Вопрос 3. Физиологические основы процессов воображения

Воображение, как и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий. Ученые предполагают, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. Это гипоталамо-лимбическая система.

Мозг оказывает регулирующее воздействие на периферические части организма, изменяет процесс их функционирования. Приведем примеры. Когда Флобер писал сцену отравления героини романа «Госпожа Бовари», он ощущал во рту вкус мышьяка. У Вольтера ежегодно в годовщину Варфоломеевской ночи начинался приступ лихорадки: повышалась температура, резко учащался пульс. Шерешевский, человек с феноменальной памятью и яркостью образов воображения, мог ускорять ритм работы сердца (представлял себя бегущим за трамваем), замедлять его (представлял себя лежащим на постели), мог повысить температуру правой руки на 2 градуса (представлял, что его правая рука лежит на краю горячей плиты), а температуру левой руки понизить на 1,5 градуса (представлял, что держит кусок льда).

Известны идеомоторные акты, в которых сказывается реактивность сосудистой системы. Это движения, которые возникают тогда, когда человек только представляет их себе. Например, представьте себе, что маятник – нитка с грузом – начинает описывать круги. Через некоторое время это и происходит. Яркое представление движения вызывает нерегистрируемые сознанием мышечные усилия, которые и приводят в круговое движение маятник.

Вопрос 4. Виды воображения

Студенты самостоятельно разрабатывают указанную тему, собирают материал, затем на занятии проводится обсуждение.

Вопрос 5. Индивидуальные особенности воображения

Воображение различается у людей по нескольким признакам: яркости образов; степени их реалистичности и правдивости, новизне и оригинальности; широте воображения; произвольности, т.е. умению подчинять воображение поставленной задаче (высокоорганизованное и неорганизованное воображение); типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек (зрительные, слуховые и другие); устойчивости.

Б.Б. Айсмонтас относит к индивидуально-типологическим особенностям воображения: образность воссоздающего воображения (взаимность сигнальных систем); рефлексивные возможности; творческие возможности индивида; подчинение настоящего перспективным целям; одухотворенность, романтизм, мечтательность; способность предвидения событий.

И.В. Дубровина и другие психологи полагают, что индивидуальные особенности воображения определяются степенью легкости и трудности, с какой человеку вообще дается процесс воображения; характеристикой самого создаваемого образа (нелепость или оригинальная находка решения); личностной направленностью (в какой области ярче, быстрее происходит создание новых образов).

Вопрос 6. Развитие воображения детей

По Т. Рибо, в развитии воображения есть четыре стадии. Первая стадия – переход от пассивного воображения к творческому, начиная с подражания; вторая – анимизм, или одушевление, окружающих предметов; третья – игра; четвертая – романтическая стадия.

Факторы и условия, влияющие на развитие воображения: кругозор детей; выразительность речи преподавателей; выполнение деятельности, требующей воображения; обучение сознательному использованию эвристических методов, т.е. методов получения новых знаний.

И.В. Дубровина и другие исследователи полагают, что основное условие развития воображения ребенка – включение его в самую разнообразную деятельность. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения – основы всякой творческой деятельности. Воображение можно тренировать и развивать разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам. Надо научить детей видеть самые привычные вещи с неожиданной, новой стороны, что является необходимым условием творчества. Большое значение для развития творческого воображения детей имеют различные кружки: художественные, литературные, технические, юных натуралистов и прочие. Младшие школьники с удовольствием придумывают сказки, пишут сочинения, в том числе на свободную тему. Можно придумать множество заданий для развития воображения в поездке за город: «Представьте, что мы заблудились», «Мы на необитаемом острове». Далее дети разыгрывают сюжет, а взрослый тактично направляет буйную фантазию, учит ребят контролировать свое воображение.

Можно выделить следующие этапы творческого воображения:

1. Возникновение творческой идеи;

2. «Вынашивание» замысла;

3. Его реализация.

Контрольные вопросы

1. Дайте определения понятия «воображение».

2. Перечислите функции воображения.

3. Охарактеризуйте физиологические основы воображения.

4. Подготовьте самостоятельно материал о видах воображения.

5. Каковы индивидуальные особенности воображения?

Тема 11. Интеллект

Вопрос 1. Понятие об интеллекте

Интеллект (от латинского разумение, понимание, постижение) – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отождествляется с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни.

В настоящее время существует, как минимум, три трактовки понятия интеллекта:

1. Биологическая трактовка: это способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации;

2. Педагогическая трактовка: это способность к обучению, обучаемость;

3. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как способность адаптации средств к цели. Здесь интеллект – это совокупность тех или иных способностей.

Вопрос 2. Этапы изучения интеллекта

Попытка изучения продуктивных творческих компонентов интеллекта была предпринята представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В.Келер), разработавшими понятие инсайта. В начале 20-го века французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов. Эти работы положили начало широко распространенной и сейчас прагматистской трактовки интеллекта как способности справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспосабливаться к ситуациям.

