными: их побуждение должно исходить от самого человека. Цели жеи задачи произвольного действия задаются извне и могут лишь приниматься или не приниматься человеком. По существу, Н. О. Смирнова говорит о произвольных действиях как «внешнеорганизованных», а о волевых действиях — как о «внутреннеорганизованных».

Произвольность, считает Е. О. Смирнова, поддается тренировке, обучению, которое заключается в усвоении средств овладения своим поведением. Воля, по ее мнению, такой тренировке не поддается. Если принимать за волю мотивы, как это, имеет место у Е. О. Смирновой, то с ней можно было бы и согласиться; мотивы формируются, а не тренируются, Но, с другой стороны, разве не очевидно, что воля (по - крайней мере, ее нравственный компонент) воспитывается?

Таким образом, на мой взгляд, для деления действий на произвольные и волевые Е. О. Смирнова выбрала не очень удачное основание.

А. А. Люблинская (1971) считает, что произвольные действия превращаются в волевые в процессе овладения ребенком речью, и этим нельзя согласиться: ведь и в произвольные действия характеризуются связью с речью. Дело не в овладении речью как таковой, а в придании некоторым словам не только пускового, но и стимулирующего значения или значения запрета. Таковыми А. А. Люблинская считает толькодва слова — «надо» и «нельзя», которые ребенок сначала слышит от взрослых, а затем использует в процессе самоуправления.

В. А. Иванников (1.991) характеризует волевое действие как действие с двумя смыслами: один задается жизненным, т. е. исходным, мотивом, а другой воображаемым, при дефиците силы первого. Конечно, как частный случай волевой регуляции это принять можно (если только расшифровать, что такое смысл, проистекающий от жизненного мотива, и чем он отличается от воображаемого смысла), но все же такой подход с «двойной мотивацией» оставляет открытым вопрос; почему же такие действия называются волевыми?

В связи с этим приведу мысль В. К. Котырло: «...чтобы волевое действие было

основным "представителем" воли, оно по своей сущности должно нести в себе основные черты волевой регуляции» (1971, с. 38).

Волевые действия ~ это разновидность произвольных действии, спецификой которых является использование при достижении цели волевого усилия (см, раз­дел 5.4). Это действия, связанные с преодолением затруднений, требующие больших затрат энергии и сопровождающиеся переживанием внутреннего напряжения.

К волевым действиям относятся: всматривание (при плохой видимости),

прислушивание (при плохой слышимости или звуковых помехах), принюхиванне, концептрация внимания, припоминание, сдерживание побуждений, проявление большой силы, быстроты и выносливости, т. е. все те сенсорные, мнемические и двигательные действия, осуществление которых требует проявления значительного волевого уси­лия.

Наши рекомендации