Вопрос 5. Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания
Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого материала, тем лучше он сохраняется в памяти. Закон интереса: интересное (и значимое для человека) запоминается легко, потому что мы не тратим на это усилий. Закон установки:А) установка на запоминание по времени: запоминание происходит лучше, когда человек ставит задачу запомнить «всерьез и надолго». Если у студента установка запомнить материал лишь к сессии, то после экзаменов информация легко забывается; Б) установка на восприятие материала по содержанию: в тексте человек в первую очередь найдет то, на что у него есть установка. Закон усиления первоначального впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого материала, тем прочнее само запоминание. Его можно усилить рационально и эмоционально. Рациональное усиление: направить информацию по нескольким каналам (написать, нарисовать, проговорить, спеть, др.). Эмоциональное усиление: постараться вызвать максимум эмоций, которые связаны с запоминаемой информацией. Однако отрицательные эмоции, не связанные с запоминаемым материалом (неуверенность, печаль, раздражение, страх) мешают запоминанию.
Закон контекста: информацию надо соотносить с другими одновременными впечатлениями. Контекст, в котором происходит событие, очень важен; ассоциации помогут вспомнить необходимое. Закон объема знаний: чем больше знаний по теме, тем лучше запоминается новое. Закон оптимальной длины запоминаемого ряда:надо, чтобы одновременно предъявляемый человеку ряд стимулов равнялся или ненамного превышал средний объем его кратковременной памяти: 7 плюс/минус 2 (закон Миллера).
Закон торможения:всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Лучший способ забыть только что выученное – сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Именно поэтому нельзя учить физику после математики, литературу после истории. Информация, чтобы быть запомненной, должна «отстояться». Закон края:лучше запоминается начало и конец ряда информации, хуже – середина ряда. Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию. Если нужно что-либо запомнить, необходимо как минимум четыре повторения: сразу после запоминания, через 20-30 минут, через день, через 2-3 недели. Повторение должно быть активным, в виде воспроизведения, а не пассивного чтения, прослушивания, просмотра.
Мнемотехнические приемыиспользуются при запоминании иностранных слов, чисел, большого объема информации. Их суть – запоминаемый материал определенным образом структурируется (год французской революции – 1789 – легко запомнить, выделив структуру даты – последовательность цифр 7, 8, 9). Рассмотрим некоторые приемы. Метод ассоциаций: запоминание даты можно ассоциировать с хорошо известным событием: за столько-то лет до… или спустя столько-то лет после…. Метод связок:объединение опорных слов текста в единый рассказ. Метод мест:основан на зрительных ассоциациях, нужно ясно представить запоминаемый предмет и объединить его с образом какого-либо места (дорога к месту работы, ваша квартира). Затем по известному вам «маршруту» вы размещаете запоминаемые предметы и фиксируете в памяти их образы.
Вопрос 6. Этапы развития памяти
В целом процесс развития памяти можно представить как переход от непроизвольной к произвольной памяти, от непосредственной (механической) к опосредствованной (логической). Развитие памяти обеспечивают новые образования, которые отсутствуют при рождении, а появляются благодаря обучению и созреванию, - мнемические действия. Их появление составляет сущность развития памяти. Для этого следует учить ребенка различным способам запоминания; создавать ситуации, когда ему необходимо будет использовать мнемические приемы (увеличить объем материала, изменить его содержание и т.д.).
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятия «память».
2. Перечислите виды памяти.
3. Назовите свойства памяти.
4. Раскройте сущность процессов памяти.
5. Какие нарушения памяти вам известны?
Тема 8. Мышление
Вопрос 1. Общая характеристика мышления
Мышление – процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты (А.Н. Леонтьев). Мышление – неразрывно связанный с речью социально обусловленный психический процесс самостоятельного искания и открытия существенно нового (А.В. Брушлинский).
Мышление, как и остальные психические процессы, является свойством сложной функциональной системы, складывающейся в мозгу человека; оно выполняет регулирующую функцию по отношению к поведению человека, т.к. связано с образованием целей, средств, программ деятельности.
Вопрос 2. Основные функции мышления
Это установление всеобщих взаимосвязей, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений, обобщение свойств однородной группы явлений.
В учебном процессе реализуются следующие функции мышления: 1. Понимание – постижение смысла и значения чего-либо, достигаемое на основе связывания понимаемого с уже известным человеку из прошлого опыта; 2. Решение проблем и задач; 3. Целеобразование – процесс порождения новых целей в мышлении и деятельности человека; 4. Рефлексия – это деятельность мышления, направленная на осмысление знания, анализ его содержания и методов познания, своих действий, самопознание.