Были проведены различные исследования структуры интеллекта. Так, Спирмен (1904 год) сформулировал следующее: интеллект не зависит от прочих личностных черт человека; он не включает в свою структуру неинтеллектуальные качества (интересы, мотивация достижений, тревожность и др.). Интеллект выступает как общий фактор умственной энергии. Учеными выделяется различное количество базовых факторов интеллекта: от 1-2 до 120. Такое дробление интеллекта препятствует пониманию его целостности. Советская психология исходила из принципа единства интеллекта, его связи с личностью и признавала зависимость интеллектуальных способностей человека от социально-экономических условий его жизни.

В 1938 году Терстоун с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

1) счетную способность, способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2) вербальную (словесную) гибкость, легкость, с которой человек может объясняться, находить подходящие слова;

3) вербальное восприятие, способность понимать устную и письменную речь;

4) пространственную ориентацию, способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

5) память;

6) способность к рассуждению;

7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Как показали дальнейшие исследования, факторы интеллекта, или первичные умственные потенции, коррелируют, связаны друг с другом, что говорит о существовании единого генерального фактора.

В 1959 году Дж. Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта, исходя из трех позиций: для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции, каково их содержание (образное, символическое, поведенческое, др.).

По мнению Кэттела (1967 г.), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию, рассуждению. Примерно к 20-ти годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. Уровень потенциального или свободного интеллекта определяется уровнем развития третичных зон коры больших полушарий головного мозга. Частные факторы интеллекта определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон мозга. Потенциальный интеллект определяет первичное накопление знаний. Также формируется «кристаллический» интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта. Этот вид интеллекта образуется именно при решении задач адаптации к окружающей среде и требует развития одних способностей за счет других, а также приобретения конкретных навыков. «Кристаллический» интеллект определяется мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит человек.

Хебб (1974 г.) выделяет интеллект А – тот потенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных способностей личности, и интеллект В, который формируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой. Оценить можно только этот «результирующий» интеллект, наблюдая, как совершает умственные операции человек. Поэтому мы никогда не сможем узнать, что представлял собой интеллект А.

Вопрос 3. Факторы развития интеллекта

Врожденные факторы. Это генетические факторы наследственности, хромосомные аномалии: болезнь Дауна, сопровождаемая нарушением умственного развития ребенка, вызывается: а) наличием лишней третьей хромосомы из 21-й пары хромосом, б) пожилым возрастом родителей, неполноценным питанием и определенными заболеваниями матери во время беременности. Например, недостаток йода в рационе питания матери может обусловливать кретинизм ребенка; краснуха у матери в начале беременности – необратимые дефекты зрения, слуха, интеллектуальных функций ребенка; злоупотребление будущей матери антибиотиками, транквилизаторами, даже аспирином, употребление алкоголя и курение может привести к значительной задержке умственного развития ребенка.

Факторы окружающей среды: питание ребенка; эмоциональное общение ребенка с матерью, взрослыми людьми: чем меньше общения со взрослыми, тем медленнее происходит интеллектуальное развитие; социальное положение семьи (обеспеченные семьи имеют больше возможностей для интеллектуального развития ребенка); влияют и методы обучения ребенка, здесь к традиционным методам следует добавить творческие, поисковые, проблемные методы обучения.

Вопрос 4. Оценка интеллекта

Наибольшей популярностью пользуется «коэффициент интеллектуальности», IQ, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями его возрастной и профессиональной группы. Среднее значение – 100 баллов, самые высокие показатели – к 200. Люди со средним интеллектом - от 84 до 116 баллов; люди со сниженным интеллектом – от 10 до 84; люди с высокими интеллектуальными способностями – от 116 до 180 баллов.

Термин «олигофрения» («малоумие») обозначает врожденную недоразвитость интеллекта, симптомы: слабость абстрактного мышления, неспособность к обобщению, к отвлеченным ассоциациям, малоразвитая ассоциативно-логическая память. Причина олигофрении в 90% случаев остается неясной.

Самая тяжелая форма слабоумия – идиотия: IQ = 20, речь и мышление практически не формируются, преобладают эмоциональные реакции.

Средняя степень – имбецильность: IQ = 20-50, словарный запас - до 300 слов, обучаемы, неплохо ориентируются в привычной житейской обстановке, у них большая внушаемость, склонность к слепому подражанию. Имбецилы нуждаются в опеке, хотя многие стремятся к самостоятельной жизни, любят жениться и выходить замуж, находя партнеров в среде подобных.

Легкая степень слабоумия – дебильность: IQ меньше 75, поведение достаточно адекватно, речь развита, поэтому дебильность замечается не сразу, а обычно в процессе начального обучения. В подростковом возрасте обнаруживаются дефекты в абстрактном мышлении, переносный смысл пословиц, метафор ими не улавливается. Овладевают в основном конкретными знаниями, усвоение теоретических знаний им не дается.

У людей «среднего» ума интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом: у человека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальные творческие способности. С уровня IQ = 120 пути интеллекта и творчества расходятся. В настоящее время для оценки интеллекта чаще всего используют тест Стенфорд – Бине и шкалы Векслера.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «интеллект».

2. Охарактеризуйте этапы изучения интеллекта.

3. Назовите факторы развития интеллекта.

4. Некоторые методы оценки интеллекта.

Тема 12. Темперамент

Вопрос 1. Понятие и типы темперамента

Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения.

Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидуальные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведение человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами. Это не случайно, так как в психологии взрослого человека трудно разделить между собой темперамент и характер. Кроме того, свойства темперамента существуют и проявляются сами по себе, а в поступках человека - в различных социально значимых ситуациях. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический (греч. холе – красно-желтая желчь; лат. сангвис – кровь; греч. флегма – слизь; греч. мелайнхоле – черная желчь). Данного разделения придерживались Гиппократ, Гален, Кант, Павлов и др.

1. Холерик - нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса -– склонность к истерико-психопатическим реакциям.

2. Сангвиник - стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный веселый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен.

3. Флегматик - стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, сдержанный, надежный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.

4. Меланхолик - нестабильная личность, тревожен, пессиместичен, внешне сдержан, но в душе очень эмоционален, чувствителен, расстраивается и переживает, склонен к тревоге и депрессиям, грусти; в напряженных ситуациях возможен срыв или ухудшение деятельности («стресс кролика»).

Каждый из темпераментов имеет свои достоинства и недостатки. Достаточно важное значение имеет учет особенностей темперамента учащихся при построении учебного процесса.

Контрольные вопросы

1. Что такое темперамент?

2. Каково соотношение темперамента и личности?

3. Какие качества личности следует отнести к свойствам темперамента?

4. Каким образом темперамент учащихся следует учитывать в учебном процессе?

Тема 13. Характер

Вопрос 1. Определение характера, его основных черт

Под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношением данной личности к этим обстоятельствам.

В структуре характера выделяются четыре основные группы черт:

- черты, выражающие отношение к коллективу и отдельным людям (общительность, откровенность, стремление к властвованию и т.д.);

- черты, выражающие отношение к труду (трудолюбие, добросовестность и т.д.);

- черты, выражающие отношение к вещам (аккуратность, неряшливость и т.д.);

- черты, выражающие отношение к самому себе (самолюбие, честолюбие, тщеславие, самомнение и т.д.).

Вопрос 2. Формирование характера

Характер формируется в процессе воспитания, социализации и деятельности человека, практически не зависит от наследственности. Возраст от 2-3 до 9-10 лет является сензитивным периодом для становления характера. В этот период человеку присуща возрастная сензитивность, оптимальное сочетание условий для развития черт характера. Под влиянием взрослых формируются такие черты (положительные и отрицательные), как доброта, отзывчивость, общительность, либо эгоистичность, безразличие к людям, черствость. Начало их формирования во многом связано с первыми месяцами жизни и стилем общения матери (лица, ее заменяющего) с ребенком.

Трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестность, настойчивость и другие так называемые «деловые» качества, как и их антиподы, формируются позднее в детских играх, в доступных видах домашнего труда. При этом необходима стимуляция взрослых. Черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми, в общении оформляются в начальных классах школы, когда у ребенка расширяется круг контактов с новыми школьными друзьями и с учителями.

Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подростковом возрасте, а базовые (нравственные и мировоззренческие) основы характера – в ранней юности. К окончанию школы характер фактически сформирован. Характер влияет практически на все иные свойства личности, на ее познавательные, волевые, эмоциональные процессы и состояния. От других черт личности характер во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью.

Контрольные вопросы

1. Покажите взаимодействие темперамента и характера.

2. Как формируется характер?

3. Чем объяснить, что в трудные критические моменты характер человека проявляется наиболее полно?

Тема 14. Способности

Вопрос 1. Понятие о способностях

Способности понимаются как индивидуально-устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М. Теплов. Он определял способности следующим образом: способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Способности, считал Б.М. Теплов не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Классификаций способностей довольно много. В первую очередь необходимо различать природные (или естественные) способности и специфические человеческие способности. Природные (естественные) способности в основе своей биологически обусловлены. Многие из них являются общими у человека и животных, особенно высших, например у обезьян. Такими элементарными способностями являются: восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторнных связей. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек принципиально отличается от животных. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде.

Специфическиеспособности имеют общественно-историческое происхождение. Например, способности к общению, взаимодействию с людьми, предметно-деятельностные и предметно-познавательные, речь как средство общения, способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способность входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.

Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные. Примерами этих способностей могут служить: склонность человека к абстрактно-теоретическим рассуждениям, к конкретным практическим действиям, производство новых идей, открытий и изобретений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности,

При описании способностей упоминалисьзадатки. У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными.Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того чтобы некоторая способность поднялась на более высокий уровень, необходимо ее оформить на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает как своеобразный задаток. Знание задатков необходимо потому, что они обуславливают некоторые индивидуальные особенности процесса формирования способностей, его конечного результата.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте основные виды способностей человека, установите связь между ними.

2. Какова природа индивидуально-психологических различий людей и их способностей?

3. Роль задатков в развитии специальных способностей.

Тема 15. Психические состояния человека

Наши рекомендации