Специальный субъект преступления
Помимо общих признаков, характеризующих субъекта преступления и являющихся
обязательными признаками данного элемента состава (физическое вменяемое лицо,
достигшее возраста уголовной ответственности), субъект преступления может
характеризоваться дополнительными признаками, наличие или отсутствие которых влияет
на квалификацию преступления. Дополнительные признаки касаются лишь отдельных
субъектов и далеко не всегда предусмотрены в нормах Особенной части. Именно поэтому
дополнительные признаки, Которые характеризуют субъекта как специального, относятся
к числу факультативных признаков субъекта.
Под специальным субъектом преступления понимается лицо, обладающее, кроме
вменяемости и возраста уголовной ответственности, также иными дополнительными
юридическими признаками, предусмотренными в уголовном законе или прямо
вытекающими из него, ограничивающими круг лиц, которые могут нести ответствен-
Йость по данному закону в качестве исполнителей.
РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Признаки специального субъекта преступления должны быть непременно отмечены в
норме Особенной части УК. При этом вовсе не обязательно, чтобы факультативные
признаки субъекта были детально конкретизированы в норме уголовного закона. Такой
прием четкой конкретизации признаков законодатель довольно часто, хотя и не всегда,
использует при конструировании норм Особенной части УК. Например, нормы,
посвященные ответственности за должностные преступления, где статус субъекта
обозначен четко - должностное лицо (глава 30 УК). В некоторых случаях законодатель
отказывается от метода четкого определения статуса субъекта, и соответствующие
дополнительные признаки его выводятся из закона посредством толкования нормы права.
Так, в ст. 299 УК предусмотрена ответственность за привлечение заведомо невиновного к
уголовной ответственности. Признаки субъекта не названы. Однако, поскольку данная
норма находится в главе о преступлениях против правосудия, а к уголовной
ответственности могут привлекаться только лица, наделенные специальными
полномочиями, следовательно, субъектом данного преступления является лицо,
выполняющее трудовые функции в сфере правосудия и наделенное полномочиями
привлекать к уголовной ответственности. Это могут быть следователь, дознаватель,
прокурор и т.п.
Норма Особенной части УК может иметь указание лишь на один дополнительный
признак, характеризующий конкретно определенного специального субъекта
преступления. Например, в ст. 285 УК речь идет о должностном лице. В некоторых
случаях в норме Особенной части может содержаться указание на ряд дополнительных
признаков, характеризующих сразу несколько специальных субъектов преступления.
Например, в ч. 3 ст. 290 УК названы несколько таких признаков - лицо, занимающее
государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, глава органа
местного самоуправления.
Признаки специального субъекта могут быть отражены в законе различными способами в
зависимости от легитимного статуса лица. Таких способов в Особенной части
представлено два. Это наименование конкретных признаков в позитивной форме -
должностное лицо
Ш
ГЛАВА 8
i отсутс
(ст. 285 УК) и в негативной форме, подчеркивающей отсутствие необходимого правового
статуса, - лицо, не имеющее высшего медицинского образования (ч. 1 ст. 123 УК).
Анализ норм Особенной части УК, предусматривающих ответственность специального
субъекта, дает возможность сгруппировать соответствующие признаки-характеристики
лица по трем блокам. Первый блок характеризует правовое положение (статус) субъекта.
Этот блок составляют характеристики субъекта преступления с позиций его:
- государственно-правового положения - гражданин РФ (ст. 275 УК);
- деятельности в сфере обороны - глава 33 УК;
- деятельности в сфере транспорта - водитель транспортного средства - ст. 263, 264
УК и т.п.;
- должностных полномочий - почти все нормы главы 30 УК;
- деятельности как предпринимателя - нормы главы 22 УК;
- деятельности в сфере оказания услуг населению - ст. 200 УК;
- отношений в брачно-семейной сфере - ст. 156 УК и т.п.;
- деятельности в сфере правосудия - глава 31 УК;
- деятельности в сфере медицины - ст. 235 УК и т.п.
