Динамическая структура личности (К.К. Платонов)
Тема: Структура личности
Литература для учащихся:
1. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. – М.: Медицина, 1989. – с. 70-71
2. Кирпиченко А.А. и др. Основы медицинской психологии. – Мн.: Выш. Шк., 1998. - с. 35-41
Творческие и практические задания для учащихся:
Напишите реферат на тему (по выбору):
Определение личности в различных науках: сопоставительный анализ.
Определение личности в гуманистической теории.
Теоретический материал
В современной науке понятие «личность» относится к числу важнейших категорий. Оно не является сугубо психологическим и изучается историей, философией, экономикой, педагогикой и другими науками.
В психологии отрасль, которая изучает личность, называется ПЕРСОНОЛОГИЯ (психология личности).
В психологии существует множество подходов к определению данного понятия. То есть, на вопрос, что такое личность, существует множество ответов, суть которых определяется исходными теоретическими ориентирами исследователя. Поэтому мы будем исходить из понимания личности, которое сложилось в отечественной психологии. Суть этого понимания можно выразить словами известного советского психолога Б. Г. Ананьева: «Личность — системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со сторона включенности в общественные отношения и формирующееся в совместной деятельности и общении».
Таким образом, под личностью мы будем понимать следующее.
Личность-
Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Личность формируется в процессе усвоения человеком общественно-исторического опыта человечества под влиянием воспитания, обучения, в процессе взаимоотношений.
При рассмотрении проблем психологии личности важно учитывать, что понятие «личность» позволяет характеризовать человека с точки зрениясубъекта социальных отношений. Но изучение личности невозможно без учетасодержания таких категорий, как человек, индивид, индивидуальность, субъект и др. Самое широкое и общее понятие — понятие «человек» — указывает на принадлежность к виду Homo Sapiens.К категории индивид обращаются, когда надо указать на отдельного представителя биологического вида или человеческого рода. А понятие «индивидуальность» подразумевает, что каждый человек, обладая социальной сущностью, в то же время характеризуется наличием уникальных признаков, сочетание которых определяет его своеобразие и отличительные особенности.
Человек – биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo Sapiens (человек разумный), для которого характерна биосоциальная природа, обладание членораздельной речью, развитие высших психических функций (абстрактно-логического мышления, логической памяти и т. д.), способности создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.
Индивид - единичный, отдельный представитель человеческого рода.
Индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, определяющее его своеобразие и отличие от других людей.
ЗАДАЧА:
Какие из данных особенностей характеризуют человека как личность, а какие как индивид?
Целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность, старательность, цельность, приятный голос, общественная активность, критичность ума, прекрасная дикция, средний рост, музыкальность, вспыльчивость, моральная воспитанность, низкая адаптация к темноте, ригидность, трудолюбие, плохая пространственная координация, голубые глаза, хороший слух, идейная убежденность, внимательность, подвижность.
При рассмотрении проблем личности ученые часто обращаются к рассмотрению ее структуры, под которой понимается относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.В отечественной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой структура личности. Например, известны подходы С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова, Б.Г. Ананьева и др.
Рассмотрим структуру личности согласно подходу К.К. Платонова.
Динамическая структура личности (К.К. Платонов)
Критерии выделения основных подструктур личности:
1. Соотношение биологического и социального, которое различно в каждой из четырёх подструктур;
2. Внутренняя близость черт личности, входящих в одну подструктуру;
3. Выделение основных видов формирований для каждой подструктуры;
4. Выделение иерархической зависимости подструктур;
5. Выделение подструктур на основе исторического анализа этапов изучения личности в отечественной психологии.
Краткое название подструктуры | К данной подструктуре относятся | Соотношение биологического и социального |
Подструктура направленности | Желания, влечения, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение | Социальный уровень (биологического почти нет) |
Подструктура индивидуального опыта | Знания, навыки, умения, привычки | Социально-биологический (социального больше) |
Подструктура форм отражения (психические процессы) | Особенности познавательных процессов (внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) | Биосоциальный уровень (биологического больше) |
Подструктура биологически обусловленная | Половые, возрастные свойства, скорость протекания возбуждения и торможения в КБП ГМ | Биологический уровень (социальное практически отсутствует) |
К.К. Платонов в структуре личности выделил четыре подструктуры, в каждой подструктуре ее составляющие. А также ученый отразил соотношение биологического и социального факторов, их преобладание при формировании той или иной подструктуры. Ведущим компонентом в структуре личности К.К.Платонов и другие ученые выделяют направленность личности.