Представления о механизмах психологическом защиты
2. Маскировка как аналог замирания, стремление
стать невидимым для противника;
3. Использование естественных и создание искусст
венных преград и укрытий в виде стен, рвов и т. д.;
4. Атака на агрессора — активная защита по прин
ципу «лучший способ защиты — нападение»;
5. Управление поведением и/или намерениями дей
ствительного или потенциального агрессора — за
дабривание, применение хитростей и иных уловок.
Преобладание пассивных форм защиты, возможно, объясняется тем, что активная защита, как у животных, так и у людей, имеет место лишь в тех случаях, когда опасность исходит от иного субъекта (человека или животного) , тогда как пассивная защита применяется также по отношению к стихиям и к другим факторам несубъективного происхождения.
Итак, указанным пяти исходным формам защиты: бегство, прятанье, замирание, нападение и контроль предлагается придать статус базовых защитных установок'.
Психологическая защита формируется и развивается под влиянием прежде всего семейной социализации (по механизму «копирования» родителей), а затем — накопления личного опыта и общественной социализации. Также был сделан вывод о влиянии психологической защиты на все уровни функционирования личности: когнитивный, эмоциональный и деятельностный; об участии СПЗ во всех доступных изучению процессах и потенциалах личности.
Психическая регуляция посредством защитных механизмов, как правило, протекает на неосознаваемом уровне. Поэтому они, минуя сознание, проникают в личность, подрывают ее позиции, ослабляют ее творческий потенциал как субъекта жизни. Психозащитное разрешение ситуации выдается обманутому сознанию как действительное решение проблемы, как единственно возможный выход из сложившейся травмирующей ситуации.
Осознание защиты — это осознание навязанных культурой страхов. Осознанный страх, отрефлексиро-
ванный — это уже преодоленный страх, это уже начало автономии от культуры, это значит, я уже с ней, культурой, на равных. Заслуга Фрейда как раз и состояла в том, что он первым отразил необходимость рефлексирова-нИЯ — наличия психологической защиты.
Так, выявленные взаимные связи СПЗ как с осознанной сферой деятельности, так и с неосознаваемой, дают основание высказать мнение невозможности однозначного отнесения их к функции «бессознательного». В зависимости от ситуации они могли коррелировать с обеими сферами: в начальном этапе адаптации, когда личность вынуждена сознательно контролировать ситуацию, они чаще всего ассоциируются с сознательной самооценкой; в дальнейшем — могут становиться составляющей частью стереотипа и функционировать неосознанно. С неосознанной сферой функционирования они чаще ассоциируются на фоне напряжения резервных функций организма (усталости, психоэмоционального напряжения, стресса и т. п.).
Психологическая защита является также важнейшей составляющей личного опыта, индивидуальных стратегий и стереотипов, которая в контексте такого рассмотрения выполняет не просто функцию «редукции тревоги» (как считают большинство авторов), а более сложную и важную функцию сохранения «Я»-образа, мнения о себе и о своем идеале от травматических противоречий. Поэтому в состав потенциала отношений правомочно включить и психологическую защиту как один из способов «интрапсихической адаптации».
К теоретическому рассмотрению проблемы психологической защиты обращаются многие авторы, предлагающие собственные концепции и подчеркивающие необходимость изучения и применения ее на практике.
Мы солидаризируемся с мнением В.К. Мягера, который предлагает делать различие между патологической защитой (или неадекватными способами адаптации) и нормальной защитой, профилактической, постоянно присутствующей в нашей повседневной жизни'.
Ш |
' Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (психология манипулирования). Минск: Харвест; М: ACT, 2000. 848 с.
Мягер В.К. Актуальные вопросы теории и практики психо-ГИень[ и психопрофилактики // Современные формы и мето-организации психогигиенической и психопрофилактичес- лтл
Кои Работы. СПб., 1985. . .,,:,, .*«^*. ,ч , -;."<, *.,,-«„ ^ 141
Глава 7
Неоднозначное отношение к психологической защите высказывают психологи P.M. Грановская и И.Я Березная. Они отмечают, что психологическая защита тормозит полет творческой фантазии, работу интуц. ции, она выступает в качестве барьера, который сужает, заслоняет и (или) искажает полноценное восприятие и переживание мира. Эти исследовательницы описывают защиту как организацию ловушек и преобразователей опасной и тревожной для личности информации. Наиболее опасная информация не воспринимается уже на уровне восприятия, менее опасная воспринимается, но затем искажается, трансформируется в удобоваримую для личности. Одновременно авторы отмечают и другую, положительную роль защиты. Защита ограждает сознание от информации, которая может разрушить целенаправленное мышление, мышление, которое настроено на решение проблемы в соответствии с отображаемой картиной ситуации. В этом смысле защитные техники рассматриваются как система стабилизации личности, которая направлена на устранение или минимизацию отрицательных эмоций, тревоги, которая возникает при рассогласовании имеющейся картины мира и ситуации с новой и неожиданной информацией'.
Традиционно защитное поведение рассматривается на двух уровнях: защита, актуализирующаяся в ответ на угрозу, исходящую «от себя», т. е. со стороны собственного опыта, и «межличностная» защита. Ю.Б. Захарова2, исследуя студентов МГУ с помощью методики репертуарных решеток Келли, продемонстрировала реальное существование моделей защитного поведения на уровне межгруппового взаимодействия, направленного на сохранение положительного «Мы-образа».
До сих пор категория психологической защиты является категорией индивидуально-психологической, т. е. описывающей некоторые внутриличностные ме-
1 Грановская P.M., Березная И.Я. Интуиция и искусственный
интеллект. СПб., 1991.
2 Захарова Ю.Б. О моделях психологической защиты на уров
не межгруппового взаимодействия // Вестник московского унИ'
верситета. Сер.14. Психология. 1991. № 3. С. 11-17.