Второй блок характеризует определенные социально-правовые и психофизические
свойства личности виновного:
- рецидив преступлений, регламентированный в общей форме в ст. 18 Общей части УК.
Рецидив выделяется как признак специального субъекта по той причине, что данное
обстоятельство предусмотрено в п. "а" ст. 63 УК в качестве отягчающего наказание, и
таким образом характеризуется не только и не столько преступление, сколько личность
виновного;
- неоднократность совершения деяний, представленная в качестве квалифицирующего
признака ряда норм Особенной части (например, ч. 2 ст. 158 УК);
- прежняя судимость, которая не всегда свидетельствует о наличии рецидива
преступлений, но порой выступает в виде квалифицирующего признака ряда преступных
деяний. Например, п. "в" ч. 2 ст. 213 УК;
РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО
- психофизиологические свойства субъекта, отмеченные в ст. 22 Общей части УК как
психические расстройства, не исключающие вменяемости;
- половые признаки лица. Так, исполнителем изнасилования (ст. 131 УК) может быть
только мужчина;
- иные биологические свойства лица - больной венерическим заболеванием (ст. 121
УК), больной вирусом ВИЧ (ст. 122 УК) и т.п.
Третий блок составляю характеристики выполняемых ролей в процессе совершения
преступления:
- организатор (ч. 1 ст. 208 УК; ч. 1 ст. 209 УК);
- руководитель (ч. 1 ст. 209 УК);
- участник (ч. 2 ст. 210, ч. 2 ст. 212 УК и т.п.).
Выделение фигуры специального субъекта преступления имеет важное практическое
значение, которое заключается главным образом в том, что круг непосредственных
исполнителей преступления строго ограничен лишь специальным субъектом. Так,
ответственность за получение взятки может нести лишь должностное лицо в качестве
исполнителя преступления. Недолжностные лица не могут быть привлечены за получение
взятки в качестве исполнителей. Вместе с тем ч. 4 ст. 34 УК устанавливает императив,
согласно которому лица, не являющиеся субъектом преступления, специально указанном
в соответствующей статье Особенной части УК, но участвующие в совершении
преступления, могут нести ответственность в ином качестве: организатора, подстрекателя
или пособника. Следовательно, если исполнителем получения взятки может быть только и
исключительно должностное лицо, то все другие лица, участвующие совместно с ним в
преступлении, могут нести ответственность лишь в качестве либо подстрекателей, либо
организаторов, либо пособников, в зависимости от исполняемой в преступлении роли.
Вместе с тем не во всех случаях соучастия со специальным субъектом деяние
квалифицируется по одной статье Особенной части УК. Такое положение обусловлено,
во-первых, спецификой конструкции уголовно-правовой нормы и, во-вторых, различными
статусами субъ-
228л
ГЛАВА 8
\
ектов, хотя и совершающих одно и то же деяние. Так, помощь иностранному резиденту со
стороны российского гражданина в собирании шпионских сведений будет
квалифицирована таким образом: иностранный резидент несет ответственность за
шпионаж, предусмотренный ст. 276 УК, а российский гражданин отвечает за шпионаж как
разновидность государственной измены - ст. 275 УК. Специфика конструкции нормы ст.
275 УК заключается в том, что там в качестве специального субъекта преступления прямо
назван гражданин РФ.
ЮРИДИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ ПРАВОВОЙ НОРМЫ Ч. 3 СТ. 27 УК РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ В ПРАКТИКЕ КОМПЛЕКСНОЙ СУДЕБНОЙ ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ (ОБВИНЯЕМЫХ)
Аннотация
В. СЕМЕНОВ, А. ШУСТОВСКИЙ, государственные медицинские судебные эксперты-психологи Государственной службы медицинских судебных экспертиз
Т. СЕМЕНОВА,
государственный медицинский судебный эксперт-психиатр Государственной службы медицинских судебных экспертиз
Предлагаемая статья посвящена наиболее острой и актуальной проблеме судебно-психологической экспертной практики, связанной с применением прогрессивной, с точки зрения ювенальной юстиции, ч. 3 ст. 27 УК Республики Беларусь. Отражено современное состояние развития системы ювенальной юстиции в Республике Беларусь. Рассматриваются принципиальные недостатки существующей на сегодняшний день формулировки ч. 3 ст. 27 УК, создающие серьезные затруднения в ее использовании при проведении однородных судебно-психологических и комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз несовершеннолетних обвиняемых в судебно-психиатрических подразделениях Государственной службы медицинских судебных экспертиз Республики Беларусь. Предлагается новая формулировка ч. 3 ст. 27 УК, которая при сохранении общего замысла данной статьи устранит присущие ей недостатки и создаст оптимальные условия для ее адекватного применения в судебно-психологической экспертной практике.
В Республике Беларусь завершилась работа по созданию Концепции ювенальной юстиции, начатая белорусскими учеными в 2003 году. В связи с этим Министерством юстиции разработан проект указа Главы государства о Концепции ювенальной юстиции в Республике Беларусь [10]. Концепция ювенальной юстиции, по замыслу ее разработчиков, представляет собой «совокупность правовых, медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных механизмов, а также иных процедур, программ и мер, предназначенных для обеспечения наиболее полной защиты прав, свобод и законных интересов детей, направленных на создание условий надлежащей профилактики противоправного поведения несовершеннолетних, их ресоциализации и реабилитации, а также взаимосогласования деятельности государственных органов и общественных институтов, ответственных за реализацию указанных мероприятий» [22, с. 8].
Важной задачей ювенальной юстиции является учет специфических особенностей (возрастных, социальных и психологических) несовершеннолетних правонарушителей и направленность на профилактику и более эффективные, чем лишение и ограничение свободы, способы коррекции противоправного поведения несовершеннолетних. В уголовном законодательстве Беларуси с принятием нового УК и УПК произошли кардинальные изменения правового положения несовершеннолетних правонарушителей. В указанных кодексах появился ряд статей, оговаривающих специфику ведения производства и выбора наказания по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет [21]. Особое положение среди уголовно-правовых норм, применяемых к несовершеннолетним правонарушителям, занимает ч. 3 ст. 27 УК, которую можно рассматривать в качестве важного достижения уголовного законодательства Республики Беларусь на пути создания системы ювенальной юстиции.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 УК уголовная ответственность несовершеннолетних наступает по достижении шестнадцати лет и лишь в отдельных случаях, оговариваемых ч. 2 данной статьи, при совершении правонарушений, отличающихся высокой общественной опасностью, - с четырнадцати лет [21]. Из содержания первых двух частей ст. 27 УК и ч. 2 ст. 228 УПК следует, что законодатель оперирует категорией паспортного (календарного) возраста [21]. Такой несколько упрощенный подход к вопросу возраста уголовной ответственности может создавать определенные юридические коллизии в тех случаях, когда при совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 2 ст. 27 УК, по своему паспортному возрасту несовершеннолетний еще не достиг четырнадцати - шестнадцати лет, а по уровню своего психического развития он уже реально способен осознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния. В этом случае несовершеннолетний правонарушитель освобождается от уголовной ответственности и тем самым создаются условия для так называемого «объективного вменения» [14; 27].