Вопрос 3. Операции и формы мышления
Операции мышления.
Анализ – мысленное разделение целого на части с последующим их сравнением.
Синтез – объединение отдельных частей в целое, построение целого из аналитически заданных частей.
Конкретизация – применение общих законов к конкретному случаю; операция, обратная обобщению.
Абстрагирование – выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которое в действительности как самостоятельное не существует.
Обобщение – мысленное объединение сходных по каким-то признакам предметов или явление.
Сравнение – сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними.
Классификация – мысленное распределение предметов, явлений по группам. Признак, по которому производится классификация, - основание классификации.
Формы мышления
Понятие – форма мышления, в которой отражаются общие и существенные признаки каких-либо предметов и явлений. Например, стул: существенные признаки – предмет мебели, создан для сидения, есть опора для спины; несущественные признаки – цвет, материал, размеры, мягкость. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.
Суждения – форма мышления, позволяющая установить связи между предметами и явлениями, утверждение или отрицание каких-либо отношений между ними. Работа мысли над суждением, направленная на установление и проверку его истинности, называется рассуждением. Суждения могут быть истинными (Москва – столица России), ложными (дважды три – восемь), предположительными (может быть, завтра будет дождь); непосредственными (мальчик ест яблоко) и опосредственными (мы пришли к выводу через умозаключения, что собака – животное).
Умозаключение – форма мышления, позволяющая сделать новый вывод из ряда суждений. Два основных вида умозаключений, тесно связанных между собой: индуктивные и дедуктивные. Индукция – умозаключение от частных случаев к общему положению (металлы золото, медь, железо плавятся; все металлы плавятся). Дедукция – умозаключение от общего положения к частному случаю (все тела при нагревании расширяются; воздух есть тело. Следовательно, воздух при нагревании расширяется).
Вопрос 4. Стратегии мышления
Стратегии мышления имеют отношение ко всем сторонам нашей жизни. Д. Брунер и К. Левин, изучив подходы испытуемых к решению задач, выделили три стратегии.
Случайный перебор. При такой стратегии случайным образом формулируется гипотеза либо осуществляется выбор, а затем оценивается их правомерность; так продолжается до тех пор, пока не будет найдено верное решение. Данная стратегия осуществляется по методу проб и ошибок, чаще ее используют дети и субъекты со слабо структурированным мышлением. Главный ее недостаток – поиск ведется несистематично и поэтому может оказаться неполным и привести либо к отказу от дальнейших попыток, либо к неприятным последствиям.
Рациональный перебор. Исследуют некое центральное, промежуточное или наименее рискованное предположение, а затем, изменяя каждый раз по одному элементу, «отсекают» неверные направления поиска. Пример: вас просят отгадать определенную букву алфавита, можно задавать вопросы, на которые вы получите ответы «да» или «нет». Логично будет спросить, расположена ли загаданная буква между А и Н или между О и Я. При таких последовательных приближениях круг поиска постепенно сужается, пока не будет найден ответ. Так работает и «искусственный интеллект» компьютера. Такую стратегию взрослые люди часто применяют в жизни.
Систематический перебор. При такой стратегии мышления субъект охватывает всю совокупность возможных гипотез и систематически анализирует их одну за другой. Это самая строгая стратегия, но и самая долгая. Это единственная стратегия, позволяющая действительно наиболее адекватно разрабатывать планы долговременных или сложных действий. Чаще используется в науке.
Вопрос 5. Виды мышления
В целом выделение видов мышления осуществляется по разным основаниям. 1) В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, мышление может быть предметно-действенное (наглядно-действенное), наглядно-образное, абстрактное; 2) по характеру протекания процесса мышления: умозаключительное (проходит ступеньку за ступенькой), и интуитивное (результат получаем без продумывания промежуточных этапов); 3) по характеру результатов мышления: репродуктивное и творческое; 4) по действенности контроля: критическое и некритическое; 5) в зависимости от направленности на практику или теорию: теоретическое и практическое.
В.М. Николаенко и другие исследователи выделяют реалистическое (направлено на внешний мир) и аутистическое (связано с реализацией желаний человека); непроизвольное (трансформация образов сновидения) и произвольное (целенаправленное решение мыслительных задач) мышление.
