Афферентная моторная афазия

Задача – восстановление артикуляторной деятельности. Цель – восстановление активной экспрессивной речи.

a. Длительная работа по растормаживанию речи и невербальных форм коммуникации

b. Центральный метод – метод смысло-слуховой стимуляции слова, который включает сохранный акустический анализатор (звучание слова) и семантический уровень организации слова (смысл, значении, предметная отнесенность): слово®предметный образ®артикуляторный образ®произнесение.

c. Восстановление активного и пассивного словаря, работа с аграмматизмами.

- смысло-слуховой метод

- беседа

- разные контексты

- рисование

d. Восстановление звуко-артикуляторного анализа слова и его кинестетической основы.

- ритмическое выделение элементов слова путем отстукивания его слоговой структуры с напевным проговариванием

- метод повторения фраз

- метод составления фраз по заданным словам

- метод диалога

- работа с зеркалом

- выделение отдельных звуков из упроченных уже слов

Сенсорная афазия

Центральная задача – преодоление дефектов дифференцированного восприятия звуков, развитие фонематического слуха с целью восстановления понимания речи.

a. Торможение непродуктивной речи, логореи (многословия), переключение с речевой на неречевую деятельность.

b. Работа над невербальными формами коммуникации.

c. Обучение умению слушать и слышать текст: метод введения в контекст.

Важно!

методы, сужающие сферу поиска значения слова (его понимания):

ü метод введения в контекст,

ü метод классификации по заданному признаку,

ü конфликтный метод (при классификации просят найти группу предметов, которой на самом деле нет в поле зрения ® активный поиск ® условия для дифференцированного восприятия отдельных слов из фразы).

Методы восстановления процесса звукоразличения:

ü программированный метод (последовательное выполнение операций по распознаванию сначала слов, затем звуков)

Методы соотнесения разных модальностей слова с его семантикой:

ü кинестетические афферентации®проговаривание®афферентация от артикуляторного аппарата.

ü Оптические афферентации®опора на чтение по губам (своим в зеркале и чужим)

ü Опора на смыслоразличительную функцию речи® опора на контекст

ü Соотнесение звука с его артикуляцией посредством опоры на его оральный образ.

Акустико-мнестическая афазия

Задача – восстановление понимания речи, ее повторения и процесса называния предметов. Центральная задача – расширение объема акустического восприятия, преодоление дефектов слухоречевой оперативной памяти, восстановление устойчивых зрительных образов-представлений.

a. Невербальные методы (рисование, конструирование, классификация и пр.) – восстановление номинативной функции речи.

b. Восстановление повторной речи:

- метод разбивки слова (предложения) на части

- метод соотнесения слов с картинками

- метод зарисовывания соответствующих предметов

- метод записывания отрабатываемого материала

- придумывание предложений, составление сочинений

c. Восстановление понимания речи (текста):

ü «прием письменного изложения» по сюжетной картинке

ü прием сопоставления планов к пересказу сюжетных картинок

ü метод реконструкции текста, поделенного на части

d. Работа по восстановлению многозначности слова, устойчивости его значения, связи слова с его чувственной основой.

Семантическая афазия

Центральная задача – преодоление дефектов пространственного гнозиса с целью восстановления понимания речи.

Стадия 1: Понимание левого и правого, умение ориентировать в реальном пространстве

- Воспроизведение пространственно ориентированных различных геометрических фигур

- Конструирование по образцу различных фигур, проводится их сопоставление, словесный анализ пространственных характеристик

- Схема тела: восстановление осознания роли правой руки (в правую руку вкладывается какой-либо рабочий предмет, от ощущения этого предмета восстанавливается ведущая роль правой руки). Правая рука- это точка отсчета в окружающем пространстве.

- Реальные перемещения в пространстве (затем их схематическое отображение). Затем наоборот.

- Необходимо правильно по образцу пространственно расположить какой-либо предмет

Стадия 2. Формулирование пространственных отношений с помощью синтаксический конструкций.

Стадия 3. Восстановление понимания конструкций с предлогами.

Необходимо довести до сознания больного фактор относительности (пространственного расположение предмета можно установить только с помощью другого предмета , один предмет главный (центральная точка отсчета), а другой относительный).

1. Даются картиночные изображения, необходимо подписать предлоги

2. Упражнения с сюжетными картинками.

3. Затем от конкретных предметов необходимо перейти к абстрактными пространственным изображениям (геометрические фигуры)

Восстановление понимания логико-грамматических конструкций идет по этому же пути, через предметы, конкретные пространственные отношения – к речи.

1. Больного учат разбору предложений по частям речи

2. Необходимо правильно задавать вопросы к предложению.

построение предложения по набору синтаксических связей и т.д.

Восстановительное обучение при всех формах афазии наиболее эффективно в случаях применения не отдельных приемов, методов, упражнений, а системы методов с обеспечением ее определенными приемами и упражнениями. В отличие от изолированных методов система методов обеспечивает системное воздействие на дефект.

Наши рекомендации