Совершенно иная трактовка возраста уголовной ответственности вытекает из диспозиции ч. 3 ст. 27 УК, которая представляет собой новый уголовно-правовой институт, описываемый в психологической и юридической литературе в терминах «возрастная невменяемость», «возрастное невменение», «возрастная безответственность» и «возрастная незрелость», которые отражают его существенные стороны [6; 7; 13; 14; 18; 20; 21; 23; 25; 26; 29; 31; 32; 33]. Согласно ч. 3 ст. 27 УК «не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, которое достигло предусмотренного частями первой и второй настоящей статьи возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния». В тексте ч. 3 ст. 27 УК понятие «возраст уголовной ответственности» используется как в демографическом (количество прожитых лет), так и в психологическом смысле (определенный уровень умственного развития). При таком понимании возраста уголовной ответственности законодатель указывает, что в определенных условиях между паспортным и психологическим возрастом может возникать рассогласование, которое в некоторых случаях лишает несовершеннолетнее лицо способности в юридически значимой ситуации сознавать фактический характер и общественную опасность своих действий. Учет этого обстоятельства в ч. 3 ст. 27 УК позволяет частично устранить возможные юридические коллизии, обусловленные чисто формальным (количество прожитых лет) пониманием возраста уголовной ответственности. Несмотря на прогрессивное значение этой юридической новеллы, она обладает рядом принципиальных недостатков.
Так, в ч. 3 ст. 27 УК для обозначения особого состояния, не обусловленного болезненным психическим расстройством, был использован термин «отставание в умственном развитии». Он, с одной стороны, выделяет из целостного психического развития лишь один из его аспектов, с другой стороны, приводит к противоречию с используемым в V главе МКБ-10 (классификация психических и поведенческих расстройств) термином «умственная отсталость», который служит для обозначения психического расстройства, связанного с нарушением интеллектуального развития [16; 19; 21; 29]. В аналогичной норме (ч. 3 ст. 20 УК РФ в редакции 1996 года) российский законодатель для обозначения такого особого состояния использует более точное, с методологической точки зрения, понятие «отставание в психическом развитии», позволяющее, на наш взгляд, наиболее полно учесть всю сложность и специфику психического развития несовершеннолетних, а не только его отдельные стороны. Кроме того, в комментариях к УК Республики Беларусь «умственное развитие» рассматривается в широком смысле и включает в себя не только определенный уровень знаний, умений и навыков, но и известную зрелость эмоциональной, нравственной и волевой сфер, необходимых для понимания фактического характера или общественной опасности совершаемых действий [21].
Второй принципиальный недостаток формулировки анализируемой ч. 3 ст. 27 УК обнаруживается при сопоставлении сформулированного в ней юридического критерия с юридическим критерием, содержащимся в ст. 28 и ст. 29 УК Республики Беларусь. Формулировка юридического (психологического) критерия «возрастного невменения» является неполной, поскольку не учитывает важную роль волевой регуляции при организации и проявлении различных форм поведения человека. Таким образом, в ч. 3 ст. 27 УК при наличии интеллектуального компонента (способность сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния) ничего не говорится о волевом (способности руководить своими действиями (бездействием)) компоненте юридического критерия [21].
Еще одним существенным недостатком формулировки ч. 3 ст. 27 УК следует считать отсутствие пункта, который отдельно оговаривал бы применение к несовершеннолетним с юридически значимым отставанием в умственном развитии специальных мер воспитательного характера, направленных на коррекцию указанного недостатка в умственном развитии и связанных с ним противоправных форм поведения. Подобные меры воспитательного воздействия в дальнейшем могли бы уменьшить риск повторного совершения общественно опасного деяния [13; 14; 21]. Предусмотренные ч. 1 ст. 117 УК принудительные меры воспитательного характера в отношении несовершеннолетних правонарушителей выступают в качестве альтернативы наказания, по сути, несовершеннолетний, оставаясь субъектом виновной ответственности, приговаривается не к наказанию, а к принудительным мерам воспитательного характера [21]. Функции осуществления принудительных мер воспитательного характера в отношении несовершеннолетних с отставанием в умственном развитии, не обусловленным психическим расстройством, могут быть возложены на диагностико-реабилитационные центры, имеющие опыт эффективной работы с различными аномалиями психического развития неболезненного характера.