По мнению Л.Д. Столяренко, эгоцентрическое мышление характеризуется невозможностью принять точку зрения другого человека.
Вопрос 6. Решение задач в процессе мышления
Мышление разворачивается во времени как процесс, даже если результат появляется почти мгновенно. Движущей силой процесса мышления являются возникающие противоречия (между целью и средствами, которыми располагает субъект). Начало мыслительного процесса – в осознании проблемной ситуации. А.В. Петровский считает, что проблемная ситуация – это довольно смутное, еще не очень ясное и малоосознанное впечатление, сигнализирующее: «что-то не так». В результате анализа проблемной ситуации формулируется задача: т.е. удается разделить известное (данное) и неизвестное (искомое), а также определить требование (цель).
Процесс решения задач состоит из пяти этапов: 1) мотивация (желание решить проблему); 2) анализ проблемы (что дано, что надо найти); 3) поиск решения проблемы на основе известного алгоритма (репродуктивное мышление), на основе выбора оптимального варианта, на основе принципиально нового решения (творческое мышление). В случае неудачи: отчаяние, переключение на другую деятельность, период отдыха, созревания идей. Решению задачи может способствовать озарение (инсайт) – мгновенное нахождение неизвестного, это интуитивное мышление. Факторы, способствующие озарению: высокая увлеченность проблемой; вера в успех, в возможность решения проблемы; высокая информированность в проблеме, накопленный опыт; высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции); 4) доказательство и обоснование правильности решения; 5) реализация и проверка решения, при необходимости его коррекция.
Отметим, что субъект не всегда может выделить этапы прохождения мысли в процессе решения задачи. Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, она характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней.
Вопрос 7. Индивидуальные особенности мышления
Любознательность и пытливость – стремление узнать как можно больше и доскональнее. Глубина – умение проникать в сущность предметов и явлений. Гибкость – умение правильно ориентироваться в новых обстоятельствах, свобода от шаблонов. Критичность – умение поставить под сомнение сделанные выводы и вовремя отказаться от неверного решения. Логичность – умение мыслить последовательно и стройно. Быстрота – способность принимать правильные решения в кратчайшие сроки. Самостоятельность – умение выдвигать новые идеи без помощи других. Широта – разноплановость мышления, широкий кругозор. Узость – предметом мышления является небольшая часть действительности. Другие качества мышления.
Вопрос 8. Развитие мышления
Основные направления развития мышления:
1) развивать все виды и формы мышления; развивать умения: выделять существенные свойства предметов, находить главные связи и отношения предметов и явлений, доказывать истинность суждений и опровергать ложные умозаключения, излагать мысли определенно, непротиворечиво и обоснованно;
2) формировать и совершенствовать мыслительные операции; вырабатывать умения осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области в другую, предвидеть развитие явлений, делать обоснованные выводы.
Критерии развития мышления: возрастающая динамичность различных качеств мышления; степень владения операциями и приемами мыслительной деятельности; степень их осознанности; степень умения творчески решать задачи, ориентироваться в новых условиях; степень сформированности различных видов мышления; величина запаса знаний, их системность.
Рекомендации: задавать субъектам вопросы, требующие осмысливания действий; спрашивать, почему надо действовать так, а не иначе; постепенно усложнять задания; создавать проблемные ситуации, требующие от субъектов самостоятельного осмысления и принятия решения; при решении задач настаивать на постоянном самоконтроле своих действий и анализе причин ошибок; проводить работу с научными понятиями. Важно использовать задачи разных типов. Необходимо обучать рефлексии, для коллективной рефлексии используются дискуссии, организационно-деловые игры и т.д. Используются методы проблемного обучения: можно поставить субъекта в положение первооткрывателя, исследователя проблем. Лишь в ходе преодоления трудностей субъект может сформировать свои умственные способности.
Контрольные вопросы
1.Дайте определение понятия «мышление».
2. Назовите функции мышления.
3. Укажите принципиальные отличия стратегий мышления.
4. Перечислите виды мышления.
5. Выделите этапы процесса решения задачи.
6. Назовите индивидуальные особенности мышления.
7. Раскройте основные направления развития мышления.
Тема 9. Речь
Вопрос 1. Понятие о речи
Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или для целей регуляции и контроля собственной деятельности. Важно отличать язык от речи. Речь – процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык – средство общения людей друг с другом, это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл. Язык един для всех людей, пользующихся им, а речь индивидуальна.
