Последствия психологической травмы. организация жизни человека, пережившего психологическую травму

С точки зрения М.Ш. Магомед-Эминова, последствия психологической травмы можно разделить на негативные, нейтральные и позитивные (М.Ш. Магомед-Эминов, 1998, 2005).

К негативным автор относит:

– посттравматические стрессовые синдромы (ОСР, ПТСР, синдром смыслоутратности, аффективно-агрессивный синдром и др.);

– собственно психопатологические состояния и реакции;

– соматические патологии (ранения, повреждения, контузии, черепно-мозговые травмы и др.);

– разнообразные их сочетания и вариации.

К нейтральным – все адаптационно-транзиторные реакции, социально-психологические последствия травмы (СППТ), отдельные симптомы.

Позитивные последствия – это посттравматические трансформации личности (в том числе рост и развитие).

Такое жизненное событие как травма способствует разрушению мира личности и разделению жизненного процесса на определенные этапы, стадии человеческого существования: «до-мир», «в-мир», «пост-мир». Важно, считает Магомед-Эминов, увидеть этот мир целостно, проанализировать, осмыслить свою жизнь и стать на путь ее организации. По мнению автора, организация жизни определяется различными параметрами: экстенсивность, интенсивность, устойчивость, удовлетворенность, самореализованность.

Под экстенсивностью понимается широта отношений с миром, открытость новому опыту, многообразие жизненных сфер человека. Это так называемое «горизонтальное измерение» жизни.

Интенсивность указывает на «вертикальное измерение» и касается глубинно-вертикальной организации мотивов, интенсивности вкладывания жизненной энергии в определенную сферу. Интенсивность и экстенсивность способствуют, прежде всего, проявлению активности личности в решении жизненных задач, вовлеченности человека в жизненные сферы, расширение сознания, переживание полноты и насыщенности жизни, что дает возможность говорить о самореализации человека.

Устойчивость существования в определенной жизненной сфере важна для самоосуществления, самореализованности человека и чувства удовлетворенности жизнью.

Все эти переменные в единстве, по мнению Магомед-Эминова, могут характеризовать эффективную организацию жизни человека. Обобщенные исследования и анализ организации жизни людей, переживших трудные или экстремальные ситуации, позволили выделить несколько способов:

1. Дезорганизация, нестабильность в организации жизни. Основная жизненная энергия и ресурсы прикованы анормальным опытом, жизненная ориентация негативна и фиксирована негативным прошлым. Прошлый опыт оказывает негативное влияние на сегодняшнюю жизнь. Все стороны жизни (работа, семья, отношения и т. д.) становятся неэффективными. Человек как бы «зависает» в бездействии, что может привести к стагнации внутренних потенциалов и ресурсов.

2. Неустойчивость, непоследовательность в организации жизни. Непостоянство жизненных отношений, частая смена занятий, мест работы, друзей. Периоды устроенности перемежевываются с периодами беспорядка.

3. Суженность, частичность в организации жизни, сочетающаяся с инфантилизацией (примитивизацией) личности. Низкие показатели экстенсивности и интенсивности. Жизнь непритязательная, не ориентированная на достижения, рост и развитие личности. Человек ко всему равнодушен, ни к чему не стремится.

4. Стабильность в организации жизни, устойчивость, уравновешенность психической организации человека. Человек эффективно решает встающие перед ним жизненные задачи. Прошлое еще дает о себе знать, но не мешает стабильной организации жизни.

5. Становление и стремление к более высокому уровню жизни. Человек овладевает более высокими сферами жизни и добивается лучшего качества жизни. Он самостоятелен, инициативен, предприимчив, решителен, характеризуется позитивным отношением к жизни (М.Ш. Магомед-Эминов).

Первые три способа отличаются регрессивностью, примитивностью и инфантильностью. На основании этого целесообразно говорить о регрессивной адаптации, характеризующейся деформацией личности, недоразвитием, задержкой развития отдельных субличностей. К разновидностям регрессивной адаптации относят и дезадаптацию или неудачу адаптации. При дезадаптации возникают антисоциальные установки, которые способствуют не только деформации мотивационной структуры личности, но и формированию деструктивной мотивации.

Как видим, в рамках анализа феномена экстремальной и трудной жизненной ситуаций невозможно обойти стороной проблему адаптации индивида. Хотя мнение психологов относительно данной категории неоднозначно. Мы находим множество противоречий относительно качественных характеристик процесса адаптации, классификации видов адаптации, типов изменений, связанных с адаптацией. Кроме этого, понятие «адаптанта» в психологии личности имеет негативный оттенок приспособленчества, беспринципности, иждивенчества и т. д.

В последнее время при анализе характеристик поведения личности в трудных и экстремальных ситуациях психологи чаще обращаются к рассмотрению уровней трансформации личности через адаптациогенез. При этом отмечается, что предпосылки для дальнейшего развития той или иной биологической системы формируются еще в прежней среде. Важным теоретико-методологическим шагом в постановке и решении вопроса о структуре адаптациогенеза и его динамике является теория трех фаз этого процесса: преадаптация, инадаптация, постадаптация.