Несовершенство некоторых юридических институтов (в том числе и ч. 3 ст. 27 УК), по мнению О.Д. Ситковской, может объясняться недостаточной реализацией принципа научной обоснованности правового регулирования, который предусматривает обязательность использования при конструировании базовых правовых норм знаний из области психологии и других научных дисциплин [27]. В этой связи формулировка ч. 3 ст. 27 УК, отвечающая принципу научной обоснованности правового регулирования и являющаяся наиболее адекватной, с точки зрения уголовного правоприменения и практики комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних, может быть представлена следующим вариантом: «Не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, которое достигло предусмотренного частями первой и второй настоящей статьи возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния (бездействия) или руководить им.
К такому несовершеннолетнему лицу судом могут быть применены принудительные меры воспитательного характера».
Необходимость законодательного закрепления изменений и дополнений в формулировке ч. 3 ст. 27 УК, о которых речь шла выше, уже давно назрела в практике комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых), проводимых в различных подразделениях судебно-психиатрической экспертизы Государственной службы медицинских судебных экспертиз. Так, в период с 2006 по 2008 года в трех ее подразделениях (отдел амбулаторных судебно-психиатрических экспертиз Управления по г. Минску и Минской области, отдел стационарных судебно-психиатрических экспертиз (лиц со строгим наблюдением) и отдел стационарных судебно-психиатрических экспертиз Управления судебно-психиатрических экспертиз) было проведено 1 086 судебно-психиатрических и комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз в отношении несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых), при этом ни в одном из этих заключений ч. 3 ст. 27 УК не использовалась, то есть не было констатировано юридически значимого отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, которое лишало несовершеннолетнее лицо способности сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния. Подобное положение дел свидетельствует не столько о том, что подростки, проходившие комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу, не имели проблем в психическом развитии, «не связанных с болезненным психическим расстройством», сколько о том, что существующая в настоящем виде норма ч. 3 ст. 27 УК вследствие имеющихся недостатков не может без их устранения адекватно использоваться при проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних. Таким образом, прогрессивная, с точки зрения ювенальной юстиции, норма ч. 3 ст. 27 УК вследствие присущих ей недостатков создает условия для «объективного вменения» в тех случаях, когда в результате психической незрелости несовершеннолетнего правонарушителя отсутствует виновная ответственность. Это, в свою очередь, ведет к нарушению принципов «справедливости» и «гуманизма» в уголовном законодательстве [21; 28].
В последнее время в периодических изданиях и литературе, относящихся к проблематике судебной экспертологии, судебно-психологической и судебно-психиатрической экспертиз, часто употребляется новый термин «экспертное понятие», используемый для обозначения процесса и результата «трансформации основных общепсихологических понятий (в нашем случае) в понятия судебно-психологические, «экспертные», которые, не теряя своей психологической основы, адаптированы к правоприменению, соотносятся с теорией уголовного права, в частности, с уголовно-правовым значением этих психологических категорий...» [18; 26; 27; 29]. Образование «экспертных» су-дебно-психологических понятий происходит путем углубления смысла общепсихологических категорий, выделения в них таких аспектов, которые имеют важное правовое значение и оказываются неактуальными для общей психологии [18; 26; 27; 29]. Примерами таких, наиболее разработанных в судебной психологии «экспертных» понятий, служат «аффект» и «индивидуально-психологические особенности» [18; 26; 27; 29]. В этой связи можно говорить о том, что как на уровне уголовного законодательства, так и судебной психологии сложились необходимые предпосылки для образования на основе ч. 3 ст. 27 УК нового «экспертного» судебно-психологического понятия «отставание в умственном развитии, не связанное с болезненным психическим расстройством», которое должно получить соответствующее наполнение из области возрастной психологии и патопсихологии. В российской судебной психолого-психиатрической практике уже произошло выделение специфического содержания предлагаемого нами нового «экспертного» судебно-психологического понятия, которое представлено различными формами дизонтогенеза (аномального психического развития), имеющими при определенных условиях важное юридическое значение [6; 7; 14; 18; 20; 26; 31; 32; 33]. Основные споры ведутся лишь вокруг объема данного понятия.
