По «испорченному телефону»

Цель: развитие воображения.

Форма проведения: групповая (6-10 школьников).

Возраст: 9-10 лет.

Материал: бумага, карандаши.

Ход игры: Игроки рассаживаются, образуя цепоч­ку. Первый игрок получает от ведущего некоторое слово, например самолет. Его задача — быстро за­кодировать его с помощью пары других предметов (например, синица — летает, с крыльями, хвостом, и напильник — металлический, тяжелый) и пе­редать второму игроку эти два слова. Второй иг­рок по этим двум словам должен синтезировать некоторый целостный предмет, закодированный в них. Например, он может предположить, что это граната (шероховатая, металлическая тяжелая — от напильника; округлая, продолговатая, летает по воздуху — от синицы), и передает это слово тре­тьему игроку. Третий кодирует принятое сообще­ние по-своему (например, «метательный диск» — гранату метают, и «обвал в горах» — грохот и облако пыли) и в таком виде передает его чет­вертому. Четвертый декодирует и т. д. Передача каждого сообщения осуществляется письменно, на узких полосках бумаги. Чтобы интенсифицировать игру и уменьшить простой игроков, уже передав­ших свои сообщения, ведущий, не дожидаясь про­хождения первого слова по всей цепочке, называ­ет первому игроку новое слово, которое он должен закодировать для второго игрока, и т. д. Для под­готовки сообщения вводится ограничение времени, не уложившийся в него штрафуется выходом из середины цепочки и занятием места в самом ее начале, перед первым игроком.

В дальнейшем процесс игры, зафиксированный на бумажных полосках, подробно обсуждается. Иг­рающие обосновывают, почему именно одни отга­дывания и загадывания им кажутся удачными, а другие неудачными, и вместо последних предлага­ют собственные, более удачные, по их мнению, ва­рианты ответа.

ПОИСК АССОЦИАЦИЙ

Цель: развитие ассоциативной функции вообра­жения.

Форма проведения: групповая (6-10 школьников).

Возраст: 9-10 лет.

Материал: бумага, карандаши.

Ход игры: Берется какое-либо словосочетание или фраза, например: «Самолет взлетает, пристег­ните ремни». Нужно за ограниченное время выпи­сать в столбик как можно больше ассоциаций, ко­торые она вызывает. Ассоциации могут быть как банальными (стюардесса, автомобильные ремни), так и достаточно нестандартными (перед началом лю­бого дела подстрахуйся; а птица в полете ничем не пристегивается и др.), но в любом случае они должны быть тесно связаны по смыслу с исходной фразой (слишком отдаленные и индивидуальные ассоциации, наподобие «у моего соседа бортмеханика Петрова черные усы», не засчитываются). Побежда­ет тот, у кого больше таких ассоциаций, которые не встречаются у других игроков.

Комментарии: В этой игре развивается ассоци­ативный фундамент воображения, улучшаются та­кие качества ассоциативного потока, как его ши­рота, глубина, скорость и управляемость, лежащие в основе многих видов творчества.

ПЕРЕДАЧА АССОЦИАЦИЙ ПО ЦЕПОЧКЕ

Цель: развитие воображения.

Форма проведения: групповая (6-10 школьников).

Возраст: 9-10 лет.

Материал: заготовленные на полосках бумаги фразы.

Ход игры: Игроки рассаживаются, образуя це­почку. Ведущий дает первому игроку полоску бу­маги с написанной на ней фразой, например: «Во время грозы следует закрывать окно». Первый иг­рок должен на другой полоске быстро записать од­ну из понравившихся ему ассоциаций и передать второму игроку, тот записывает на своей полоске свою ассоциацию и передает третьему и т. д. В ре­зультате может образоваться, например, такая ассо­циативная цепочка: Шаровая молния, влетевшая в комнату. — Сильный пожар в доме. — Ноль один (телефонный номер, который может быть воспринят как футбольный счет). — Спартак (футбольная ко­манда; но может быть воспринят и как руководи­тель восстания рабов) и т. д.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СОСТАВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ ЦЕПОЧЕК

Цель: развитие воображения.

Форма проведения: групповая (6-10 школьников).

Возраст: 9-10 лет.

Материал: бумага, ручки.

Ход игры: Каждый игрок самостоятельно состав­ляет цепочку ассоциаций, отталкиваясь от некоторой заданной, общей для всех фразы. Первая ассоци­ация подбирается на заданную фразу, вторая — на первую ассоциацию (но уже не на заданную фразу!), третья — на вторую и т. д. Побеждает тот, кто за ограниченное число ходов (например, пять) последовательно, по цепочке «выведет» исходную фразу на совершенно неожиданную, никак не свя­занную с ней по смыслу область действительности, т. е. «забредет» наиболее далеко. Обязательным условием победы является естественность, понят­ность для всех каждой отдельной ассоциации (но­вой выступает лишь их комбинация).

