Медиа-поддержка 9-го издания «Психологии развития»
GRACE J. CRAIG, DON BAUCUM
HUMAN DEVELOPMENT
NINTH EDITION
PRENTICE HALL
ГРЭЙС КРАЙГ, ДОН БОКУМ
ПСИХОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ
Е ИЗДАНИЕ
Научный редактор перевода на русский язык
кандидат психологических наук,
доцент Т. В. Прохоренко
Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж
Ростов-на Дону ■ Екатеринбург ■ Самара - Новосибирск
Киев ■ Харьков ■ Минск
ББК 88.3я7
УДК 159.9.922(075)
К78
Крайг Г., Бокум Д.
К78 Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
ISBN 5-94723-187-5
Данное издание представляет собой одно из наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его несомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех этапов человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительству, собственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть. Другая важнейшая особенность данного учебника — целостный подход к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультурных, собственно психологических, что позволяет реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждой из его стадий и выявить основные закономерности становления человека как индивида, личности и субъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физического, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития. Чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью.
По широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации предлагаемое издание является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам, и научным сотрудникам.
Права на издание получены по соглашению с Prentice Hall, Inc. Upper Sadie River, New Jersey 07458. Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ББК 88.3я7 УДК 159.9.922(075)
© Prentice Hall 2002, 1999, 1996, 1992, 1989, 1986,1983, 1980, 1976 by Pearson Education, Inc. ISBN 0-13-033441-3 (англ.) © Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2004
ISBN 5-94723-187-5 © Издание на русском языке, оформление
ЗАО Издательский дом «Питер», 2005
КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к русскому изданию ....................................10
Предисловие ...................................................... 12
ЧАСТЬ I. НАЧАЛО
Глава 1. Перспективы и методы исследования..........................16
Глава 2. Подходы к пониманию развития человека......................60
Глава 3. Наследственность и среда ..................................103
Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка ...................157
ЧАСТЬ II. ДЕТСТВО
Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое
развитие .....•.................................................214
Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие .... 274
Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие.....318
Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве...................363
Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве..........413
Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве.................457
ЧАСТЬ III. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте . . . 492 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте . 522
ЧАСТЬ IV. ВЗРОСЛОСТЬ
Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие........560
Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости...............601
Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости......646
Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости..............682
Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие.........719
1лава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие.....759
Глава 19. Смерть и умирание .......................................793
ГЛОССАРИЙ ....................................................... 819
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................846
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ.............................................928
Оглавление
Предисловие к русскому изданию ....................................10
Предисловие ...................................................... 12
Часть I. Начало
Глава 1. Перспективы и методы исследования.....................16
Предварительный обзор ..........................................16
КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ....................18
ИСТОРИЧЕСКОЕ И СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ..............24
ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА: ОПИСАТЕЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ..................34
ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ.............45
ЭТИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ .....................................51
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ........................................57
ГЛАВА 2. ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА..................60
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР ..........................................60
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ О РАЗВИТИИ...............................62
ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ......................................63
БИХЕВИОРИЗМ И ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ...................................74
КОГНИТИВНЫЕ ПОДХОДЫ............................................82
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ..........................................88
СИСТЕМНЫЕ ПОДХОДЫ..............................................94
ТЕОРИИ В РЕТРОСПЕКТИВЕ ..........................................99
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ........................................99
ГЛАВА 3. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И СРЕДА.............................103
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................103
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ГЕНЕТИКА .........................................104
ГЕНЫ, ХРОМОСОМЫ И ДЕЛЕНИЕ КЛЕТОК................................112
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ И ХРОМОСОМНЫЕ НАРУШЕНИЯ...........................118
НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ .... 127
ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ.............................................130
ВЛИЯНИЯ СРЕДЫ И РАЗЛИЧНЫХ КОНТЕКСТОВ ...........................134
ПРОЦЕССЫ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В РАМКАХ МИКРОСИСТЕМЫ ...................135
ПРОЦЕССЫ, ВЫХОДЯЩИЕ ЗА РАМКИ МИКРОСИСТЕМЫ......................143
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................153
ГЛАВА 4. ПРЕНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА ...............157
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................157
ПРЕНАТАЛЬНЫЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ ...................................159
ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НА ПРЕНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ..........................169
РОДЫ .........................................................186
ОГЛАВЛЕНИЕ 7
НЕДОНОШЕННЫЕ МЛАДЕНЦЫ И МЛАДЕНЦЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ГРУППЕ РИСКА .... 199
РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СЕМЬЯ ...........................................203
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................209
ЧАСТЬ II. ДЕТСТВО
ГЛАВА 5. ПЕРВЫЕ ДВА ГОДА ЖИЗНИ: ФИЗИЧЕСКОЕ, КОГНИТИВНОЕ И РЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ .............................................. 214
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................214
НОВОРОЖДЕННЫЕ................................................215
ФИЗИЧЕСКОЕ И МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ .................................222
СЕНСОРНОЕ И ПЕРЦЕПТИВНОЕ РАЗВИТИЕ...............................236
КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ...........................................246
РАЗВИТИЕ РЕЧИ..................................................257
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................270
ГЛАВА 6. МЛАДЕНЦЫ И ТОДДЛЕРЫ: ЛИЧНОСТЬ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ . . 274
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................274
СОЦИАЛЬНОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ...............276
ПАТТЕРНЫ РАННИХ ОТНОШЕНИЙ.....................................284
ОТЦЫ, БРАТЬЯ, СЕСТРЫ И СЕМЕЙНАЯ СИСТЕМА ..........................296
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НА ВТОРОМ ГОДУ ЖИЗНИ ..........................300
ЗАНЯТОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ............................................308
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................315
ГЛАВА 7. РАННЕЕ ДЕТСТВО: ФИЗИЧЕСКОЕ, КОГНИТИВНОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ . . 318
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................318
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ............................................320
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ..................................326
КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ...........................................331
ПАМЯТЬ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ..................................341
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА........................................345
ИГРА И НАУЧЕНИЕ................................................354
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................360
ГЛАВА 8. ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ...............363
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................363
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ТЕХНИКИ СОВЛАДАНИЯ .........................365
АГРЕССИЯ И ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ..............................376
СВЕРСТНИКИ, ИГРА И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ...................384
ПОНИМАНИЕ СЕБЯ И ДРУГИХ........................................388
СЕМЕЙНАЯ ДИНАМИКА.............................................396
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................410
ГЛАВА 9. ФИЗИЧЕСКОЕ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ В СРЕДНЕМ ДЕТСТВЕ.......413
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................413
ФИЗИЧЕСКОЕ И МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ .................................414
КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ...........................................422
ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТА И ДОСТИЖЕНИЙ.................................431
НАУЧЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ...............441
3 ОГЛАВЛЕНИЕ
НАРУШЕНИЯ И РАССТРОЙСТВА РАЗВИТИЯ ..............................448
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................453
ГЛАВА 10. ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СРЕДНЕМ ДЕТСТВЕ .............457
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................457
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В РАСШИРЯЮЩЕМСЯ СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ..............458
СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ И МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ..........................461
ПРОДОЛЖАЮЩЕЕСЯ ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ..................................468
ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ И СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ...........478
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................488
ЧАСТЬ III. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
ГЛАВА 11. ФИЗИЧЕСКОЕ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ .............................................. 492
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................492
ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД В НАШЕ ВРЕМЯ...............................493
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И АДАПТАЦИЯ.................................495
СЕКСУАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И ПОВЕДЕНИЕ...............................504
КОГНИТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ...................513
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................519
ГЛАВА 12. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ .............................................. 522
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................522
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА...........................523
СЕМЕЙНАЯ ДИНАМИКА.............................................530
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД..........................533
ТРУДНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ................................540
СТРЕСС, ДЕПРЕССИЯ И СОВЛАДАНИЕ С НИМИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.......550
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................556
ЧАСТЬ IV. ВЗРОСЛОСТЬ
ГЛАВА 13. РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ: ФИЗИЧЕСКОЕ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ .....560
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................560
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В ПЕРИОДЕ ВЗРОСЛОСТИ .......................562
ОБЩЕЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ......................................566
СЕКС И СЕКСУАЛЬНОСТЬ............................................571
КОГНИТИВНАЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ........................580
ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ У ВЗРОСЛЫХ .......................586
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................598
ГЛАВА 14. ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ ...........601
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................601
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ....................................602
ЛИЧНОСТЬ, СЕМЬЯ И РАБОТА ........................................603
УСТАНОВЛЕНИЕ БЛИЗКИХ ОТНОШЕНИЙ ................................609
РОДИТЕЛЬСТВО И РАЗВИТИЕ ВЗРОСЛЫХ ................................617
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ ........................................625
ОГЛАВЛЕНИЕ 9
РАБОТА И ПОЛ...................................................636
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................642
ГЛАВА 15. ФИЗИЧЕСКОЕ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ В СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ .... 646
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................646
РАЗВИТИЕ В СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ .....................................647
ФИЗИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ..........................652
ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ ............................................. 661
СОХРАНЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В СРЕДНЕМ
ВОЗРАСТЕ .................................................... 670
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................680
ГЛАВА 16. ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ...........682
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................682
СТАБИЛЬНОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ.................683
СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНТЕКСТЫ.........................691
ИЗМЕНЕНИЕ СЕМЬИ...............................................702
СТАБИЛЬНОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ..............710
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................716
ГЛАВА 17. ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ: ФИЗИЧЕСКОЕ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ......719
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР ГЛАВЫ....................................719
СТАРЕНИЕ СЕГОДНЯ...............................................720
ФИЗИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАРЕНИЯ....................................730
ПРИЧИНЫ СТАРЕНИЯ..............................................741
КОГНИТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ .......................744
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................756
ГЛАВА 18. ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ: ЛИЧНОСТНОЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ . . . 759
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР ГЛАВЫ....................................759
ЛИЧНОСТЬ И СТАРЕНИЕ ............................................761
ВЫХОД НА ПЕНСИЮ: ЗНАЧИМОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СТАТУСА......................770
СЕМЕЙНЫЕ И ЛИЧНЫЕ СВЯЗИ .......................................775
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ И ПОЖИЛОЕ НАСЕЛЕНИЕ.....782
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................790
ГЛАВА 19. СМЕРТЬ И УМИРАНИЕ.................................793
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР ГЛАВЫ....................................793
СТРАХ СМЕРТИ ..................................................794
ВСТРЕЧА С СОБСТВЕННОЙ СМЕРТЬЮ...................................798
В ПОИСКАХ ГУМАННОЙ СМЕРТИ ......................................802
ГОРЕ УТРАТЫ И СКОРБЬ............................................809
ЗАВЕРШАЯ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ.......................................816
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................817
ГЛОССАРИЙ ....................................................... 819
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...............................................846
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ.............................................928
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Девятое издание учебника Грэйс Крайг и Дона Бокума представляет собой одно 13 наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его 1есомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех эта-юв человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительству, юбственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть. Другая важ-1ейшая особенность, которая привлекает в данном учебнике, — целостный под-сод к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультур-гых, собственно психологических. Это позволяет в действительности реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждый из его стадий и зыявить основные закономерности развития человека как индивида, личности и ;убъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физиче-;кого, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития. Чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью. Это закладывает у будущих психологов понимание своеобразия и индивидуальной неповторимости, а также ценности каждой человеческой личности, даже если она отклоняется по своему развитию от стандартных нормативов.
В учебнике очень удачно сочетается рассмотрение методологических, методических проблем и конкретных практических показателей развития.
Девятое издание дополнено новыми научными данными о развитии в современных условиях жизни. В соответствии с этими реалиями показано влияние современной напряженной международной ситуации и последствий военных конфликтов на развитие детей разного возраста, рассмотрены проблемы беженцев, подростков-репатриантов и др. Особое внимание уделено развитию детей, растущих в ситуации постоянной опасности.
В данном издании существенное внимание уделено этическим проблемам психологии развития, как с точки зрения этики научного исследования, так и с позиций философских аспектов добра и зла, их социальных и биологических истоков.
В учебном пособии обсуждаются современные проблемы генетики, роль мутаций в воспроизводстве, введен раздел о клонировании. Обсуждается вопрос о возможностях применения на практике клонирования человека.
В контексте обсуждения влияния среды на психическое развитие рассмотрены модели экологических систем У. Бронфенбреннера с акцентом на углубленный анализ уровня микросистем, в частности, оперантного обусловливания и социального научения.
Необходимо отметить, что данный учебник характеризует глубокое научное и вместе с тем доступное для понимания студентов изложение сложных методологических проблем современной психологии развития. Большой интерес вызы-
Предисловие к русскому изданию 1 1
вает анализ соотношения плавности и стадиальности, сенситивных и критических периодов, их роли в развитии. Авторы привлекают внимание студентов к понятию контекстности развития, рассматривают парадигму цивилизационного развития, дополняя ее введением понятий коллективистской и индивидуалистической культуры. Авторы стремятся к тому, чтобы полученные знания об особенностях психического развития студенты могли применять на практике. Поэтому каждый раздел содержит анализ трудностей и направлений психологической помощи, характерных для данного периода развития. Содержатся, например, разделы «Помощь матерям подросткового возраста в условиях бедности», «Трудности родителей-одиночек» (заметим, что в этом разделе рассматриваются трудности не только матерей, но и отцов-одиночек), «Влияние реформы социального обеспечения на одиноких американских родителей» и др. Несмотря на то что социальные условия Америки и современной России различаются, этот практический опыт, безусловно, может быть полезен российским психологам.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что по широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации данное учебное пособие является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам и научным сотрудникам.
Кандидат психологических наук, доцент |Т. В. Прохоренко
Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии развития и дифференциальной
психологии СПбГУ Л. А. Головей
ПРЕДИСЛОВИЕ
История человеческой жизни независимо от культурных особенностей, в которых она протекает, представляет собой богатое событиями и захватывающее драматическое произведение. Комплексное изучение развития человека в контексте (см. глоссарий) является одинаково сложной задачей как для студентов, так и для ученых. Девятое издание «Психологии развития» (Human development, ninth edition) объединяет в себе данные, взятые из различных отраслей научного знания (психология, биология, социология, антропология, история, уход за ребенком и воспитание, медицина и здравоохранение — лишь немногие из них). Такой подход поможет предоставить наиболее полный современный обзор ключевых тем, проблем и противоречий, связанных с развитием человека на протяжении всего его жизненного пути.
Работу над этим изданием «Психологии развития» я снова вела вместе с Доном Баукумом, экспериментальным психологом и опытным клиницистом, чьи личные наблюдения, эклектичный опыт преподавания и увлекательный писательский стиль помогли вдохнуть жизнь в это повествование и придать ему неповторимое своеобразие. При подготовке предыдущего издания мы обнаружили, что личный опыт каждого из нас в практической психологической деятельности изучения проблемы развития, подкрепленный обширным преподавательским стажем, соединяясь с опытом другого, значительно усиливают друг друга. Теперь Дон является моим полноправным соавтором. Вместе мы стремимся предложить вам подробный, зачастую подталкивающий к размышлениям, обзор современной теории и исследований развития, а также их применений в повседневной жизни. В силу огромной широты, открытости, противоречивости и проблематичности этой области студенты обнаружат здесь большое разнообразие точек зрения, подходов и экспериментальных данных. Читатели смогут проанализировать приведенные здесь сведения, соотнести их со своим личным опытом и выработать основанное на обладании полной информацией критическое видение того процесса, посредством которого мы становимся теми, кем мы, люди, являемся, и тех событий, наступления которых в своей жизни каждый из нас вправе ожидать в будущем.
КАКИМИ МЫ ВИДИМ СТУДЕНТОВ СЕГОДНЯ
Современные студенты колледжей гораздо сильнее отличаются друг от друга, чем раньше. Если мы воспользуемся результатами исследования, производимого при помощи метода поперечных срезов, то в одной аудитории сможем обнаружить представителей выборки, значительно варьирующих по возрасту, этнической принадлежности, личному опыту и мировоззрению. Кроме того, студенты сильно различаются по своей академической успеваемости, в частности по степени знакомства с социальными науками, и по своим карьерным устремлениям. Каждый из этих (и многих других!) факторов создает «фильтры», через которые каждый индивид воспринимает человеческое развитие и жизнь в целом. Многие из тех,
Предисловие
кто сегодня изучает развитие человека, завтра будут работать в сферах, связанных с оказанием помощи людям, таких как социальная работа, образование, медицина, консультирование, различные направления психологии, управленческие программы. Некоторые из них уже являются родителями, многим еще предстоит стать родителями в будущем; по этой причине в книгу включено большое количество практических советов для молодых родителей, связанных с воспитанием и уходом за детьми.
Мы верим в то, что большинство студентов, безусловно, отличаются ярко выраженным, глубоким интересом к проблемам детства, подросткового возраста и взрослости. Описанием разнообразия вопросов, проблем мы поддерживаем данный интерес к развитию человека. «Психология развития» представляет людей такими, какие они есть в контексте культуры и субкультуры, как в Соединенных Штатах, так и за их пределами. Вместо того чтобы отталкиваться от какой-либо определенной группы, делая на этой основе обобщения, в книге специально предприняты усилия для того, чтобы объяснить, как феномен развития прикладывается или относится к широкому ряду людей. Это разнообразие отражается в современных исследованиях и анализах индивидуальных случаев, описанных в предлагаемом материале. Хотелось бы надеяться, что на страницах этой книги студенты найдут описание себя, независимо от биографии и иных факторов, и в то же время сумеют избежать ограничений, накладываемых этноцентризмом.
