Признаки психопатических черт характера
Первый признак:
1) некоррегируемое (необъяснимое, неосознаваемое) бессмысленное упрямство, полное отсутствие эффекта от бесед и взысканий;
2) чрезмерно быстрая смена настроений, увлечений, неустойчивое поведение, постоянные легкомысленные поступки.
Второй признак:
1) частые ссоры, конфликты с товарищами, немотивируемая грубость, злобность, постоянные пререкания;
2) чрезмерная угодливость, слащавость, податливость.
Третий признак:
1) позерство, стремление обратить на себя внимание любым путем, ярко выраженный эгоизм, бравирование угрозами самоубийства;
2) самоунижение, униженность, постоянная подавленность, неадекватная пугливость, настойчивые мысли о самоубийстве.
Четвертый признак:
1) явная неадекватность поведения, даже во вред себе, необъяснимые поступки, неорганизованность в поведении;
2) извращенный, гипертрофированный педантизм.
Пятый признак:
1) цинизм, подчеркнутая грубость, бравирование своей развращенностью;
2) гипертрофированная застенчивость по отношению к противоположному полу, неадекватный страх перед ним.
О повышенной эмоциональной возбудимости могут свидетельствовать некоторые признаки внешних проявлений эмоций, негативные сдвиги и поведенческие реакции. Такие признаки можно наблюдать при усложнении ситуации в ходе, например, подготовки уроков, при повышенной требовательности, строгости учителей, на уроках, экзаменах:
1) яркие мимические реакции, особенно оживление дистаторальных рефлексов, в частности, хоботкового рефлекса (губы вытянуты вперед трубкой);
2) выраженная пантомимика;
3) выраженные реакции позы, особенно скованность;
4) сильный тремор (дрожание рук, ног, щек, век);
5) заметные изменения в фонации и артикуляции речи, неадекватная интонация;
6) значительные эмоциональные и вегетативные сдвиги;
7) частые позывы на диурез;
8) суетливость, несдержанность, вопросы и ответы с чрезмерной эмоциональной окраской;
9) неадекватные эмоциональные реакции радости или огорчения, частые избыточные эмоции.
По поведенческим реакциям можно судить и об эмоциональной устойчивости, т.е. способности сохранять устойчивость психических и психомоторных процессов при сильных эмоциях.
О недостатках эмоциональной устойчивости свидетельствуют следующие признаки:
1) постоянное ухудшение результатов учебной или иной деятельности в условиях эмоциональных воздействий, при сильных эмоциях;
2) ответы на экзаменах или контрольных всегда хуже, чем на обычных занятиях;
3) неадекватные поступки, частые ошибки в действиях при работе в условиях контроля со стороны взрослых или значимых сверстников;
4) постоянное стремление избегать эмоционально насыщенных ситуаций в учебной, спортивной, будущей профессиональной или иной деятельности (желание присутствовать только в роли зрителя).
О дисциплинированности могут свидетельствовать такие показатели, как строгое соблюдение установленного порядка, стремление быстро и точно выполнять данные поручения, высокая требовательность к себе и другим, общественная активность, опрятность и аккуратность в одежде, интерес к литературе, кинофильмам и телепередачам на научную тематику.
О недисциплинированности свидетельствуют противоположные признаки, в частности, стремление “увильнуть” от работы, не выполнить поручение; необязательность, нечестность, лень, стремление осуществить личные интересы за счет товарища, провокационные вопросы, направленные на дискредитацию учителя, постоянные нарушения дисциплины, элементы постоянного шутовства, дурашливость.
При изучении организаторских способностей обращается внимание на умение планировать работу, контролировать выполнение намеченного плана, распределять обязанности среди учащихся, контактировать как со старшими, так и с подчиненными. Например, будучи старшим при выполнении различных заданий и хозяйственных работ. Важно умение прислушиваться к мнению других, выполнение работы в соответствии с принятым решением; наличие гибкости при уточнении таких решений, если этого требует ситуация; умение предвидеть результат работы, умение увлечь ребят (если надо – собственным примером).
Об отношении к коллективу (о коллективизме) можно получить некоторую информацию по таким признакам, как активность и принципиальность в борьбе за общие интересы, отзывчивость по отношению к товарищам, забота о них, внимание к их нуждам, готовность прийти на помощь, умение принять требование коллектива и стремление подчинить личные интересы общественным, критика в “глаза”, корректность и доброжелательность по отношению к товарищам, авторитетность среди них. При оценке отношения к коллективу учитывается также общественная активность.
В целях всестороннего изучения учащихся, наряду с наблюдением, школьный психолог может использовать экспериментальные методики, анкеты, наблюдения учителей и классных руководителей по составленной им программе, материалы бесед, интервью, позволяющие получить более глубокие и разносторонние сведения о личности интересующего его ученика.