На сегодняшний день не вызывает сомнений тот факт, что психическое развитие представляет собой сложный, подчиненный особым закономерностям, и в целом неравномерный процесс формирования различных психологических структур (качеств психики). В психическом развитии выделяют «сензитив-ные» и «кризисные» периоды, во время которых наблюдаются нередко драматические изменения всего хода психического развития, появляются «психологические новообразования», возрастает риск обострения, проявления и появления психических расстройств [1; 3; 11; 17; 23]. Самым длительным и сложно протекающим является «пубертатный криз» (двенадцати - восемнадцати лет). Исследователи подросткового возраста признают, что этот период развития человека характеризуется резкими биосоциальными перестройками, завершение которых означает окончательный переход от детства к зрелости [23; 30]. Весь драматизм происходящих в жизни подростка перемен получил точное выражение в термине «пубертатный криз» [23; 30]. Среди основных психологических особенностей подросткового возраста, которые к концу этого периода становятся главным «психологическим новообразованием», выделяют: изменение соотношения между абстрактным, теоретическим и наглядно-образным мышлением; интенсивное формирование сознания и самосознания (самооценки), которое выражается в постепенном возникновении и укреплении «чувства взрослости, через которое подросток сравнивает и отождествляет себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность...» [15; 34]. По мнению ряда исследователей, традиционные институты социализации подрастающего поколения (семья, школа и др.) в настоящее время переживают кризис, в результате чего транслируемая ими ценностно-нормативная система оказалась размытой. В связи с этим подростки оказались в наиболее уязвимом положении, поскольку главное новообразование этого периода в форме «чувства взрослости» лишается материального базиса (непротиворечивой и четкой системы ценностных ориентации). Следует заметить, что еще более драматично протекает процесс социализации у подростков с различными аномалиями психического развития неболезненного характера. Главным проявлением кризисных явлений в сфере социализации является значительный рост случаев девиантного, делинквентного (правонарушения, за совершение которых не наступает уголовная ответственность в силу незначительности содеянного либо недостижения возраста уголовной ответственности) и криминального поведения среди несовершеннолетних [2; 8].
По данным В.А. Гурьевой, полученным в результате исследования несовершеннолетних, проходивших судебно-психиатрическую экспертизу и комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, к формальному окончанию подросткового возраста (семнадцати лет) «выработанные моральные принципы и самостоятельность в выборе решения обнаружены лишь у 10% подростков...» [23].
В результате исследований, проведенных на территории России психологами, психиатрами и педиатрами, были получены интересные данные, свидетельствующие о том, что в общей популяции подростков установленным для данного возраста нормативам психического и физического развития соответствует 50% несовершеннолетних, развитие 35% несовершеннолетних отстает от возрастной нормы, а развитие 15% -опережает ее [33].
Среди широкого спектра отклонений от условных нормативов психического развития некоторая их часть имеет временный и обратимый характер, в то время как другая обладает необратимым, стойким и в ряде случаев прогрессирующим характером. В структуру «экспертного» судебно-психологического понятия «отставание в умственном развитии, не связанное с болезненным психическим расстройством» могут быть включены практически все виды задержанного психического развития (за исключением форм замедленного психического развития церебрально-органического генеза, которые имеют выраженный характер и граничат с умственной отсталостью). Детальная клинико-психологическая характеристика названных форм аномального психического развития представлена в работах В.В. Лебединского и К.С. Лебединской [1; 4; 5; 9; 11; 17; 24]. Важной особенностью этих психических аномалий является их принципиально обратимый и обладающий положительной динамикой развития характер. Уточнение структуры и границ предлагаемого «экспертного» понятия применительно к экспертной судебно-психологической практике является актуальной задачей, требующей дополнительных исследований.