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА
При составлении и написании работ о развитии человека всегда существует вопрос об организации материала. Можно располагать исследования и теории развития в тематических главах, посвященных биологическому, когнитивному, речевому, социальному и личностному развитию, или же представлять развитие детей и взрослых в хронологическом порядке, так, как оно происходит в природе, подчеркивая при этом холистические взаимосвязи. «Психология развития» придерживается последнего подхода и описывает в отдельных главах каждый из возрастных периодов, на которые традиционно подразделяется человеческая жизнь: пре-натальный период, младенчество, раннее детство, среднее детство, подростковый и юношеский возраст и далее — ранняя, средняя и поздняя взрослость. Книга открывается двумя главами о подходах к развитию человека и методах его изучения, далее следует глава, где описывается взаимодействие наследственности и среды, и глава о пренатальном развитии, а завершается книга главой, посвященной смерти и умиранию. В середине книги, между уже упомянутыми разделами, находятся данные об основных возрастных периодах, каждый из которых описывается в двух следующих друг за другом главах: первая — о физическом и когнитивном развитии и вторая — о социальном, культурном развитии и развитии личности. Несмотря на эти необходимые разделения, мы не перестаем помнить об определяющей важности комплексного взаимодействия множества разнообразных граней развития, соприкасаясь с которыми возникает целостный человек.
ОПИСАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДАЧИ МАТЕРИАЛА КНИГИ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ЕГО ИЗУЧЕНИЮ
На всем протяжении книги культурные и индивидуальные аспекты развития рассматриваются во взаимосвязи. Информация, приводимая в специальных встав-
Предисловие
ках по ходу текста, также способствует восприятию текста как единого целого. В разделе, озаглавленном «Проблемы исследования развития человека»,представлен широкий спектр данных, мнений, что способствует дальнейшим самостоятельным размышлениям и дискуссии. «Мнения и факты»рассматривают распространенные популярные представления о развитии, иногда подтверждающиеся, а иногда опровергающиеся научными данными. Наконец, «Развитие в условиях современной жизни»посвящено важным современным проблемам теории и практики развития.
Каждая глава этой книги открывается «Предварительным обзором»,в котором предлагаются вопросы, предназначенные для стимулирования интереса к главным рассматриваемым здесь темам. После каждой содержательной части главы следует раздел «Контрольные вопросы»,включающий список вопросов, сформулированных по принципу «истинно—ложно», и один содержательный «Вопрос для размышления»,для ответа на который необходимо проявить умение критического осмысления материала. Ответы, а также список дополнительных вопросов приводятся на нашем сайте поддержки в сети Интернет, о котором будет подробнее сказано далее. На всем протяжении книги для облегчения понимания информации текст сопровождается многочисленными таблицами, в которых изложены краткие обзоры различных точек зрения, дополнительные термины и текущие статистические данные. Рисунки иллюстрируют обсуждения сложных тем, материалов исследований и т. п., а также представляют нам текущие статистические данные в графической форме. Главы завершаются «Резюме»,в котором обобщаются основные обсуждаемые в них темы и проблемы. Определения ключевых терминов собраны в объемном «Глоссарии»,расположенном в конце книги.
Медиа-поддержка 9-го издания «Психологии развития»
Сайт Поддержки 9-го издания «Психологии развития»находится по адресу www.prenhall.com/craig. Написанное Доном Бокумом, это онлайновое учебное руководство предоставляет студентам обзоры материала каждой главы, позволяет им выполнить проверочные задания и немедленно ознакомиться с полученными результатами. Кроме этого, к каждой главе предлагается список ссылок к дополнительным Интернет-ресурсам для изучения тем курсовых работ. Каждая глава содержит описание цели, вопросы в форме выбора из нескольких вариантов ответов, вопросы, требующие ответа «правда—ложь», задания заполнить бланки, эссе, веб-каталоги и ответы к разделу «Проверь себя. Контрольные вопросы», расположенные в каждой главе.
Учебные курсы он-лайн.Для профессоров, заинтересованных в использовании в читаемых ими курсах Интернета и учебных курсов он-лайн, Prentice Hall предлагает полностью адаптированные онлайновые программы в WebCT, Black-Board и Course Compass Пирсона, поддерживаемые Blackboard. Дополнительную информацию вы можете получить, посетив www.prenhall.com/demo.
ЧАСТЬ I
НАЧАЛО
ГЛАВА 1