Тема 2. Речевая культура делового общения
Особенности вербальной коммуникации в деловом общении. Виды речи. Деловой разговор как разновидность деловой речи. Грамматические и стилистические особенности делового разговора. Лексические и стилистические нормы деловой речи. Основные требования к деловому разговору. Культура деловой речи. Диалог как специфический вид делового разговора. Классические правила ведения диалога. Особенности и законы публичной речи. Письменная коммуникация в деловом общении, ее виды. Структура и правила составления делового письма.
Тема 3. Невербальные средства делового общения
Роль невербальных знаковых систем в деловом общении. Жесты и позы в деловом общении Пространственное расположение партнеров и другие невербальные средства как выражения социального статуса участников делового общения. Мимика и взгляды как естественные невербальные средства делового общения. Знаково-символические системы в деловом общении, их национально-культурные смыслы. Этнокультурные особенности невербальной коммуникации, необходимость их изучения и использования в деловом общении.
Тема 4. Психология делового общения
Создание и регуляция психологической атмосферы делового общения. Особенности восприятия людьми друг друга, психологические приемы формирования доверия и эмпатии. Управление эмоциями в деловом общении: разрядка отрицательных эмоций и техника самоуспокоения. Налаживание контакта. Говорение и слушание: коммуникативный аспект. Речевые помехи, или «барьеры» делового общения. Умение слушать и слышать как необходимое условие делового общения. Психотехника слушания, приемы активного слушания. Манипуляции и влияние в деловом общении. Похвала и критика в деловом общении: многообразие видов и рекомендуемые приемы.
Тема 5. Формы делового общения
Публичное выступление как форма реализации деловых отношений. Технология подготовки публичного выступления.
Деловая беседа, ее цели и задачи. Функции и правила ведения деловой беседы. Основные этапы организации и ведения деловой беседы. Эффективные приемы начала беседы. Методы аргументации и контраргументации.
Необходимость проведения и задачи деловых совещаний. Организация и проведение деловых совещаний. Подготовка делового совещания: решение организационных вопросов его проведения. Алгоритм ведения совещания; дискуссии, полемика, дебаты, прения в ходе совещания. Завершение совещания и составление протокола.
Тема 6. Переговоры как форма делового общения
Сущность, виды и функции переговоров. Динамика переговоров: подго-товка к переговорам и основные этапы их ведения. Способы представления пози-ций сторон. Условия и факторы успешного ведения переговоров. Национально-культурные и личностные стили ведения переговоров. Организационное и правовое обеспечение переговорного процесса. Протокольные мероприятия. Особенности ведения международных переговоров и бизнес протокола.
Тема 7. Основы деловой этики
Понятие деловой этики, ее место в структуре этики. Культурно-исторический характер деловой этики. Изменение роли этики делового общения в современном обществе. Деловая этика в различных сферах профессиональной деятельности. Общие принципы и нормы этики делового общения. Этика бизнеса. Этика деловых отношений в сфере связей с общественностью. Необходимость повышения культуры делового общения в современной России.
Тема 8. Деловой этикет
Социально-исторические условия всеобщей ритуализации поведения, образование первых устойчивых кодексов поведения, их социально-групповая определенность и символическое значение. Понятие этикета, светский и деловой этикет. Сферы действия этикета. Функции и особенности этикета в деловой сфере. Этикет представлений и приветствий. Культура телефонных переговоров. Правила дарения и получения подарков. Правила организации и проведения деловых приемов. Имидж делового человека, его структура.
Тема 9. Национально-культурные особенности делового общения
Национально-культурные стили делового общения. Особенности культуры, тип аргументации, характер принятия решений, поведенческие особенности как детерминанты национального стиля делового общения. Традиции и особенности деловой культуры в России. Отличительные черты современного российского стиля делового общения. Необходимость учета национальных особенностей в деловом общении с иностранными партнерами.
ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
Основная литература
1. Аминов И.И. Психология делового общения: Учебник для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 287 с. |
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. 295 с. |
3. Егоршин А.П., Распопов В.П., Шашкова Н.В. Этика деловых отношений: Учеб. пособие для вузов. Н.Новгород: НИМБ, 2005. 404 с. |
4. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса: Уч. пособие. М.: ДАШКОВ и К, 2002. 196 с. |
5. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Этика менеджмента: Учеб. пособие. М.: ДАШКОВ и К, 2006. 269с. |
6. Чернышова Л.И. Деловое общение: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: ЮНИТИ, 2008. 414 с. |
Дополнительная литература
1. Айви А. Лицом к лицу: Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения. Новосибирск: ЭКОР, 1995. 96 с. |
2. Андреев В.И. Деловая риторика: Практический курс делового общения и ораторского мастерства. М.: Народное образование, 1995. 203 с. |
3. Беттджер Ф. Обаять клиента: Идеи, стиль и техника профес-сионального коммерсанта. Новосибирск: Экор, 1995. 180 с. |
4. Вагин И. Переговоры: Выиграй каждый раунд! СПб.: Питер, 2002. 251с. |
5. Васин Ю.В., Лаврентьев Л.Г., Самсонов А.В. Эффективные программы лояльности. Как привлечь и удержать клиентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. |
6. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. СПб.: Речь, 2000. 298 с. |
7. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. М.: Правовая культура, 1994. 175 с. |
8. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов – путь к успеху. СПб.: Питер, 2000. 213 с. |
9. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учеб. пособие. М.: Открытое общество, 1998. 478 с. |
10. Зарецкая Е.Н. Деловое общение: Учебник: В 2 т. М.: ДЕЛО, 2006. |
11. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения: Учеб. пособие. Ростов-на-Д.: Феникс, 2003. 217 с. |
12. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы. Риторика. Этикет: Учеб. пособие для вузов. М.: Экономика, 2000. 270 с. |
13. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий: Учеб. пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2002. 413 с. |
14. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. М.: Ось-89, 2002. 319 с. |
15. Ломова О.С. Деловое общение специалиста по рекламе / Под ред. Л.М. Дмитриевой. М.: ЮНИТИ, 2008. 236с. |
16. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе: От столкнове-ния к взаимопониманию / Общ. ред. и вступ.ст. П.Н.Шихирева. М.: Дело, 1999. 439 с. |
17. Мамонтов С.Ю. Тактика ведения переговоров. СПб.: ПИТЕР, 2002. 159с. |
18. Марков Г.Н. Справочник по конфликтологии, общению, менедж-менту. СПб.: Альфа, 2000. 173с. |
19. Мартин Д. Язык делового общения: Искусство коммуникации с помощью электронных средств: Факс, E-mail, автоответчик, телефон, интернет, письмо. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 271 с. |
20. Мокшанцев Р.И. Психология переговоров: Учеб. пособие. М.; Ново-сибирск: ИНФРА-М; Сибирское соглашение, 2002. 350 с. |
21. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2002. 221 с. |
22. Попов Л.Л. Этика: Курс лекций. М.: Центр, 1998. 441 с. |
23. Дорошенко В.Ю. и др. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. 279 с. |
24. Сабат Э.М. Бизнес-этикет. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 234с. |
25. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса: Учеб. пособие. М.: Маркетинг, 2000. 196 с. |
26. Соловьев Э.Я. Этикет делового человека: Организация встреч, приемов, презентаций. Минск: АСАР, 1994. 95 с. |
27. Таранов П. Секреты поведения людей. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. 544с. |
28. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. Минск: Амалфея, 1996. 383 с. |
29. Чижов Н.А. Руководитель и персонал: технология взаимодействия. М.: Альфа-Пресс, 2007. 580 с. |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Назовите особенности деловых отношений. Какова роль деловых отно-шений в профессиональной деятельности и, в частности, в рекламном бизнесе?
2. Выделите основные структурные аспекты делового общения.
3. Определите структурные элементы коммуникативного процесса и охарактеризуйте их.
4. Каковы особенности вербальной коммуникации и виды речи?
5. Перечислите правила речевой коммуникации в деловом общении.
6. Каковы приемы речевого общения, повышающие его эффективность?
7. Охарактеризуйте официальный стиль деловой коммуникации.
8. Перечислите основные виды письменной коммуникации.
9. Каковы правила работы с письмами в деловом общении?
10. Назовите основные виды слушания?
11. Посредством каких приемов осуществляется активное слушание? Какова его роль в деловом общении?
12. Каковы правила осуществления обратной связи в деловом общении?
13. Охарактеризуйте диалог как форму делового взаимодействия. Покажите роль вопросов в налаживании диалога.
14. Покажите место и роль невербальных средств в деловом общении.
15. Назовите основные виды невербальной коммуникации. Покажите возможности их использования в деловом общении.
16. Каковы психологические особенности и принципы делового общения?
17. Выделите и проанализируйте корректные и некорректные приемы психологического воздействия.
18. Опишите основные структурные элементы публичных выступлений. Покажите необходимость и назовите правила подготовки к встрече с аудито-рией. Охарактеризуйте основные речевые стратегии публичных выступлений.
19. Каковы вербальные и невербальные приемы привлечения внимания аудитории?
20. Назовите и охарактеризуйте виды деловых переговоров
21. Переговоры как средство решения проблем. Эффективные технологии ведения переговоров.
22. Раскройте особенности и функции деловой беседы как формы дело-вой коммуникации, опишите этапы подготовки и проведения деловых бесед.
23. Определите специфику деловых совещаний, а также правила их организации и проведения.
24. Каковы особенности деловых отношений с представителями средств массовой коммуникации?
25. Назовите тактические коммуникативные приемы, способствующие достижению взаимопонимания партнеров.
26. Покажите место и роль нравственных принципов в деловых отношениях.
27. Назовите основные этические принципы профессиональной деятельности.
28. Каковы основные принципы этики бизнеса?
29. Определите специфику и роль современного делового этикета?
30. Как можно охарактеризовать культуру телефонных переговоров? Назовите основные правила беседы по телефону.
31. Каковы правила приветствий и представлений в деловом общении?
32. Охарактеризуйте виды деловых приемов. Покажите их роль в деловом общении?
33. Каковы правила организации и проведения деловых приемов?
34. Каким правилам подчиняется искусство делать и получать деловые подарки? Какую роль играют подарки в деловых отношениях?
35. Какова структура имиджа делового человека?
36. Охарактеризуйте основные национально-культурные стили делового общения.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