По мнению ряда известных российских специалистов в области судебной психиатрии и психологии, наиболее адекватной и эффективной формой экспертизы несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых), позволяющей учесть сложное сочетание нормальных и психопатологических особенностей их психического развития, специфически отражающихся в механизмах преступного поведения, является комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних [18]. Методология комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых), получившая, на наш взгляд, наиболее полную научно-практическую разработку в трудах Е.Г. Дозорцевой, И.А. Кудрявцева, М.В. Морозовой, О.Д. Ситковской, Е.И. Цымбала и др., может продуктивно использоваться в судебно-психологической и психиатрической экспертной практике Республики Беларусь [7; 12; 14; 31]. Одним из важных условий эффективного и рационального применения специальных познаний эксперта (психиатра или психолога) является правильная формулировка органом, назначающим экспертизу, вопросов о юридически значимых сторонах психической деятельности исследуемого лица. В связи с этим при назначении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) в соответствии с диспозицией ч. 3 ст. 27 перед экспертами-психологами целесообразно ставить следующие вопросы: 1. Имеется ли у N отставание в умственном развитии, не связанное с болезненным психическим расстройством? 2. В чем проявляется обнаруживаемое у N отставание в умственном развитии, не связанное с болезненным психическим расстройством? 3. Способен ли был N с учетом имеющегося у него отставания в умственном
развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, сознавать фактический характер или общественную опасность своих действий во время совершения общественно опасного деяния?
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что, несмотря на прогрессивный, с точки зрения ювенальной юстиции, характер нормы ч. 3 ст. 27 УК, она имеет ряд принципиальных недостатков, которые пре-
пятствуют ее адекватному и эффективному применению при производстве комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых), что, в свою очередь, приводит к резкому увеличению риска объективного (невиновного) вменения по целому ряду уголовных дел несовершеннолетних, где фактически отсутствует субъект преступления.
Список литературы
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.
2. Баранова, Т.С. Девиантное поведение подростков - трудности социализации / Т.С. Баранова // Психология и школа. -2005. - № 3. - С. 3-21.
3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб., 1999.
4. Гарбузов, В.И. Нервные дети / В.И. Гарбузов. - Л., 1990.
5. Детская патопсихология. Хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. - М., 2004.
6. Дмитриева, Т.Б., Шостакович, Б.В., Ткаченко, А.А. Руководство по судебной психиатрии / Т.Б. Дмитриева, Б.В. Шостакович, А.А. Ткаченко. - М., 2004.
7. Дозорцева, Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением / Е.Г. Дозорцева. -М., 2004.
8. Захарова, Е.И., Трунова, Е.В. Содержание моральных норм подростков как основа переживаемого ими чувства вины / Е.И. Захарова, Е.В. Трунова // Психология и школа. - 2005. - № 1. - С. 22-38.
9. Исаев, Д.Н. Психическое недоразвитие у детей / Д.Н. Исаев. - Л., 1982.
10. К несовершеннолетним необходим совсем другой подход - Минюст Беларуси разработал проект указа о Концепции ювенальной юстиции в Беларуси // http://www.zoneby.net/doc/newsl93.htm.
11. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста / В.В. Ковалев. - М., 1979.
12. Кудрявцев, И.А., Дозорцева, Е.Г. Психологический возраст: методологические проблемы и судебная экспертная практика / И.А. Кудрявцев, Е.Г. Дозорцева // Психологический журнал. - 1988. - Т. 9. - № 6. - С. 103-115.
13. Кудрявцев, И.А., Морозова, М.В. Ответственность несовершеннолетних: некоторые парадоксы нового УК / И.А. Кудрявцев, М.В. Морозова // Московский юрист. - 1997. - № 8. - С. 29-30.
14. Кудрявцев, И.А., Миньковский, Г.М., Ситковская, О.Д. Концептуальные и экспертные проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних (применение ч. 3 ст. 20 УК РФ) / И.А. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, О.Д. Ситковская // Российский психиатрический журнал. - 1998. - № 4. - С. 34-42.