Комментарии: Эта игра развивает такие качес­тва ассоциативного потока, как его полная раско­ванность и нацеленность на нечто заведомо дале­кое, мало похожее на то, что задано.

2.3.3. Игры на развитие памяти40

КОРОБКИ

Цель:развитие памяти.

Форма проведения:групповая.

Возраст:2-5 лет.

Материал:небольшие коробки, игрушки, платок или покрывало.

Ход игры:Всоставленные попарно небольшие коробки (их количество со временем увеличивают, к старшему дошкольному возрасту — до 12 штук) на глазах у ребенка прячут игрушку, потом за­крывают коробочки платком или покрывалом, а после минутной паузы предлагают ребенку угадать, в какой же коробочке игрушка.

НАРИСУЙ ФИГУРУ

Цель: развитие памяти.

Форма проведения:групповая.

Возраст:5-6лет.

Материал:бумага, цветные карандаши, 5-6 гео­метрических фигур.

Ход игры:Детям показывают 5-6 геометричес­ких фигур, потом просят нарисовать на бумаге те, которые они запомнили. Более сложный вариант — попросить нарисовать фигуры, учитывая их размер ицвет. Побеждает тот, кто быстрее и точнее вос­произведет все фигуры.

УЗНАЙ ПРЕДМЕТ

Цель:развитие тактильной памяти.

Форма проведения: групповая.

Возраст:4-6 лет.

Материал: 3-10 небольших предметов, повязка на глаза.

Ход игры:Ребенку старшего дошкольного воз­раста завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. Ребенок дол­жен догадаться, что это за вещь. После того, как ряд предметов будет обследован, ему предлагают назвать все предметы, причем в той последователь­ности, в которой они вкладывались в руку. Побе­дит тот, кто сделает меньше ошибок в узнавании и запоминании предметов.

Комментарии: Для развития ребенка очень важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным пред­метам. Дети с высокоразвитым тактильным вос­приятием реже испытывают трудности в школь­ном обучении.

__

40 Зяблицева М. А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения. / Ростов н/Д: «Феникс», 2005; Яковлева Н. Я. Пси­хологическая помощь дошкольнику. — СПб.: «Валерии СПД», 2001; И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведе­ний. — М.: Издательский центр «Академия», 1998; Заика Е. В. Комплекс упражнений для развития логической памяти учащихся. // Вопросы психологии, 1991, № 6.

ПОВТОРИ ЗА МНОЙ

Цель:развитие моторно-слуховой памяти.

Формапроведения: групповая.

Возраст: 4-6 лет.

Ход игры: Дети стоят возле стола ведущего. Ве­дущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Осталь­ные дети, внимательно слушают и оценивают ис­полненные движения: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

ЗАПОМНИ ДВИЖЕНИЕ

Цель:развитие моторно-слуховой памяти.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 4-6 лет.

Ход игры: Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Запомнив очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

ЗАПОМНИ СВОЮ ПОЗУ

Цель: развитие моторно-слуховой памяти.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 4-6 лет.

Ход игры: Дети стоят в кругу или в разных местах комнаты, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда начи­нает звучать музыка, все дети разбегаются, ас ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.

ЗАПОМНИ ПОРЯДОК!

Цель: развитие памяти, наблюдательности.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 4-6 лет.

Ход игры: Дети выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

КТО ЧТО ДЕЛАЛ?

Цель: развитие памяти, наблюдательности.

Форма проведения:групповая.

Возраст: 4-6 лет.

Ход игры: Четверо играющих стоят рядом друг с другом. Под веселую музыку они делают по оче­реди различные движения и повторяют их по че по «испорченному телефону» - student2.ru тыре раза. Пятый ребенок должен запомнить» что они делали, и воспроизвести их движения.

В МАГАЗИНЕ ЗЕРКАЛ

Цель: развитие памяти, наблюдательности, Со­вершенствование памяти.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 4-6 лет.

Ход игры: В магазине стоит много больших; зер­кал. Туда входит человек, на плече у него обезь­янка. Она видит себя в зеркалах, думает, что это другие обезьянки, и начинает корчить им рожицы. Отражения отвечают ей тем же. Она грозит им кулаком, и ей грозят из зеркал; она топает ногой, и все обезьянки в зеркалах топают ногой. Что ни делает обезьянка, отражения в зеркалах точно по­вторяют ее движения (один ребенок — обезьянка, остальные — зеркала).

Наши рекомендации