Преадаптация – это использование уже готовых элементов внутренней структуры адаптанта, заранее приспособленных форм при внезапных изменениях среды. Эта фаза предполагает наличие у субъекта адаптации потенциально полезных признаков (ценностей, навыков, образцов поведения) наряду с функционирующими. Выделение преадаптации базируется на теории предварительной приспособленности, созданной Л. Кено. Он впервые обратил внимание на то, что некоторые признаки, составляя потенциал нереализованной возможности приспособления, могут оказаться полезными при неблагоприятных условиях среды и перейти в необходимые. С психологической точки зрения, к внутренней структуре адаптанта можно отнести его личностные особенности: способности, темпераментные особенности, характерологические данные и т. д. (М.Ш. Магомед-Эминов).

Инадаптация – это собственно адаптация. Или нормативная адаптация.

Постадаптация – частичное совершенствование, дошлифовка приобретенной адаптации. Однако в естественно-научной и философской литературе есть и другое толкование данного термина, которое весьма легко вписывается в психологический контекст. Под постадаптацией понимается прошлый опыт субъекта адаптации. Постадаптация имеет два аспекта: адаптогенез и трансадаптация. Адаптогенез – это постадаптация, предполагающая нарушение адаптации, но направленная на созидание нового уровня адаптации, выходящего за пределы прежнего. Трансадаптация – адаптация, связанная с самореализацией, самоутверждением и трансценденцией личности. Трансценденция понимается как «переход», «преодоление» личного бытия. Человек способен выходить за пределы своего бытия, занимать позицию по отношению к нему, т. е. превращается в стороннего наблюдателя жизни. Трансадаптация – состояние, в котором человек выходит за пределы адаптации, созидая, конструируя новую реальность, актуализируя потенциальные способности своей личности, иными словами, авторство своей жизни.

Понятно, что четкого временного раздела между тремя этими стадиями не существует, границы между ними размыты. Условия для каждой последующей стадии зарождаются в недрах предыдущей. Качественная характеристика уровня трансформации личности зависит еще и от индивидуальных особенностей личности, от выбора ею стратегий преодоления сложных жизненных ситуаций.

Н.Г. Осухова (2006) считает, что прохождение через трудные жизненные и экстремальные ситуации приводит к рассогласованию в работе базисного механизма бытия и развития личности – «идентификация-обособление». Включается так называемый глубинный психологический механизм защиты – отчуждение. Механизм отчуждения проявляется в разнообразных формах: отчуждение от дела, от государства, от общества и, в конце концов, от самого себя. Это способствует искажению мира личности в целом и формированию негативных отношений к «виновникам» своего несчастья. Н.Г. Осухова выделяет три типа искажений в содержании образа мира (прежде всего – в содержании образа Я):

– комплекс отверженности, характеризующийся отчуждением от других людей, разобщенностью, холодностью;

– уход в мир фантазий (иногда вплоть до образования двух параллельных жизней;

– комплекс жертвы, который выражается в сочетании таких психических реакций, как апатия, отказ от ответственности за себя и других, беспомощность, безнадежность, снижение самооценки и т. д. (Н.Г. Осухова, 2006).

Таким образом, при переживании трудных жизненных ситуаций появляется состояние динамического рассогласования, вызывающее негативные функциональные состояния, нарушения психологической регуляции деятельности, снижающее эффективность деятельности. Такая ситуация может в крайнем случае приводить к необратимым изменениям психики. При долговременном соприкосновении с опасностью характерен феномен «социального выгорания», различные формы девиантного поведения, посттравматический синдром, формирование различных комплексов (отверженности, уход в мир фантазий, комплекс «жертвы») и др. Для того чтобы справиться с ситуацией требуется максимальная мобилизация ресурсов организма человека.

Психологический практикум: Материал для обсуждения.

Стакан соевого соуса

Это случилось в дзэнском храме в Японии. Однажды утром произошло очень страшное событие – большое землетрясение. Половина храма рухнула. Священник, претендовавший на то, что он настоящий человек дзэн, немедленно собрал своих учеников и сказал:

– Посмотрите. Теперь вы должны увидеть, что представляет собой настоящее качество человека дзэн. Произошло землетрясение, но во мне ни на йоту не было страха. Я оставался таким, как будто ничего не происходило. И это еще не все. Вы, должно быть, заметили, как после окончания землетрясения я пошел на кухню, поскольку испытывал жажду, и выпил большой стакан воды. Вы видели, что мои руки даже не дрожали, когда я держал стакан?

Один ученик улыбнулся. Священник почувствовал раздражение и спросил:

– Почему ты смеешься?

– Ваше преподобие, то был не стакан воды. То, что Вы выпили, был большой стакан соевого соуса!

Домашнее задание: Написать сочинение, эссе, очерк на тему «Мир психической травмы» или «Характеристика внутреннего мира травмы» на основании анализа первоисточника Д. Калшед «Внутренний мир травмы. Архетипические защиты личностного духа».

Наши рекомендации