Тема 1. Введение в психодиагностику
ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Учебно-методический комплекс
Основной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 030301.65- «Психология»
для очной, очно-заочной и заочной форм обучения
Санкт-Петербург
200__
Основы групповой психотерапии: Учебно-методический комплекс основной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности по специальности 030301.65 - «Психология»/ Сост. Велижанин А.М.– СПб.: МИЭП, 2009 . – __ с.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины является частью основной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 030301.65 - «Психология» для очной, очно-заочной и заочной форм обучения. Настоящий Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по указанной специальности, устанавливающим требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки психолога, рекомендаций учебно-методического объединения по психологическому образованию вузов РФ, квалификационными характеристиками выпускника и с учетом опыта преподавания указанной дисциплины в вузах России.
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры Межрегионального института экономики и права ___ ___________ 200__ г., протокол №___.
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании Учебно-методического совета Межрегионального института экономики и права ___ ___________ 200__ г., протокол №___.
Рецензенты:
© Межрегиональный институт экономики и права, 2009, Велижанин А.М.
Содержание
Раздел I. Рабочая учебная программа дисциплины
1. Требования государственного образовательного стандарта
2. Введение (организационно-методический раздел)
3. Тематический план (структура учебной дисциплины по видам учебных занятий с указанием их объемов).
4. Программа (содержание) учебной дисциплины.
5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
5.1. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя (Приложение № 1).
5.2. Методические указания для студентов
5.2.1. Планы семинарских и практических занятий.
5.2.2. Методические указания для студентов по подготовке к семинарским и практическим занятиям.
5.3. Самостоятельная работа студентов.
5.3.1. Методические указания для студентов по организации и выполнению самостоятельной работы.
5.3.2. Темы (варианты) контрольных работ и заданий.
5.3.3. Методические указания студентам по выполнению контрольных работ и заданий.
5.3.4. Темы курсовых работ.
5.3.5. Методические указания студентам по выполнению курсовых работ.
5.4. Перечень нормативных актов, основной и дополнительной литературы.
6. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Раздел II. Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
7. Формы промежуточного и итогового контроля.
7.1. Содержание и порядок проведения промежуточных аттестаций.
7.2. Содержание и порядок проведения итоговых аттестаций.
7.2.1. Вопросы для подготовки к экзамену.
7.3. Требования к уровню освоения программы учебной дисциплины.
9. Экзаменационные билеты (Приложение № 2).
Титульный лист:
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТУ ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
_______________________
кафедра психофизиологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор
по учебно-методической работе
_____________________ Е.Е. Ланина
«___» ____________ 200__ г.
ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Рабочая учебная программа дисциплины
По основной образовательной программе высшего профессионального образования по специальности 030301.65 - «Психология»
для очной, очно-заочной и заочной форм обучения
Всего часов – 72 , в том числе
1) для очной формы обучения аудиторных - 48, из них:
- лекции – 32;
- семинары – 16;
- практические занятия – ___, а также:
- самостоятельная работа – 24
2) для очно- заочной формы обучения аудиторных – 24, из них:
- лекции – 16;
- семинары – 8;
- практические занятия – ___, а также:
- самостоятельная работа – 48;
3) для заочной формы обучения аудиторных - 12 из них:
- лекции – 12;
- семинары – ___;
- практические занятия – ___, а также:
- самостоятельная работа – 60.
Санкт-Петербург
200__
Назв. дисциплины: рабочая учебная программа дисциплины по основной образовательной программе высшего профессионального образования по специальности 030301.65 - «Психология» для очной, очно-заочной и заочной форм обучения / Сост. – СПб.: МИЭП, 200__ . – __ с.
Рабочая учебная программа дисциплины является частью учебно-методического комплекса основной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 030301.65 - «Психология» Настоящая программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по указанной специальности, устанавливающим требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки психолога, рекомендаций учебно-методического объединения по психологическому образованию вузов РФ, квалификационными характеристиками выпускника и с учетом опыта преподавания указанной дисциплины в вузах России.
Рабочая учебная программа дисциплины обсуждена и одобрена на заседании кафедры Межрегионального института экономики и права ___ ___________ 200__ г., протокол №___.
Рабочая учебная программа дисциплины обсуждена и одобрена на заседании Учебно-методического совета Межрегионального института экономики и права ___ ___________ 200__ г., протокол №___.
Рецензенты:
© Межрегиональный институт экономики и права, 200__
Раздел I. Рабочая учебная программа дисциплины
1. Требования государственного образовательного стандарта.
