Ведение в общую психологию. Предмет психологии
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Психология – наука о душе. Психика и душа – одно и то же.
З. Фрейд «Человек, который задумался о смысле жизни, заболел.»
Диагностический критерий: если тебе скучно, то ты утратил смысл жизни.
Три пути познания по Конфуцию:
- путь проб и ошибок;
- путь наследования;
- путь собственных размышлений, анализа и обобщений.
Психология – это наука, которая изучает закономерности и механизмы развития и функционирования психических явлений.
Психология, как наука (отделилась от философии), появилась в 1879 г. → научная лаборатория Вильгельма Вундта.
Два направления:
Идеалисты – считают, что сознание это бессмертная душа, она первична и существует самостоятельно, независимо от материи.
Материалисты – внутренний мир, психика для обозначения психических явлений, которые являются свойством мозга – первична материя.
Формирование психики:
Носитель психики
Условие формирования
Три формы отражения:
Характерна и для растений, и для животных, и для человека – она проявляется с раздражением.
Проявляется с чувствительность – характерна для человека и высших позвоночных.
Интеллектуальная – свойственна только человеку (человек способен обобщать и мыслить объекты в связях).
В психике можно выделить три компонента:
Психические свойства – выполняют инструментарную функцию, помогают самовыражаться и действовать Психические процессы – выполняют гностическую (или познавальную функцию Психические состояния – выполняют регулирующую функцию |
Психические свойства |
Психические процессы |
Психические состояния |
Психические процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, память, воображение, речь.
Психические состояния: эмоциональный тон ощущений, собственно эмоции, чувства, аффект, настроения, воля и внимание.
Психические свойства: задатки и способности, темперамент, характер.
Психика – это свойство высокоорганизованной материи (мозга) субъективно отражать объективную реальность.
Этапы развития психологии
Психология, как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. |
Психология, как наука о поведении |
Психология, как наука о сознании |
Психология, как наука о душе |
Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной психологии является закономерное осмысление теории отражения. |
Начинается в 20 веке. Задача психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались. |
С 17 века. В связи с развитием естественных наук – способность думать, чувствовать и желать называли сознанием. Основной метод изучения – самонаблюдение. До этого полтора века ничего не развивалось. Тех, кто хотел учиться, церковь называла еретиками. |
Этому определению более 2000 лет. Понятием душа пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. |
IV
III
II
I
Основные этапы развития психологии:
Этап и время | Предмет психологии и его содержание | Методы исследования психики | Основные достижения |
Донаучный этап 7-6 век до н.э. | Душа без раскрытия её конкретного содержания и функций | Нет | Общие представления об охранительной и активной роли души |
Философский этап 7-6 век до н.э. – конец 18 и начало 19 века | I Античная психология Душа – источник активности тела обладает функциями познания и регуляции поведения. | Специальных методов нет. Используют методы других наук: философии, медицины, математики. | Исследование познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека. |
II Психология средневековья Душа, но познание, регуляция, поведение есть проявление божественной воли. | Появление первого психологического метода – самонаблюдения. (интроспекции) | Развитие психофизиологических исследований и появление первых работ по психологии масс. | |
III Психология возрождения и нового времени Предметом становится сознание, его содержание и пути его формирования. | - Интроспекция - Логика - Индукция - Дедукция - Анализ и т.д. | Развитие рационалистического и эмпирического (исследования, практика) подхода к психике. Появление теории эмоций и теории рефлекса. Совершается первая попытка ввести в предмет психологии бессознательное. | |
Асоционистическая психология конец 18 века начало и середина 19 века | Сознание, состоящее из ощущений и представлений, т.е. предмет психологии – это познавательные процессы, а также поведение и эмоциональные процессы | - Интроспекция - Логика и методы естественных наук | Появление первой психологической школы (теории), концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественнонаучного подхода к изучению психики и концепции бессознательного. |
Экспериментальная психология середина 19 начало 20 века | Элементы психики, отождествляемые главным образом с сознанием | - Эксперимента-льный метод - Интроспекция - Анализ результатов творческой деятельности - Появление первых тестов | Появление экспериментальной психологии, а также новых данных о психических процессах |
Методологический кризис 10 – 30-е годы 20 века Разделение психологии на школы | Появление нескольких предметов в психологии: 1. Элементы психики (структурализм); 2. Функции психики (функционализм); 3. Поведение (бихевиоризм); 4. Структуры психики (гештальт-психология); 5. Высшие психические функции и деятельность (советская психология) | Психоанализ и проективные методики, изучение процесса научения (т.е.формирование связей между стимулом и реакцией), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей | Появление концепции личности, теории научения, творческого мышления и развитие отраслей психологии |
Дальнейшее развитие психологических школ 40 – 60-е годы 20 века | Появление новых направлений: предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), предмет связывается с познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (когнитивная психология) | Появление опросников и новых методов изучения интеллекта | Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии. Развитие и совершенствование психотерапевтических технологий. |
Современная психология 60-е годы – по настоящее время | Предмет психологии сейчас развивается в рамках отдельных психологических школ. | Совершенствуются методы экспериментального исследования психики, появляются разнообразные диагностические методики. | Этап характеризуется появлением тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ. |
Психика и сознание
Психика – это свойство мозга отражать.
