Основные философские точки зрения на природу, происхождение, развитие психики
Появление древних представлений об окружающем мире связано с анимумом (от латинского «anima» - душа, дух) - верой в скрытый за видимыми вещами сонм духов как особых «агентов», которые покидают человеческое тело с последним дыханием, а по некоторым учениям (например, знаменитого философа и математика Пифагора), являясь бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. Древние греки называли душу словом «псюхе». Оно и дало имя психологии.
Обычно начало научного миросозерцания связывают с Милетской школой, существовавшей в VII-VI вв. до н.э. Её представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им первым принадлежит заслуга в выделении психики или «души» из материальных явлений. Общим для философов милетской школы является положение о том, что все вещи и явления окружающего мира характеризуются единством своего происхождения. Материальное и духовное, телесное и психическое по своей первооснове едины; различие между ними заключается в состоянии, проявлении и выражении этого первоначала. Различие же между взглядами учёных этой школы состояло в том, какой вид конкретной материи принимал каждый из этих философов за первооснову мироздания (Фалес - воду, Анаксимандр - «апейрон», Анаксимен - воздух).
У человека Платон выделял два уровня души - высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души, её временным пристанищем является головной мозг. Низшая душа, в свою очередь, представлена двумя частями - низшая благородная часть и низкая возделеющая душа. Первая помещается в области сердца; с ней связаны воля, мужество, храбрость и т.п. Локализация второй в печени; она включает сферу потребностей, влечений и страстей.
Служившиеся трудности и противоречия в понимании природы психического, которые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита, с другой - из учения о душе Платона, удалось преодолеть ближайшему ученику Платона Аристотелю (384 - 324 гг. до н.э.). Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником знания, но организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. «Правильно думают те, - говорил Аристотель своим ученикам, - кому представляется, что душа не может существовать без тела и не может существовать без тела и не является телом.» «Душу от тела отделить нельзя.» Цитируется по: Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр “Академия”, 1995
Среди крупных мыслителей Возрождения можно выделить Л. Вилла (1407 - 1457 гг.), П. Помпонацци (1462 - 1524 гг.), Л. Вивеса (1452 - 1540 гг.), Б. Телезио (1508 - 1588 гг.). Все они утверждали, что в основе всего лежит природа, а человек - часть её. Поэтому душа - это лишь проявление природы, а не нечто потустороннее. Стремление и удовольствие - это требование природы, и поэтому человек должен не ущемлять их, как тому учила церковь, а удовлетворять. Все психические явления есть продукты работы первой системы и мозга. С разрушением и смертью тела исчезают и все способности души. Первичными формами психического явления ощущения и чувства (эмоции), которые с помощью ассоциаций по сходству и контрасту преобразуются в более сложные психические структуры. Основным способом, с помощью которого открываются человеку отдельные проявления его души, является внутренний опыт или самонаблюдение.
Наметившийся коренной перелом в развитии естествознания и сопровождавшие его многочисленные грандиозные открытия Нового времени выдвинули на первый план потребность обращения к основным психическим способностям и функциям человека. При выборе методологии и методов познания учёные разделились на два течения - эмпирическое и рациональное. Основатели эмпирического направления Ф. Бэкон (1561 - 1626 гг.), Т. Гоббс (1588 - 1679 гг.), Д. Локк (1632 - 1704 гг.) и их последователи полагали, что источником всех знаний является чувственный опыт и общие понятия имеют опытное происхождение. Представители рационалистического течения, пионерами которого выступали Р. Декарт (1596 - 1650 гг.) и Г. Лейбниц (1646 - 1716 гг.), считали, что источник знаний заключён в самом разуме, а всеобщие понятия имеют априорное происхождение, т.е. выводились из самого ума и врождённых интеллектуальных способностей. По-прежнему существовало и два других непримиримых лагеря - материализм и идеализм.
По Р. Декару собственно психическим является только то, что пронизывается разумом или осознаётся мыслящей субстанцией. Воображение, представления, память, чувства и аффекты есть не более, чем простые телесные движения, «не просветление» мышлением, единственно составляющим суть духовной субстанции. Якунин В.А. История психологии: Учебное пособие - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998.Поскольку же мышление - единственный атрибут души, она всегда мыслит, всегда знает о своих психических содержаниях, зримых изнутри (бессознательной психики не существует). В дальнейшем это «внутреннее зрение» стали называть интроспекцией, а декартову концепцию сознания - интроспективной. Она отрицает существование психики у животных, так как они не мыслят. Декарт отделил тело и душу друг от друга. Принцип работы тела - рефлекс, души - рефлексия (от латинского «обращение назад»). Начиная с Р. Декарта, психология стала трактоваться не как наука о душе, а как наука о сознании.
Эмпиризм Ф. Бэкона в XVII в. заменил представление о ней как совокупности психических явлений. Для этого и более позднего периода характерно обособление или отрыв психического от физического, сведения мира психических явлений к замкнутой системе фактов сознания, недоступных объективному наблюдению.
Концепция психологического параллелизма, согласно которой, психическое и психологическое рассматривались как два независимых, но функционально соответствующих ряда явлений, но функционально соответствующих ряда явлений, стала основой построения экспериментальной психологии на Западе, одним из создателей которой являлся В. Вунд (1832 - 1920 гг.). Вунд стал сторонником философии волюнтаризма (от латинского «волюнтас» - воля) - философия, считающей волю внешним принципом бытия. Волевые акты были приняты им за конечную причину процессов сознания и первичную духовную силу.
Великий русский физиолог И.М. Сеченов (1829 - 1905 гг.) указал на сходство в строении психического и рефлекторного акта, открыл центральное торможение, показал тем самым, что мышца является не только органом движения, но и познания.
Кузен Дарвина Ф. Гальтон (1822 - 1911 гг.) доказывает, основываясь на множество факторов, что выдающиеся способности передаются по наследству; он впервые вводит понятие «тест». Задачей диагностики индивидуальных различий между людьми, касающихся приобретение знаний и выполнение сложных форм деятельности, занялся А. Бине (1857 - 1911 гг.). Его «коэффициент интеллекта» соотносил «умственный» возраст с хронологическим. Таким образом, предметом анализа стали уже не элементы и акты сознания, никому не неведомые кроме как субъекту, изощрившему своё внутреннее зрение, а телесные реакции, изучаемые объективным методом.
В начале XIX столетия в психологии существовало множество конкурирующих концепций и школ, которые, отстаивая свой собственный предмет, создали новые теоретические конструкции и произвели революционные сдвиги по всему факту психологических исследований.
У истоков функционализма в США стоял Уильям Джеймс (1842 - 1910 гг.), который указывал не служебную роль сознания во взаимоотношении организма со средой. Согласно его концепции, первичными являются изменения в мышечной и сосудистой системах, вторичными - вызванные ими эмоциональные состояния.
И.П. Павлов (1859 - 1963 гг.) и В.М. Бехтерев (1857 - 1927 гг.) в рамках рефлексологии вводят понятие условного рефлекса. Это означает, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий - внешних и внутренних. Павлов на основе опытов открыл законы высшей нервной деятельности, разработал понятие о сигнале, временной связи, подкреплении, торможении, дифференцировке, управлении и др.
«Отцом» направления бихевиоризма (от английского «бихевиор» - поведение) принято считать Д. Уотсана, который предлагал, исключив сознание, по экспериментальным данным объяснять любые естественные формы поведения людей. Основой всего бихевиористы считали законы научения.
Психоанализ во главе с З. Фрейдом (1856 - 1939 гг.) обнаружил за покровом сознания мощные пласты неосознаваемых субъектом психических сил, процессов и механизмов. Главной среди этих процессов была признана имеющая сексуальную природу энергия влечения. Со времён детства она определяет мотивационный ресурс личности.
Нововведением ученика З. Фрейда К. Юнга (1875 - 1961 гг.) было понятие о «коллективном бессознательном» - дарованных предками психических явлений. Юнг выделил два человеческих типа - экставертивный (обращённый вовне) и интравертивный (обращённый вовнутрь).
Французская школа утверждала созидающий характер взаимодействия индивида с окружающей средой. П. Жане (1859 - 1947 гг.) ключевым принципом человеческого поведения считал общение, в глубинах которого рождаются воля, память, мышление и другие функции. В этой концепции прорисовывается изначальная социальность личности.
Гештальтизм (от «гешатальт» - форма, структура) утверждал приоритет целостности структуры сознания, созидаемого динамикой познавательных структур. Группа молодых учёных: М. Вертгеймер (1880 - 1943 гг.), В. Кёлер (1887 - 1967 гг.) и К. Коффка (1886 - 1941 гг.) - открыли «инсайт» (усмотрение, озарение), «ага - переживание»; доказали, что умственные операции при решении творческих задач подчинены особым принципам организации гештальта, а не логики.
К. Левин (1890 - 1947 гг.) развил «теорию поля», изображая личность как «систему напряжений». Личность перемещается в среде, одни районы которой её притягивают, другие - отталкивают.
Л.С. Высотский (1896 - 1934 гг.) в структуре высших психических функций (внимание, памяти, мышления и др.) ввёл особые регуляторы, а именно - знаки, создаваемые культурой. Знак (слово) - это «психологическое орудие», посредством которого строится сознание. По Высотскому, развивается не отдельно взятая функция, но целостная система функций. Переживание он назвал важнейшей «единицей» развития личности. Петровский А.В. Введение в психологию - М.: Издательский центр “Академия”, 1995.
Подводя общие итоги, нужно отметить, что движение и развитие психологической мысли определялось прежде всего социально-экономическими условиями, которые обусловливали специфику представлений о психике на каждом историческом этапе, придавали своеобразие содержанию, направлению и формам решения коренных вопросов психологии. Часто влияние социально-экономических перемен было не прямым, а через призму идеологии, политики, права, морали, религии.