Предмет и задачи психодиагностики. История разви тия методов психодиагностики. Научные методы постановки психологического диагноза. Возрастная и дифференциальная психодиагностика. Профессионально-этические нормы работы психодиагноста. Фактор личного контакта в психодиагностическом исследовании. Психометрические критерии научности методов психодиагностики надежность, валидность, достоверность диагностических методик. Тестовые нормы. Стандартизованные и нестандартизованные диагностические методики. Способы проведения диагностической работы со школьниками различных возрастных групп и со взрослыми. Индивидуальная и групповая диагностика. Этапы психодиагностического исследования. Планирование психодиагностической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач. Комплекс методик, необходимых для диагностической работы. Использование психодиагностической информации для формулировки педагогических рекомендаций и разработки программ коррекционно-развивающей работы. Развитие психодиагностической функции учителя.
2. Введение (организационно-методический раздел).
Пособие предназначено для студентов образовательных учреждений по специальности 030301 «Психология». Данная учебная программа предназначена для студентов дневного, очно-заочного, заочного отделений факультета психологии МИЭП.
Целью изучения данной дисциплины является формирование представлений о теоретических, прикладных и инструментальных аспектах психодиагностики как научной и практической области психологических знаний, а также актуальных проблемах, задачах и перспективах развития современной психодиагностики, понимания роли и функций психодиагностики в профессиональной психологической деятельности.
Преподавание дисциплины направлено на достижение следующих задач:
· ознакомить с важнейшими отраслями и этапами развития психодиагностики;
· сформировать представление об основных подходах, направлениях и концепциях, сферах применения и использования психодиагностических методик;
· ознакомить с содержанием профессионально-этических норм психодиагноста;
· сформировать навыки организации процесса психологического тестирования;
· ознакомить с диагностическими методиками, используемыми в психологической практике, их возможностями и ограничениями, преимуществами и недостатками;
· обучить способам обработки и интерпретации результатов методик, написанию заключений на их основе;
· ознакомить с компьютерной психодиагностикой;
· ознакомить с процедурой разработки психодиагностических методик;
· сформировать умение оценивать качество психодиагностических методик;
· показать возможности использования психодиагностических методик в практической и научно-исследовательской работе.
В результате изучения дисциплины студенты должны
знать:
· научные основы психодиагностики;
· принципы построения диагностических методик;
· особенности диагностируемых качеств;
· закономерности процесса психодиагностики и основных характеристик ее многообразного инструментария;
· конкретные области использования и применения психодиагностических методик
уметь:
• организовывать процесс психологического тестирования;
• применять конкретные психодиагностические методики в различ-
• ных сферах психологической деятельности;
• обрабатывать и интерпретировать результаты методик, формули-
• ровать заключения на их основе;
• работать с компьютеризированными психодиагностическими ме-
• тодиками;
• разрабатывать психодиагностические методики;
• оценивать качество психодиагностических методик;
• использовать психодиагностические методики в практической и
• научно-исследовательской работе.
Методика занятий по курсу включает проведение:
o лекционных занятий, которые предполагают проблемное изложение материала, а также лекции-беседы со студентами.
o семинаров, которые предполагают дискуссии, чтение и обсуждение докладов.
o Практических занятий, которые предполагают отработку студентами практических умений и навыков ведения психодиагностической работы, применение различных психодиагностических методов.
Самостоятельная работа студента предполагает изучение конспектов лекций, ознакомление с рекомендуемой научной литературой, перечень которой представлен ниже, подготовку докладов согласно планам проведения семинаров.
Текущий контроль знаний осуществляется на семинарский занятиях в ходе чтения и обсуждения докладов, итоговая форма контроля - экзамен.
Взаимосвязь учебной дисциплины с другими учебными дисциплинами (междисциплинарные связи): Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой. Теоретические основы психодиагностики задаются соответствующими областями психологической науки: общая психология, дифференциальная психология, психология личности, психология развития и возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология, психология труда, клиническая психология и психофизиология. Методические средства психодиагностики основаны на следующих дисциплинах: экспериментальная психология, общий психологический практикум, математические методы в психологии.
3. Тематический план (структура учебной дисциплины по видам учебных занятий с указанием их объемов).