Сознание – это высшая форма отражения свойственная только человеку.
Сознание имеет общественно-исторический характер, оно возникло в результате перехода человека к трудовой деятельности.
Сначала было дело. В основе сознания речь.
Весь мир построен на противоречиях.
Независимая переменная – стимул.
Зависимая переменная – реакция на стимул.
Животное отражает те явления и их стороны, которые отвечают их биологическим потребностям, а человек подчиняясь высоким общественным требованиям зачастую действуя в ущерб собственным интересам, а иногда т жизни, т.е. побуждается социальной потребностью, не только биологической.
Сознание меняется:
А) в историческом плане в зависимости от социально-экономических условий,
Б) в онтогенетическом плане – в ходе жизни одного человека,
В) в гностическом плане (познание) – от чувственного познания к абстрактному.
Сознание носит активный характер.
Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. (Ленин)
Бытие формирует сознание. И сознание формирует бытие. (Рубинштейн)
Сознательное отражение носит прагматический характер (предвкушает, создает образ прежде, чем создать образ).
Сознание существует в форме теоретического мышления (рефлексии), т.е. носит обобщенный и абстрактный характер.
Сознание неразрывно связано с языком, в котором отражаются цели действия людей, пути и способы их достижения, происходит оценка поступков. Благодаря языку, человек отражает не только внешний, но и внутренний мир самого себя, свои переживания, сомнения, мысли.
Трагедия смерти в том, что мир умирает в человеке, а не человек умирает в мире.
Сознание не существует вне общества.
Структура сознания
Три составляющие (по Леонтьеву):
1. Чувственная ткань сознания – образует чувственный образ конкретных образов реальности. Это переживание «чувства реальности».
2. Значение – это то общее содержание слов, схем, карт, чертежей и тому прочее, которое понятно всем людям говорящим на одном языке, принадлежащим к оной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь.
В значениях обобщается, кристаллизируется и тем самым сохраняется для последующих поколений опыт человечества.
3. Личностный смысл – значение значений.
Содержание значения, которое оно приобретает лично для каждого человека называется личностным смыслом.
Личностный смысл отражает объективную значимость тех или иных событий, явлений действительности по отношению к интересам, потребностям, мотивам человека.
Сознание – это высшая форма действительности.
Сознание следует отличать от осознаваемости предметов и явлений.
Если есть цель, то есть сознание – цель всегда сознательна.
Во-первых: в каждый данный момент осознается преимущественно то, на что направлено основное внимание.
Во-вторых: помимо осознаваемого сознание содержит то, что не осознается, но м.б. осознано при постановке специальной задачи.
Сознание Предсознательное Бессознательное индивидуальное Бессознательное коллективное |
Предсознательное – та часть бессознательного, которую можно осознать в любой момент. Индивидуальное – то, что накапливается в течении одной жизни. Коллективное – весь опыт человечества. |
Эффект сороконожки – осознание не редко ведёт к ухудшению деятельности.
Явления психики, которые актуально не осознаются, но могут быть осознаны в любой момент, называются предсознательными.
Вместе с тем, многие переживания, отношения, чувства мы не можем осознать или осознаем неправильно.
Однако все они воздействуют на наше поведение, нашу деятельность, побуждают их. Данные явления называются бессознательными.
Принципы психологии
Это основные, проверенные временем и практикой положения, определяющие её дальнейшее развитие и применение.
1. Детерминизм – принципы причинно-следственных явлений.
2. Единство личности, сознания и деятельности.
3. Рефлекторный принцип (физиологическим механизмом психического отражения, являются рефлексы головного мозга).
4. Принцип развития психики (данный принцип, подтверждающий постепенное, скачкообразное усложнение психики, как в процессуальном, так и в содержательном аспекте).
5. Иерархический принцип – согласно которому все психические явления должны рассматриваться как ступени иерархической лестницы, где нижние ступени субординированы, а высшие (включая низшие) в изменённом, но не устранённом виде и опираясь на них к ним не сводятся.
Место психологии в системе наук и её отрасли
Отрасли психологии: 1. Общая 2. Социальная 3. Зоопсихология 4. Педагогическая 5. Возрастная 6. Инженерная 7. Спорта 8. Военная 9. Медицинская 10. Юридическая 11. Патопсихология 12. Парапсихология |
Психология |
физиология социология
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Метод, как методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Метод, как специальный приём – путь ведения исследования, средство добывания психологических фактов, их осмысление и анализ.
Научные требования к методам психологического исследования:
1. Принцип объективности:
- изучение психических явлений должно протекать в процессе деятельности;
- выводы должны строиться только на основе полученных фактов;
- каждое психическое явление должно рассматриваться в различных условиях, в тесной связи с другими явлениями;
- при изучении психических явлений всегда следует стремиться к установлению материальных основ, причины их возникновения.
2. Генетический принцип: изучение психических явлений в их развитии (от слова генезис).
3. Аналитико-синтетический принцип: предполагает, что поскольку в структуру психики входят самые разные тесно взаимосвязанные явления, то изучить их сразу все вместе невозможно.
констатирующий |
формирующий |
Вспомогательные |
Методы исследования в психологии |
Основные |
Наблюдение |
Эксперимент |
житейское |
научное |
естественный |
лабораторный |
обобщение независимых характеристик |
анализ результатов деятельности |
тестирование |
опросы: - письменный - устный - интервью |
1. Наблюдение – самый древний метод познания, исследовательский метод при котором психические явления изучаются в том виде, в каком они проявляются в обычной обстановке без вмешательства исследователя.
Критерии научного наблюдения:
- целенаправленность;
- систематичность;
- естественность;
- фиксация результата.
Научное наблюдение бывает внешнее и внутреннее (самонаблюдение).
Внешнее наблюдение:
ü сплошное (когда фиксируются все проявления психики);
ü выборочное (направленное на те факторы, которые имеют отношение к изучаемому вопросу);
ü лонгитюдное (длительное в течении ряда лет);
ü срез (кратковременное наблюдение);
ü невключённое (когда наблюдение ведётся извне);
ü непосредственное (проводит сам исследователь, наблюдая за психическим явлением во время его протекания);
ü опосредованное (используются результаты наблюдений, проведённые другими людьми).
2. Эксперимент – является основным инструментом получения новых психологических фактов, предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.
Эксперимент может быть лабораторный (проводится в специально организованных искусственных условиях) и естественный (проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемого деятельности).
Преимущества этого метода:
- активная позиция исследователя;
- возможность создавать необходимые условия;
- повторяемость (любая лаборатория может повторить);
возможность варьирования (изменения) условий, при которых изучается явление.
3. Обобщение независимых характеристик – это объединение и обобщение данных многих наблюдений, выполненных независимо друг от друга в разное время, при разных условиях и в разных видах деятельности личности.
4. Опросы – метод получения информации на основе вербальных коммуникаций.
- письменный (анкетирование)
- устный (беседа, интервью)
Анкетирование – метод сбора данных, основанный на опросе с помощью анкет.
Беседа – представляет собой метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.
Интервью – метод получения социально-психологической информации с помощью целенаправленного устного опроса.
5. Анализ результатов деятельности – при изучении продуктов деятельности исследователь имеет дело не с самим человеком, а с материальными продуктами его предшествующей деятельности.
6. Тестирование
Тест (с англ. проба, испытание) – это система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного качества или свойства личности, которые имеют определенную шкалу значений.
Тест не просто описывает особенности личности, но и дает им качественную и количественную характеристики.
Разновидности:
- тесты о достижении (ЗНО);
- тесты интеллекта (IQ-тесты);
- тесты о специальных способностях;
- тесты креативности;
- личностные тесты;
- проективные тесты («несуществующее животное» и т.п.).