Тесты для контроля остаточных знаний
1. То, из-за чего возникает конфликт — это:
а) мотивы конфликта;
б) позиции конфликтующих сторон;
в) предмет конфликта;
г) стороны конфликта;
д) образ конфликтной ситуации.
2. Образ конфликтной ситуации — это:
а) то, из-за чего возникает конфликт;
б) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтной
взаимодействия предмета конфликта;
в) истинные внутренние побудительные силы, подталкивающи<
субъект социального взаимодействия к конфликту;
г) то, о чем заявляют друг другу конфликтующие стороны;
д) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтной
взаимодействия целей конфликта.
3. Инцидент — это:
а) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта;
б) истинная причина конфликта;
в) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью
субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для
реального противоборства между ними;
г) то, из-за чего возникает конфликт;
д) необходимое условие конфликта.
4. Стороны конфликта — это:
а) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживающие (явно или неявно) конфликтующих;
б) только субъекты социального взаимодействия, находящиеся в
состоянии конфликта;
в) конкретные личности, находящиеся в состоянии конфликта;
г) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта и посредник (медиатор);
д) конфликтующие стороны в переговорном процессе по разрешению конфликта.
5. Конфликтогены — это:
а) слова, действия (или бездействия), которые могут привести к
конфликту;
б) проявления конфликта;
в) причины конфликта, обусловленные социальным статусом
личности;
г) состояния личности, которые наступают после разрешения
конфликта;
д) поведенческие реакции личности в конфликте.
Что такое динамика конфликта- это процесс его
а) изменения;
б) регулирования;
в) анализирования;
г) прогнозирования.
Какой из этапов не относится к динамике конфликта?
а) начало;
б) развитие;
в) завершение;
г) передача.
Какие существуют периоды конфликта?
а) предконфликтный и послеконфликтный;
б) предконфликтный и внутриконфликтный;
в) открытый и закрытый;
г) явный и скрытый.
Из скольких периодов складывается схема динамики конфликта?
а) 3;
б) 5;
в) 7;
г) 10.
Практическое занятие 3.
Вид практического занятия:устный опрос по пройденному на лекциях материалу, а также по материалу, изученному студентами самостоятельно, решение тестовых вопросов, доклады, рефераты и презентации работ.
Тема. Функции конфликта, их позитивные и негативные проявления
Содержание занятия:
1. Понятие функции конфликта.
2. Конструктивные функции конфликта.
3. Деструктивные функции конфликта
Цель занятия:познание теоретических основ последствия конфликта как на личностном уровне, так и социума.
Практические навыки:приобретение базовых навыков функций конфликта
Продолжительность занятия:2 час.
Вопросы для обсуждения
1. Дайте определение функции конфликта.
2. Сравните явную и латентную функции конфликта. Приведите примеры.
3. В чем выражается противоречивость функций конфликта? Чем она обусловлена?
4. Всякая ли функция конфликта носит двойственный характер?
5. Что такое функциональный и дисфункциональный конфликт? Приведите примеры.
6. Каковы общие конструктивные функции конфликта?
7. Назовите конструктивные функции конфликта на личностном уровне. Приведите примеры.
8. Каковы общие деструктивные функции конфликта?
9.Назовите деструктивные функции конфликта на личностном уровне. Приведите примеры.
Задание 1Ниже приводится классификация функций конфликта, сформулированная Э.А. Уткиным.
Дайте ей свою оценку с точек зрения их содержания, полноты и убедительности. Сравните данную классификацию с перечнем функции конфликта Л. Козера, приведенном в предыдущем задании. Выделите сходство и различия в понимании функций конфликта названными конфликтологами.
Функции конфликта
Позитивные | Негативные |
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами | Большие материальные, эмоциональные затраты на участие в конфликте |
Получение новой информации об оппоненте | Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, улучшение социально-психологического климата в коллективе |
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним недругом | Представление о побежденных группах, как о врагах |
Стимулирование к изменениям и развитию | Чрезмерное увеличение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе |
Снятие синдрома покорности у подчиненных | После завершения конфликта — уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников |
Диагностика возможностей оппонентов | Сложное восстановление деловых отношений |
Задание 2. Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает срочное задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания. Вы и ваш начальник считаете свои задания неотложными. Выберите наиболее приемлемый для вас вариант решения и объясните почему. Каковы могут быть последствия?
A. Не оспаривая задания начальника, буду строго придерживаться должностной субординации, предложу подчиненному отложить
выполнение текущей работы.
Б. Все зависит от того, насколько для меня авторитетен начальник.
B. Выражу подчиненному свое несогласие с заданием начальника, предупрежу его, что впредь в подобных случаях буду отменять
задания, порученные ему без согласования со мной.
Г. В интересах дела предложу подчиненному выполнить начатую работу.
Задание 3.Вы получили одновременно два срочных задания: от вашего непосредственного начальника и вашего вышестоящего начальника. Времени для согласования сроков выполнения заданий у вас нет, необходимо срочно начать работу. Выберите предпочтительное решение и объясните почему. Каковы могут быть последствия?
A. В первую очередь начну выполнять задание того, кого больше
уважаю.
Б. Сначала буду выполнять задание наиболее важное, на мой взгляд.
B. Сначала выполню задание вышестоящего начальника.
Г. Буду выполнять задание непосредственного начальника.
Задание 4.В самый напряженный период завершения задания в команде совершен неблаговидный поступок, нарушена трудовая дисциплина, в результате чего допущена грубейшая ошибка. Руководителю неизвестен виновник, однако необходимо выявить и наказать его надо. Как бы вы поступили на месте руководителя? Выберите приемлемый для вас вариант решения. Какие могут быть последствия?
A. Оставлю выяснение фактов по этому инциденту до окончания
выполнения задания.
Б. Заподозренных в проступке вызову к себе, круто поговорю с каждым с глазу на глаз, предложу назвать виновного.
B. Сообщу о случившемся тем из сотрудников, которым наиболее доверяю, предложу им выяснить конкретных виновных и доложить.
Г. После рабочего дня проведу собрание команды, публично потребую выявления виновных и их наказания.