Становление и развитие речи происходит в течение трех периодов: фонетического – по усвоению звукового облика слова (до двух лет); грамматического – по усвоению структурных закономерностей организации высказывания (до трех лет); семантического – по усвоению понятийной отнесенности (до 17 лет).
Вопрос 2. Функции речи
Функция выражения: передача чувств, переживаний, выразительность речи, ее эмоциональность. Функция воздействия: посредством речи побуждать людей к действию. Функция обозначения: способность давать предметам и явлениям названия. Функция сообщения: обмен информацией между людьми посредством речи.
По теории Столяренко Л.Д.[45]: речь имеет три функции: сигнификативную (обозначение предметов и явлений); функцию обобщения – слово обозначает не только отдельный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков; функцию коммуникации – передачи знаний, отношений, чувств; здесь выделяют три стороны: информационную (передача знаний), выразительную (передает чувства и отношения говорящего к предмету сообщения), волеизъявительную (подчинение слушателя замыслу говорящего).
Вопрос 3. Физиологические основы речи
Периферические системы обеспечения речи: 1) энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука, - легкие и диафрагма (главная дыхательная мышца); 2) генераторная система – звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны; 3) резонаторная система – носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.
В основе речевых механизмов лежит деятельность второй сигнальной системы. Согласно теории И.П. Павлова, у людей существуют две сигнальные системы раздражителей: первая – это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных) и вторая сигнальная система, состоящая только из слов. Ее работа заключается, прежде всего, в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.
Мозговые центры речи: 1) левое полушарие головного мозга; 2) слуховой центр Вернике – кора больших полушарий, задняя часть височной извилины; этот центр обеспечивает понимание услышанного; 3) зона Брока – нижние отделы третьей лобной извилины, обеспечивает произнесение слов; 4) центр зрительных представлений слов (теменная часть) обеспечивает понимание письменной речи, чтение.
Также речь обеспечивается функционированием определенных физиологических механизмов. Синтагматические механизмы отражают динамическую организацию речевого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга. Парадигматические механизмы отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим – звуковой строй, артикуляционным – система движений органов речи, семантическим – смысл, значение слов и др.).
Вопрос 4. Виды речи
Устная речь – общение посредством произнесения слов вслух и восприятия их на слух. Монологическая речь – речь одного человека. Диалогическая мысль – разговор не менее двух собеседников. Письменная речь – речь посредством письменных знаков. Внутренняя речь – обслуживающая процесс мышления конкретного человека речь. Речь дактильная – от греческого слова палец – воспроизводящая слова при помощи дактильных букв, т.е. определенных конфигураций пальцев и их движений. Речь жестовая – способ общения людей, лишенных слуха, при помощи системы жестов. Речь эгоцентрическая – речь, обращенная к самому себе.
Вопрос 5. Свойства речи
Содержательность – количество выраженных в ней мыслей, чувств, стремлений, их значительность и соответствие действительности. Понятность речи – синтаксически правильное построение предложений, применение пауз, выделение слов с помощью логического ударения. Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью, может быть яркой, энергичной, вялой, бледной. Воздейственность речи – ее влияние на мысли, чувства и волю людей, на их убеждения и поведение; может быть поучение и наставление. Конструктивность, рефлексивность, выделение главного звена, организованность вербального процесса, достаточность в обмене информации, умелое сочетание вербального и невербального (мимики, жестов, поз тела).
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятия «речь».
2. Укажите отличия языка от речи.
3. Охарактеризуйте физиологические основы речи.
4. Каковы функции речи?
5. Назовите виды и свойства речи.
Тема 10. Воображение
Вопрос 1. Понятие о воображении
Воображение (с греч. - фантазия) – это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых, путем переработки материала, полученного в предшествующем опыте. Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях.
Воображение порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе. Воображение как своеобразная форма отражения действительности: 1) осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого; 2) способствует предвосхищению будущего; 3) «оживляет» то, что было ранее.
Психологический словарь: воображение – психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3) в создании образов, соответствующих описанию объекта. Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. В представлении ожидаемого результата с помощью воображения и состоит коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Воображение входит в любой трудовой процесс, является необходимой стороной любой творческой деятельности.
Оно занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением, памятью. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта, в этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации, там, где необходимо найти новое решение в условиях неполной информации. Есть общее и отличное между мышлением и воображением. Оба процесса возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее, здесь результат имеет форму суждения. Это одно из самых загадочных психических явлений. Почти ничего не известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе.