Афферентная моторная афазия
Задача – восстановление артикуляторной деятельности. Цель – восстановление активной экспрессивной речи.
a. Длительная работа по растормаживанию речи и невербальных форм коммуникации
b. Центральный метод – метод смысло-слуховой стимуляции слова, который включает сохранный акустический анализатор (звучание слова) и семантический уровень организации слова (смысл, значении, предметная отнесенность): слово®предметный образ®артикуляторный образ®произнесение.
c. Восстановление активного и пассивного словаря, работа с аграмматизмами.
- смысло-слуховой метод
- беседа
- разные контексты
- рисование
d. Восстановление звуко-артикуляторного анализа слова и его кинестетической основы.
- ритмическое выделение элементов слова путем отстукивания его слоговой структуры с напевным проговариванием
- метод повторения фраз
- метод составления фраз по заданным словам
- метод диалога
- работа с зеркалом
- выделение отдельных звуков из упроченных уже слов
Сенсорная афазия
Центральная задача – преодоление дефектов дифференцированного восприятия звуков, развитие фонематического слуха с целью восстановления понимания речи.
a. Торможение непродуктивной речи, логореи (многословия), переключение с речевой на неречевую деятельность.
b. Работа над невербальными формами коммуникации.
c. Обучение умению слушать и слышать текст: метод введения в контекст.
Важно!
методы, сужающие сферу поиска значения слова (его понимания):
ü метод введения в контекст,
ü метод классификации по заданному признаку,
ü конфликтный метод (при классификации просят найти группу предметов, которой на самом деле нет в поле зрения ® активный поиск ® условия для дифференцированного восприятия отдельных слов из фразы).
Методы восстановления процесса звукоразличения:
ü программированный метод (последовательное выполнение операций по распознаванию сначала слов, затем звуков)
Методы соотнесения разных модальностей слова с его семантикой:
ü кинестетические афферентации®проговаривание®афферентация от артикуляторного аппарата.
ü Оптические афферентации®опора на чтение по губам (своим в зеркале и чужим)
ü Опора на смыслоразличительную функцию речи® опора на контекст
ü Соотнесение звука с его артикуляцией посредством опоры на его оральный образ.
Акустико-мнестическая афазия
Задача – восстановление понимания речи, ее повторения и процесса называния предметов. Центральная задача – расширение объема акустического восприятия, преодоление дефектов слухоречевой оперативной памяти, восстановление устойчивых зрительных образов-представлений.
a. Невербальные методы (рисование, конструирование, классификация и пр.) – восстановление номинативной функции речи.
b. Восстановление повторной речи:
- метод разбивки слова (предложения) на части
- метод соотнесения слов с картинками
- метод зарисовывания соответствующих предметов
- метод записывания отрабатываемого материала
- придумывание предложений, составление сочинений
c. Восстановление понимания речи (текста):
ü «прием письменного изложения» по сюжетной картинке
ü прием сопоставления планов к пересказу сюжетных картинок
ü метод реконструкции текста, поделенного на части
d. Работа по восстановлению многозначности слова, устойчивости его значения, связи слова с его чувственной основой.
Семантическая афазия
Центральная задача – преодоление дефектов пространственного гнозиса с целью восстановления понимания речи.
Стадия 1: Понимание левого и правого, умение ориентировать в реальном пространстве
- Воспроизведение пространственно ориентированных различных геометрических фигур
- Конструирование по образцу различных фигур, проводится их сопоставление, словесный анализ пространственных характеристик
- Схема тела: восстановление осознания роли правой руки (в правую руку вкладывается какой-либо рабочий предмет, от ощущения этого предмета восстанавливается ведущая роль правой руки). Правая рука- это точка отсчета в окружающем пространстве.
- Реальные перемещения в пространстве (затем их схематическое отображение). Затем наоборот.
- Необходимо правильно по образцу пространственно расположить какой-либо предмет
Стадия 2. Формулирование пространственных отношений с помощью синтаксический конструкций.
Стадия 3. Восстановление понимания конструкций с предлогами.
Необходимо довести до сознания больного фактор относительности (пространственного расположение предмета можно установить только с помощью другого предмета , один предмет главный (центральная точка отсчета), а другой относительный).
1. Даются картиночные изображения, необходимо подписать предлоги
2. Упражнения с сюжетными картинками.
3. Затем от конкретных предметов необходимо перейти к абстрактными пространственным изображениям (геометрические фигуры)
Восстановление понимания логико-грамматических конструкций идет по этому же пути, через предметы, конкретные пространственные отношения – к речи.
1. Больного учат разбору предложений по частям речи
2. Необходимо правильно задавать вопросы к предложению.
построение предложения по набору синтаксических связей и т.д.
Восстановительное обучение при всех формах афазии наиболее эффективно в случаях применения не отдельных приемов, методов, упражнений, а системы методов с обеспечением ее определенными приемами и упражнениями. В отличие от изолированных методов система методов обеспечивает системное воздействие на дефект.