Дидактические принципы
Активность школьников на уроках физической культуры определяется тем, как учитель соблюдает дидактические принципы организации педагогического процесса. В рамках данного учебного пособия не представляется возможным рассмотреть все существующие принципы, которые условно делятся на две группы: одна отражает мировоззренческую сторону процесса обучения-учения, другая - процессуально-техническую.
Вероятно, следует остановиться на тех, которые могут способствовать повышению учебной активности учащихся. Основными из них являются следующие:
принцип оптимальной трудности заданий: упражнение, даваемое ученикам для выполнения, должно быть посильно для них и в то же время принуждать их прилагать значительные усилия; определяя оптимальные трудности задания, учителю необходимо учитывать следующие факторы: 1) координационную сложность упражнения; 2) величину затрачиваемых физических усилий; 3) боязнь учащихся не справиться с упражнением; 4) степень осмысления учащимися сложности задания;
принцип сознательности: ученики должны осознать роль физических упражнений в моральном, волевом, эстетическом и этическом воспитании, значение гиподинамии для здоровья человека, необходимость физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности;
принцип связи обучения с практической жизнью: сознательное усвоение учебного материала отмечается в полной мере только в том случае, если оно имеет для ученика определенный жизненный смысл, поэтому учитель должен постоянно показывать школьникам связь изучаемых упражнений с практической жизнью, акцентируя внимание учеников не на технической чистоте исполнения упражнений, а на их значимости для развития психических и физических качеств, двигательных умений и навыков;
принцип индивидуализации: этот термин обозначает вовсе не индивидуальную работу с отдельным учеником, а индивидуальные особенности каждого школьника, которые следует учитывать учителю.
На уроках физической культуры принцип индивидуализации проявляется в выборе и выполнении учебных заданий: у каждого человека складывается собственный темп овладения учебным материалом (в зависимости от способностей, уровня подготовленности, типологических особенностей темперамента и характера) и индивидуальный оптимальный уровень нагрузки (в психофизиологическом аспекте). В соответствии с этим учитель физической культуры обязан индивидуализировать меру воздействия на учеников.
Вопросы для самоконтроля
1. Как создать у учеников «ориентировочную основу деятельности» на уроке физической культуры?
2. Какие особенности произвольного внимания следует использовать учителю физической культуры в работе с младшими школьниками?
3. Какие способы поддержания устойчивого внимания у школьников на уроках физической культуры вы можете назвать?
4. Что характерно для восприятия удаленности и глубины объектов и восприятия движения?
5. В чем состоит особенность восприятия темпа и ритма?
6. Для чего необходима оптимизация учебной информации?
7. Как развивать у школьников творческое мышление на уроках физической культуры?
8. Перечислите возрастные особенности, которые помогают прочно запоминать параметры движений.
9. Какие факторы определяют активность школьников на уроках физической культуры?
10. Назовите основные факторы, способствующие повышению эмоциональности на уроке.
11. Какие дидактические принципы организации учебного процесса, способствующие повышению активности школьников при занятии физическими упражнениями, вы знаете?
12. Охарактеризуйте термин принцип индивидуализации.
Рекомендуемая литература
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. -М., 1981.
Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. — М., 1986.
Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М., 1987.
Ильясов И.И. Структура процесса учения. — М., 1986.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. — Ростов н/Д., 1997.
Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М., 1976.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пособие. — 2-е изд. — М., 1997.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. культуры. - М., 1991.
Глава 3