Выбор терапевтической стратегии
Структурная терапия - своеобразная методика в том смысле, что акцент в ней делается на процессе, называемом социальным высвобождением. Высвобождение - это процесс, в результате которого социальная система изменяется таким образом, что у пациента расширяется выбор способов поведения и эмоциональных реакций. Чем больше в системе заложено альтернатив для пациента, тем больше у него свободы выбора способов реагирования, способствующих его личностному росту. Психотерапевты подчеркивают, что реструктурирование семьи - это способ дать ее подсистемам больше свободы в реагировании на внешнюю ситуацию и оздоровить взаимосвязи между ними.
Оценка «готовности» клиента к принятию психотерапевтической помощи и твердости его намерения высвободить себя и свою семью от патогенных правил начинается с заключения формального или неформального контракта на участие в психотерапии. Контракт включает договоренности о том, как часто семья будет собираться на сеансы терапии, кто будет в них принимать участие, сколько будет длиться каждый сеанс и каковы первоначальные цели лечения. Подспудно семья также делает выбор в пользу допущения в свою систему человека со стороны - психотерапевта. Когда психотерапия началась, клиентам нужно найти в себе мужество и попробовать выстраивать семейные отношения в соответствии с рекомендациями психотерапевта. Задания по реструктурированию, даваемые во время приемов и в качестве домашней работы, могут привести к стрессу, поскольку они нарушают правила, которые до того связывали членов семьи вместе. Но когда семья приступает к выполнению заданий, ее члены активно участвуют в создании нового набора правил взаимодействия, которые сделают возможным личностный рост членов семьи вместо роста болезненных симптомов.
Не будет большим преувеличением назвать психотерапевта-структурщика борцом-освободителем. Он видит свое призвание в освобождении социальной системы от деструктивных моделей построения взаимоотношений друг с другом. Как и у других борцов за свободу, его задача - присоединиться к системе, чтобы изменить ее изнутри. И это нелегкая задача: ведь границы семейных систем рассчитаны на то, чтобы преграждать доступ посторонним внутрь семьи. С. Минухин с помощью общего термина присоединение обозначает целый ряд специфических способов вхождения в семью путем завладения вниманием членов этой семьи и ее подсистем. Психотерапевт должен научиться говорить на языке семьи, использовать ее метафоры и идиоматику. Кроме того, ему необходимо присоединиться к различным подсистемам семьи, чтобы его не рассматривали как «агента» родителей или же как «агента» детей. Когда терапевт находится в системе родителей, он должен говорить на языке ответственности. Когда же он в подсистеме детей, то ему надо говорить на языке отстаивания прав меньшинств.
Как антропологи присоединяются к новым социальным системам, так и семейные психотерапевты должны в качестве одного из первых шагов приспособиться к правилам функционирования системы. Если иерархическая структура семьи охватывает четыре поколения, то терапевту сначала стоит войти в контакт с прабабушкой. Этот тип аккомодации {приспособления) включает в себя поддержание функционирования подсистем семьи посредством планируемой помощи всей семейной системе. Терапевт также приспосабливается к системе, отслеживая коммуникационный и бихевиориаль-ный контекст, в котором происходит общение семьи и где каждый выбирает для себя поведенческую модель. Он задает уточняющие вопросы, произносит вслух свои собственные утверждения или просит членов семьи более настойчиво произносить их собственные утверждения. Другой способ аккомодации - имитирование. Он состоит в имитировании принятых в семье бихевиориальных моделей. При работе с общительной семьей терапевт становится общительным. При контакте с семьей, где проявляется коммуникационная сдержанность, терапевт также весьма сдержан в общении.
Когда между терапевтом и семьей возникла связка, то на самом деле появилась новая терапевтическая система. Лидером этой системы является терапевт. Его лидерство выражается в том, что он ведет себя активно и назидательно. Использование реструктурирования означает, что семья будет функционировать как система и что внимание не будет сосредоточено только лишь на личности больного. В процессе присоединения к семье терапевт всячески избегает конфронтации с членами семейной системы, чтобы не подвергать себя риску вытеснения за рамки системы мощными семейными подсистемами. После того как все участвующие в работе стороны соединились вместе, терапевт может пойти на риск и бросить вызов установленным в системе моделям и правилам взаимодействия.
Демаркация границ - один из способов, используемых терапевтом для реструктурирования семьи. Выступая в роли хорошего лидера, психотерапевт создает психополитическую карту семейного пространства. Ему нужно иметь точные данные, кто с кем взаимодействует и как взаимодействует. Тогда терапевт начинает давать задания, чтобы перекроить границы между семейными подсистемами в соответствии с более здоровыми принципами. Если отношения между матерью и дочерью напоминают отношения между сверстниками, терапевт может на неделю сделать мать контролером деятельности дочери. Если граница, очерчивающая автономию индивида, не уважается, он просит каждого члена семьи говорить только от имени самого себя. При отсутствии подсистемной границы супругов, чьи усилия целиком уходят на выполнение родительских обязанностей, психотерапевт может рекомендовать супругам уехать на выходные дни без детей.
У психотерапевта достаточно власти, чтобы продлять эффект терапии с помощью домашних заданий. Если матери дано задание надзирать в течение недели за действиями дочери, она целую неделю действует согласно схеме, более здоровой, чем устоявшиеся в семье правила, которые приравнивали статус матери к статусу сестры.
Использование ролевого разыгрывания во время приемов не только усиливает осознание принятых в семье схем создания взаимосвязей, но и позволяет изменить их в системе координат «здесь» и «сейчас». Например, у терапевта есть возможность применить технику блокирования. Она помогает надломить сложившиеся коммуникационные схемы. Он может заблокировать общение дочери с отцом через посредничество матери и дать девочке указание общаться с отцом напрямую. Если отец и мать постоянно избегают создания различимых границ между индивидуальными подсистемами и делают это, постоянно сажая между собой ребенка, психотерапевт приказывает ребенку поменяться местами с отцом или матерью.
Иногда используют преувеличенную имитацию стиля общения семьи с целью довести до сознания клиентов, какие элементы общения являются дисфункциональными. Работая с семьей, где сверхпедантично контролирующая ситуацию мать постоянно кричит на дочь, терапевт может на сеансах кричать еще громче. Манипулирование настроением, которое вызывает крик, призвано заставить мать сделать схему общения мягче, и, таким образом, дочери будет предоставлена большая автономия.
Кроме того, терапевт имеет возможность использовать симптомы болезни, чтобы подтолкнуть продвижение к переменам. С Минухин приводит в качестве примера семью, где ребенок совершал кражи. Воровство со стороны ребенка интерпретируется С. Минухиным как реакция на недостаточный контроль со стороны родителей. Поэтому ребенкудается рекомендация воровать уотца семейства. Используется методика переноса симптома в ситуацию, в которой его проявление мобилизует бдительность родителей и заставит их устрожить родительский контроль за ребенком.
Путем приспособления и присоединения к системе, подтверждения симптомов, вызова, брошенного патологической семейной практике взаимодействия, терапевт освобождает семью от деструктивной практики осуществления взаимосвязей. Помогая семье реструктурироваться, психотерапевт освобождает членов семьи от трансакций, которые создали симптомы психопатологии.