15. Коченов, М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу / М.М. Коченов. - М., 1980.
16. Лексиконы психиатрии Всемирной Организации Здоровья / под общ. ред. В.Б. Позняка. - Киев, 2001.
17. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский. - М., 1985.
18. Медицинская и судебная психология. Курс лекций / под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. - М., 2004.
19. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. - Киев, 2000.
20. Назаренко, Г.В. Невменяемость / Г.В. Назаренко. - СПб., 2002.
21. Несовершеннолетние в Республике Беларусь: основы правового положения, правовой защиты и ответственности / под ред. И.О. Грунтова. - Минск, 1999.
22. Перспективы создания ювенальной юстиции в Республике Беларусь: сб. ст. и материалов / под общ. ред. Г.М. Леоновой. - М., 2004.
23. Подростковая психиатрия / под ред. В.А. Гурьевой. - М., 2001.
24. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / сост. О.В. Защиринская. - СПб., 2003.
25. Сафуанов, Ф.С. Психология криминальной агрессии / Ф.С. Сафуанов. - М., 2003.
26. Сафуанов, Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе / Ф.С, Сафуанов. - М., 1998.
27. Ситковская, О.Д. Психология уголовной ответственности / О.Д. Ситковская. - М., 1998.
28. Статистические сведения о состоянии преступности и прокурорском надзоре за 2006 и 2007 гг.// http:// www.prokuratura.gov.by/main.aspx?guid=10643#doc.
29. Ткаченко, А.А. Судебная психиатрия. Консультирование адвокатов / А.А. Ткаченко. - М., 2006.
30. Ушаков, Г.К. Детская психиатрия / Г.К. Ушаков. - М., 1973.
31. Цымбал, Е., Дьяченко, А. Возрастная невменяемость / Е. Цымбал, А. Дьяченко // Уголовное право. - 2000. - № 3. -С. 43-50.
32. Цымбал, Е.И. Экспертная оценка отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (методические рекомендации) часть I / Е.И. Цымбал // Независимый психиатрический журнал. - 2003. - № IV. -С. 61-66.
33. Цымбал Е.И. Экспертная оценка отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (методические рекомендации) часть II / Е.И. Цымбал // Независимый психиатрический журнал. - 2004. - Ml.-С. 44-52.
34. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М., 2004.
Светлана АНОЩЕНКОВА,
доцент юридического факультета Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, кандидат юридических наук Ольга КРАПИВИНА,
старший преподаватель того же факультета, кандидат юридических наук
Есть распеч.
СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРИЗНАКИ КОТОРОГО УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ПУТЕМ ТОЛКОВАНИЯ ЗАКОНА
Доктрина уголовного права традиционно исходит из триады признаков субъекта преступления: физической природы, вменяемости и возраста. Если привлечение лица к уголовной ответственности за совершение им преступления связано с дополнительными нормативно установленными признаками, то такое лицо в рамках учения о составе преступления именуется специальным субъектом преступления.
Согласно данным теоретических исследований количество статей Особенной части Уголовного кодекса РФ 1996 г. (УК) со специальным субъектом составляет 40 — 43%'. Разумеется, в большинстве случаев законодатель тем или иным способом называет признаки, обозначающие специального субъекта преступления. Разнообразие дополнительных признаков, характеризующих его, позволяет их классифицировать по группам. Начиная с 1968 г. в научной литературе выделяется от 4 до 13 групп признаков, обозначающих специального субъекта преступления (Н.П. Грабовская, Н.С. Лейкина, П.С. Дагель, Ш.С. Рашковская, P.P. Орымбаев, В.В. Устименко и др.).
Уголовно-правовая характеристика признаков специального субъекта преступления имеет теоретическое и практическое значение. Поэтому важно верно конструировать диспозиции, определяющие его дополнительные признаки.