Дисфункциональные последствия конфликтов
Функциональные последствия конфликтов
· Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы.
· Совместно и добровольно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
· Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем.
· Эффективное разрешение конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый “синдром покорности” – страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старшего по должности.
· Улучшаются отношения между людьми.
· Люди перестают рассматривать наличие разногласий как “зло”, всегда приводящее к дурным последствиям.
Дисфункциональные последствия конфликтов
· Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
· Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
· Представление о противоположной стороне как о “враге”, о своей позиции – как об исключительно положительной, о позиции оппонента – только как об отрицательной.
· Сворачивание или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной, препятствующее решению производственных задач.
· Убеждение, что “победа” в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
· Чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение, текучесть кадров.
- Понятие функции конфликта
В общественных науках функция (от лат. functio – совершение, исполнение) означает значение и роль, которую определенный социальный институт или частный социальный процесс выполняет относительно потребностей социальной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее общностей, социальных групп и индивидов. В соответствии с этим под функцией конфликта мы будем понимать ту роль. которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам.
Различают явные и латентные (скрытые) функции конфликта.
1. Явные функции конфликта характеризуются тем, что его последствия совпадают с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты конфликта. Например, если правительство России, начиная военные действия с чеченскими бандитскими формированиями, заявило об их ликвидации и на самом деле добилось этого. Явная функция конфликта – это также победа шахтеров в их конфликте с администрацией, если они преследовали именно эту цель.
2. Скрытые (латентные) функции конфликта – такие, когда его последствия обнаруживаются лишь с течением времени и которые в определенной степени отличаются от намерений, ранее провозглашенных участниками конфликта. Латентные функции могут выражаться также в том, что его последствия вообще могут оказаться неожиданными и не отвечающими целям участников конфликта.
- Конструктивные функции конфликта
Общие конструктивные функции конфликта
1. Конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречии и проблем в обществе, организации, группе. Кроме того, конфликт свидетельствует о том, что эти противоречия достигли уже большой зрелости и необходимо принимать неотложные меры по их устранению. Таким образом, всякий конфликт выполняет информационную функцию, дает дополнительные импульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве.
2. Конфликт является формой разрешения противоречий. Его развитие способствует устранению тех недостатков и просчетов в социальной организации, которые привели к конфликту.
3. Конфликт способствует снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает «выпустить пар», разрядить обстановку и снять накопившуюся напряженность.
4. Конфликт может выполнять интегративную, объединительную функцию. Перед лицом внешней угрозы группа использует все свои ресурсы для сплочения и противоборства с внешним врагом. Кроме того, сама задача решения возникших проблем объединяет людей. В поисках выхода из конфликта вырабатываются взаимопонимание и чувство причастности к решению общей задачи.
5. Разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной системы, ибо при этом ликвидируются источники неудовлетворенности– Стороны конфликта, наученные «горьким опытом», в будущем будут больше расположены к сотрудничеству, нежели к конфликту. Помимо этого, разрешение конфликта может предотвратить более серьезные конфликты, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился.
6. Конфликт интенсифицирует и стимулирует групповое творчество, способствует мобилизации энергии для решения стоящих перед субъектами задач. В процессе поиска путей разрешения конфликта происходит активизация анализа трудных ситуаций, разрабатываются новые подходы, идеи, инновационные технологии и т.д.
7. Конфликт может служить средством выяснения соотношения сил социальных групп или общностей и тем самым может предостеречь от последующих более разрушительных конфликтов.
8. Конфликт может служить средством для возникновения новых норм общения между людьми или помочь наполнить новым содержанием старые нормы.
- Деструктивные функции конфликта
Общие деструктивные функции конфликта
1. Конфликт может быть связан с насильственными методами его разрешения, в результате могут быть большие человеческие жертвы и материальные потери. Помимо сторон, участвующих в военном конфликте, от него могут пострадать и мирные жители.
2. Конфликт может привести стороны противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации.
3. Конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества. Более того он может вызвать стагнацию и кризис общественного развития, возникновение диктаторских и тоталитаристских режимов.
4. Конфликт может способствовать дезинтеграции общества, разрушению социальных коммуникаций и социокулътурному отчуждению социальных образований внутри общественной системы.
5. Конфликт может сопровождаться нарастанием в обществе настроений пессимизма и упадком нравов.
6. Конфликт может повлечь за собой новые, более деструктивные конфликты.
7. Конфликт в организациях часто приводит к снижению уровня организации системы, снижению дисциплины и эффективности деятельности.
- Динамика конфликта
Динамика конфликта – это и есть процесс его изменения. Всякий конфликт может быть представлен тремя этапами:
1) начало;
2) развитие;
3) завершение.
К конфликту примыкают еще два периода: предконфликтный и послеконфликтный.
Таким образом, общая схема динамики конфликта складывается из следующих периодов:
1) предконфликтная ситуация (латентный период);
2) открытый конфликт (собственно конфликт):
• инцидент (начало конфликта),
• эскалация (развитие) конфликта,
• завершение конфликта;
3) послеконфликтный период.
31. Фазы и стадии развития конфликта.
- Предупреждение и разрешение конфликтов в организации. Управление конфликтами.
- Способы диагностики, предупреждения, профилактики, разрешения конфликтов
- Стили конфликтного поведения
- Характеристика основных стилей поведения в конфликте.