для очной формы обучения (срок обучения 5 лет)
Общее количество часов – 72, аудиторных занятий – 48 часов, самостоятельная работа – 24 часов
№ п\п | Наименование разделов и тем | Все-го ча-сов | Все-го ауд. занят | Распределение объема дисциплины по видам занятий | Сам. ра-бота | ||||
Лекций | Сем. занят. | Пр. занят. | |||||||
1 семестр, 5 курс | |||||||||
1. | Тема 1. Введение в психодиагностику | - | - | ||||||
2. | Тема 2. Психометрические основы психодиагностики | - | - | ||||||
3. | Тема 3.Области психологического тестирования | - | - | ||||||
4. | Тема 4. Психодиагностика когнитивных способностей | - | |||||||
5. | Тема 5. Диагностика психомоторики, свойств нервной системы и темперамента | - | |||||||
6. | Тема 6. Многофакторные личностные опросники | - | - | ||||||
7. | Тема 7.Проективная психодиагностика | ||||||||
8. | Тема 8. Психодиагностика личностных качеств, проблем и возможностей | ||||||||
9. | Тема 9. Психодиагностика эмоционально-мотивационной сферы и функциональных состояний личности | ||||||||
10. | Тема 10.Психодиагностика профессиональной деятельности | ||||||||
11. | Тема 11. Психодиагностика общения, групповых и семейных отношений | ||||||||
Итого за семестр: | - | ||||||||
Итого за учебный год: | - | ||||||||
Итого по курсу: | - | ||||||||
для очно-заочной формы обучения (срок обучения 6 лет)
Общее количество часов – 72, аудиторных занятий – 24 часа, самостоятельная работа – 48 часов
№ п\п | Наименование разделов и тем | Все-го ча-сов | Все-го ауд. занят | Распределение объема дисциплины по видам занятий | Сам. ра-бота | ||||
Лекций | Сем. занят. | Пр. занят. | |||||||
1 семестр, 5 курс | |||||||||
1. | Тема 1. Введение в психодиагностику | - | - | ||||||
2. | Тема 2. Психометрические основы психодиагностики | - | - | ||||||
3. | Тема 3.Области психологического тестирования | - | - | ||||||
4. | Тема 4. Психодиагностика когнитивных способностей | - | |||||||
5. | Тема 5. Диагностика психомоторики, свойств нервной системы и темперамента | - | |||||||
6. | Тема 6. Многофакторные личностные опросники | - | - | ||||||
7. | Тема 7.Проективная психодиагностика | ||||||||
8. | Тема 8. Психодиагностика личностных качеств, проблем и возможностей | ||||||||
9. | Тема 9. Психодиагностика эмоционально-мотивационной сферы и функциональных состояний личности | ||||||||
10. | Тема 10.Психодиагностика профессиональной деятельности | ||||||||
11. | Тема 11. Психодиагностика общения, групповых и семейных отношений | ||||||||
Итого за семестр: | - | ||||||||
Итого за учебный год: | - | ||||||||
Итого по курсу: | - | ||||||||
для заочной формы обучения (срок обучения 6 лет)
Общее количество часов – 72 , аудиторных занятий – 12 часов, самостоятельная работа – 60 часов
№ п\п | Наименование разделов и тем | Все-го ча-сов | Все-го ауд. занят | Распределение объема дисциплины по видам занятий | Сам. ра-бота | ||||
Лекций | Сем. занят. | Пр. занят. | |||||||
1 семестр, 5 курс | |||||||||
1. | Тема 1. Введение в психодиагностику | - | - | ||||||
2. | Тема 2. Психометрические основы психодиагностики | - | - | ||||||
3. | Тема 3.Области психологического тестирования | - | - | ||||||
4. | Тема 4. Психодиагностика когнитивных способностей | - | |||||||
5. | Тема 5. Диагностика психомоторики, свойств нервной системы и темперамента | - | |||||||
6. | Тема 6. Многофакторные личностные опросники | - | - | ||||||
7. | Тема 7.Проективная психодиагностика | ||||||||
8. | Тема 8. Психодиагностика личностных качеств, проблем и возможностей | ||||||||
9. | Тема 9. Психодиагностика эмоционально-мотивационной сферы и функциональных состояний личности | ||||||||
10. | Тема 10.Психодиагностика профессиональной деятельности | ||||||||
11. | Тема 11. Психодиагностика общения, групповых и семейных отношений | ||||||||
Итого за семестр: | - | ||||||||
Итого за учебный год: | - | ||||||||
Итого по курсу: | - | ||||||||
4. Программа (содержание) учебной дисциплины.
Тема 1. Введение в психодиагностику
Введение в дисциплину
Предмет, цели и задачи психодиагностики. Психологическое тестирование, психодиагностика и психологическая оценка. Определение психодиагностики как науки, разрабатывающей и использующей методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека.