Наблюдение в процессе профессионального психологического отбора
Наблюдение может рассматриваться как самостоятельный метод, но чаще он используется в сочетании с каким-либо другим: например, во время беседы, при проведении группового или индивидуального обследования. В некоторых случаях используется метод самонаблюдения, самоотчет в письменной или устной форме. Сущность наблюдения как метода состоит в том, чтобы замечать все мелочи, следить за осуществлением определенной деятельности, за явлениями или ситуациями, систематизировать и группировать их.
1. Наблюдение во время беседыначинается с изучения того, как собеседник вошел в комнату: смело, нерешительно, развязно, свободной или скованной походкой. Обращается внимание на то, какое у него выражение лица, мимика, цвет кожи на открытых участках тела. Как сел на стул, поза, положение и «поведение» рук. Как реагирует на новую для него обстановку кабинета, встречу с психологом (разглядывает окружающие предметы, спокоен или сосредоточился на собеседнике).
В ходе беседы отмечаются своеобразные проявления личности, которые отражают особенности характера, эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности (внимания, мышления, сообразительности). Устанавливается, легко ли собеседник вступает в беседу, охотно ли отвечает на вопросы; характер ответов — полные или лаконичные, приходится ли повторять вопрос, чтобы получить ответ. Обращается внимание на грамматическое построение речи, адекватность и точность ответов, богатство словарного запаса, обмолвки, недоговоры, заикание, интонацию. Особенности эмоциональных реакций (сдержанность, уравновешенность или невыдержанность, обидчивость), наличие выраженных вегето-сосудистых реакций (покраснение или появление бледности, потливость, тремор век или рук, гипергидроз) и изменение речи. Держится ли собеседник свободно или напряженно (скованно), развязно или смущенно; движения — спокойные, сдержанные или порывистые, излишние. Речь живая, быстрая, замедленная, отрывистая, эмоциональная окраска речи; задает ли встречные вопросы, какого характера (по теме разговора или посторонние, уводящие в сторону или отражающие пренебрежительное отношение к беседе). Мимика — живая, подвижная, выразительная или наоборот, бедная. Обращает ли внимание на мимоходом сделанное замечание, замечает ли окружающую обстановку; быстро и хорошо понимает ставящиеся вопросы; легко ли переходит с ответа на один вопрос к ответу на другой; нет ли «вязкости», застревания, излишней детализации; отмечается ли находчивость в ответах, остроумие, юмор; соответствует ли уровень развития интеллекта и знаний полученному образованию.
2. Наблюдения во время психологического обследования.Посредством наблюдения за поведением испытуемых во время группового, а особенно индивидуальных обследований можно получить ряд дополнительных сведений, характеризующих память, внимание, дисциплинированность, эмоциональную лабильность, работоспособность и ряд других качеств.
При проведении группового обследования (20—30 человек) в поле наблюдения обычно оказываются испытуемые, выделяющиеся либо в лучшую, либо в худшую сторону. Экспериментатор пофамильно в специальном протоколе отмечает особенности поведения, выполнения заданий лучших и худших, а тех, кто не попал в поле его зрения, относит к средним.
Лучшие испытуемые не задают лишних, не по существу, вопросов; помогают экспериментатору в решении примеров заданий; выполняют задания спокойно и быстрее других; четко выполняют все инструкции и команды; мимика и поведение адекватны обстановке.
К признакам поведения обследуемых, характеризующим недостаточную понятливость, сообразительность, оперативную память, внимание, замедленную реакцию и работоспособность, следует отнести: просьбы повторить инструкцию, еще и еще раз объяснить отдельные моменты выполнения задания при предъявлении каждой новой задачи; после объяснения задания какие-нибудь, часто не по существу, вопросы (иногда просто нелепые и удивляющие всю аудиторию); мимика недоумения на лице, пожимание плечами, выражение растерянности; обращение за разъяснением к соседу (в процессе объяснения задания экспериментатором и при выполнении задания); записывание инструкции; медленное включение в работу после команды к ее выполнению, оглядывание, наблюдение за соседом; каждый раз после команды «конец работы» продолжает выполнять задание; замедленная реакция на все организационные указания экспериментатора и др.
К признакам недобросовестности, недисциплинированности или отрицательного отношения к обследованию относятся: реплики во время объяснения заданий; вопросы провокационного характера, направленные на снижение активности и мотивации у других обследуемых, дискредитацию значения результатов и др.; шумное поведение, разговоры, элементы шутовства во время объяснения и работы; игнорирование требований экспериментатора к порядку и тишине; списывание у соседа, использование шпаргалок и различных приспособлений для облегчения выполнения заданий.
Указанные признаки фиксируются в специальном протоколе группового обследования (какие признаки, как часто, количество замечаний и реакция на них). Следует также отметить лиц, проявивших при выполнении заданий высокую степень понятливости, сообразительности, дисциплинированности и другие ценные для будущей профессии качества личности.
О степени эмоциональной лабильности, реактивности и возбудимости можно судить по внешним эмоционально-волевым проявлениям, оцениваемым по трехбалльной шкале.
Мимика:
3 — обычное выражение лица, заметных изменений не наблюдается;
2 — незначительные движения губ, подергивание щек, жмурится, морщит лоб;
1 — частое моргание, кусание губ, сильно напряжены жевательные мышцы, подергивание головой, сильно жмурится или глаза и рот широко открыты, выражение испуга на лице.
Пантомимика:
3 — обычно держит ручку, указку или рукоятку управления, дыхание ровное, лишних движений тела и перемещений относительно бланка, таблицы, тренажера нет;
2 — периодически дергает руками и производит ими лишние движения, дыхание несколько учащенное или замедленное, занимает неудобные позы, двигает плечами, то приблизится к бланку, то отодвинется (подойдет или отойдет от таблицы);
1 — постоянно дергает и размахивает руками, дыхание резко учащено или длительные задержки дыхания, постоянно двигается или сидит в явно неудобной позе.
Вегето-сосудистые реакции:
3 — веки и пальцы спокойные, тремор не отмечается, окраска слизистых и видимых частей тела обычная, влажность кожи обычная;
2 — подергивание век и пальцев, заметное покраснение или появившаяся бледность; лоб, ладони и другие части тела потные;
1 — сильно выраженный тремор пальцев и век, выраженная бледность или покраснение, а в отдельных случаях выступает крапивница, гипергидроз или выраженная сухость кожи.
Изменения голоса и речи:
3 — разговаривает обычно и спокойным голосом;
2 — отвечает громче или тише обычного, заминки, заикание, длительное молчание или «поток» слов, повторение одного и того же, дрожание голоса;
1 — отдельные выкрики или переход на шепот, неразборчивость речи при выполнении методик, не требующих словесного ответа, говорит вслух, ругается.
Напряженность:
3 — внешне спокоен, тонус мышц соответствует ситуации и адекватен выполняемой задаче;
2 — чувствуется или видна напряженность мышц, ответственных за выполнение задания (зажата ручка управления, напряжены ноги на педалях), к концу задания напряженность значительно уменьшается или проходит совсем;
1 — сильно напряжены «работающие» мышцы, и задание выполняется с большим трудом или его выполнение невозможно, напряжены и все остальные мышцы тела.
Скорректированная сумма баллов и заключение по наблюдению за эмоционально-волевой сферой испытуемого при экспериментально-психологическом обследовании заносятся в индивидуальную карту и учитываются наряду с другими методиками при определении степени профессиональной пригодности испытуемого.
3. Самонаблюдение (самоотчет) может проводиться по заданию экспериментатора (активное самонаблюдение), или экспериментатор просит рассказать или описать себя по методикам (пассивное самонаблюдение).
Используя самонаблюдение как научный метод, правильно применяя и анализируя результаты, можно получить много ценной информации. Этот метод позволяет изучать особенности развития и преобладание одних или других видов ощущений и восприятий, такую характеристику памяти, как «воспроизведение», степень напряженности (косвенно) и установить самооценку личности (сравнивая результаты обследования и то, как обследуемый оценивает себя благодаря самонаблюдению).