Для подготовки к промежуточной аттестации

Вопросы для обучающихся

1. Общая характеристика психологии как науки.

(определение; объект, предмет, цели и задачи психологического знания; положение психологии в системе наук; развитие взглядов о предмете психологии; соотношение житейской и научной психологии; отрасли современной психологии; основные и дополнительные методы исследования)

2. Клиническая (медицинская) психология как отрасль психологической науки. Области практического применения психологии в медицине.

(патопсихология, нейропсихология, психосоматическая медицина, психогигиена и психопрофилактика, психология лечебного процесса; значение клинической психологии, ее применение в медицине)

3. Понятие психологической помощи. Соотношение различных видов психологической помощи.

(определение психологической помощи; психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия)

4. Психогигиена как наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья. Основные разделы психогигиены.

(определение психогигиены; психогигиена воспитания, обучения, труда семьи)

5. Понятие психопрофилактики. Виды психопрофилактики.

(определение психопрофилактики; первичная, вторичная и третичная психопрофилактика)

6. Базовые методы психической саморегуляции.

(техники и приемы снятия психического напряжения, техники релаксации)

7. Психика как форма отражения объективной реальности.

(определение психики и сознания, функции психики, структура психики)

8. Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности в психологии.

(понятие «индивид», «индивидуальность», «личность», структура личности по З.Фрейду (Id, Ego, Super-Ego), структура личности по С.Л. Рубинштейну)

9. Механизмы психологической защиты личности.

(защитные механизмы Ego (вытеснение, отрицание, рационализация, реактивные образования, проекция, идентификация, изоляция, регрессия, замещение и вымещение))

  1. Копинг-поведение личности.

(определения копинг, копинг-поведение; классификация копинг-стратегий J.H. Amirkhan (избегание, решение проблемы, поиск социальной поддержки))



  1. Динамика и исходы невротических расстройств. Обзор основных концепций неврозогенеза.

(этапы неврозогенеза; биологические, социогенетические и психологические концепции этиологии и патогенеза неврозов)

12. Личностно-характерологический преморбид больных неврозами. Профилактика неврозов.

(преморбидные особенности больных неврастенией, истерией, неврозом навязчивых состояний; социальный, психологический и медицинский аспекты профилактики неврозов)

13. Психосоматические заболевания в системе классификации болезней, теории их возникновения.

(теория стресса, концепция враждебности, алекситимии, нейрофизиологическое и характерологически ориентированное направление, психоаналитическая концепция; конверсионные симптомы, психосоматозы, функциональный синдром)

14. Психология здоровья.

(определение здоровья по Уставу ВОЗ, 1946 г.; компоненты здоровья; основные составляющие здорового образа жизни)

15. Масштаб переживания болезни.

(понятия гипернозогнозии, нормонозогнозии, гипонозогнозии, диснозогнозии, анизогнозии)

16. Влияние болезни на психику человека. Психолого-психиатрическая классификация типов реакции на заболевание.

(соматогенное и психогенное влияние болезни на психику человека; типы отношения к болезни по А.Е. Личко, Н.Я. Иванову)

17. Аутопластическая картина болезни как сложный психосоматический феномен.

(понятие и уровни внутренней картины болезни)

18. Переживание болезни во времени.

(предмедицинская фаза, фаза ломки жизненного стереотипа, фаза адаптации, фаза капитуляции, фаза формирования компенсаторных механизмов)

19. Психология умирания.

(динамика психологических реакций умирающих по Элизабет Кюблер-Росс, состояние сознания в момент смерти)

20. Суицидальное поведение.

(определение предсуицида, суицида, суицидального поведения; личностные особенности суицидентов; истинное, аффективное, демонстративно-шантажное суицидальное поведение; типы постсуицидального состояния)

21. Девиантное и аддиктивное поведение.

(определения, виды девиантного, аддиктивного поведения; определение аддиктивной установки; психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения; факторы, способствующие или препятствующие развитию девиантного, аддиктивного поведения; стадии развития зависимости)

22. Социальная психология в системе научного знания.

(определение, задачи, основные этапы становления социальной психологии)

23. Психология малой группы.

(определение, классификация, психологические характеристики малой группы)

24. Групповая динамика и ее механизмы.

(определение, процессы, механизмы групповой динамики; трехфазная концепция развития малой группы)

25. Конфликт как социально-психологическое явление.

(определение конфликта, конфликтогена; стадии развития конфликта; структура конфликта; стратегии поведения в конфликте)

26. Медицинский работник как личность.

(личные и профессионально важные качества медработника, профессиональная пригодность к медицинской деятельности, типы медицинских сестер по И.Харди, модели взаимодействия медицинского работника и пациента по Р.Вич)

27. Формы профессиональной деформации.

(синдром эмоционального выгорания, синдром хронической усталости, особенности профилактики)

28. Психология семьи.

(определение, характеристики, функции, виды семьи; стадии развития семьи; проблемы современной семьи)

29. Межличностные отношения «навстречу людям».

(братская любовь, материнская любовь, любовь к Богу, любовь к самому себе, дружба, альтруизм)

30. Межличностные отношения «от людей».

(аутизм, конформизм, безразличие, эгоизм)

Приложение 1

1. Общая характеристика психологии как науки.

2. Клиническая (медицинская) психология как отрасль психологической науки. Области практического применения психологии в медицине.

3. Понятие психологической помощи. Соотношение различных видов психологической помощи.

4. Психогигиена как наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья. Основные разделы психогигиены.

5. Понятие психопрофилактики. Виды психопрофилактики.

6. Базовые методы психической саморегуляции.

7. Психика как форма отражения объективной реальности.

8. Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности в психологии.

9. Механизмы психологической защиты личности.

  1. Копинг-поведение личности.
  2. Динамика и исходы невротических расстройств. Обзор основных концепций неврозогенеза.
  3. Личностно-характерологический преморбид больных неврозами. Профилактика неврозов.
  4. Психосоматические заболевания в системе классификации болезней, теории их возникновения.
  5. Психология здоровья.
  6. Масштаб переживания болезни.
  7. Влияние болезни на психику человека. Психолого-психиатрическая классификация типов реакции на заболевание.
  8. Аутопластическая картина болезни как сложный психосоматический феномен.
  9. Переживание болезни во времени.
  10. Психология умирания.
  11. Суицидальное поведение.
  12. Девиантное и аддиктивное поведение.
  13. Социальная психология в системе научного знания.
  14. Психология малой группы.
  15. Групповая динамика и ее механизмы.
  16. Конфликт как социально-психологическое явление.
  17. Медицинский работник как личность.
  18. Формы профессиональной деформации.
  19. Психология семьи.
  20. Межличностные отношения «навстречу людям».
  21. Межличностные отношения «от людей».

Приложение 2

Задача № 1

Больной Т. поступил в отделение на реабилитацию с параличом нижних конечностей через 2 часа после операции. Этот мужественный, выносливый человек, превозмогая боль, занимался специальными физическими упражнениями. В результате через полгода он уже мог обслуживать себя, перемещаться в кресле-каталке. В будущем пациент надеется ходить с помощью ортопедического аппарата.

Наши рекомендации