Методы психодиагностики
1. Приборные психофизиологические методики.
Диагностически значимые показатели регистрируются с помощью
приборной регистрации (дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышеч-
ный тонус и т.п.). Эти методики применяются для диагностики функцио-
нального состояния. Пример: КГР, КСЧМ, Полиграф.
2. Аппаратурные поведенческие методики.
Примером являются хронометрические методики, позволяющие реги-
стрировать скоростные параметры тестируемых реакций и ответов. Диаг-
ностируемые параметры считываются с приборной шкалы соответствую-
щего прибора. С помощью аппаратурных методик диагностируют элемен-
тарные психические функции (например, чувство равновесия или психо-
моторную координацию) и свойства нервной системы. Пример: готовность
к экстренному действию, реакция на движущийся объект.
Существуют аппараты для диагностики психологической совмести-
мости и срабатываемости («гомеостат Федора Горбова»: гомеостат-дуэт,
гомеостат-квартет).
3. Объективные тесты с выбором ответа.
Под эту категорию попадают большинство тестов на интеллект и др.
Состоят из заданий и результаты обрабатываются по ключу, заданному в
форме объективного социокультурного норматива, т.е. имеются объектив-
но «правильные» и «неправильные» ответы.
4. Опросники.
Стандартизированный самоотчет испытуемого о самом себе на основе
задаваемых вопросов. Состоят из вопросов или утверждений, также есть
заданные варианты ответа. Нет «правильных» ответов – все ответы пра-
вильные.
5. Методики субъективного шкалирования.
В отличие от методов экспертной оценки в этом случае шкальные
оценки выносит сам испытуемый, а не исполнитель методики. Испытуе-
мый оценивает внешние объекты, других людей или понятия, а выводы
делаются о нем самом. Пример: Семантический дифференциал и методики
на его основе (САН, ЛД)
Разновидности: тесты сочетающие субъективное шкалирование с про-
ективными методиками – Люшер, Сонди, ТЮФ.
6. Проективные методики.
Это методики со свободным ответом, в которых инструкция и тесто-
вые стимулы неопределенны и допускают выбор ответа в очень широких
пределах. Направление этого выбора определяется структурой субъектив-
ного опыта, установками и мотивами испытуемого. Это позволяет исполь-
зовать проективные методики для диагностики личности, установок, моти-
вов и личностных особенностей.
7. Стандартизированное аналитическое наблюдение.
В отличие от свободного исследовательского наблюдения в стандар-
тизированном наблюдении исполнитель следует строгой методике: он зна-
ет какие факты в поведении наблюдаемого объекта регистрировать и как
на основании этих фактов производить оценку скрытых диагностических
переменных. Пример: Карта Стотта.
8. Контент-анализ (анализ содержания).
Эта техника применяется при наличии однозначно зафиксированного
материала наблюдения. Подсчитывается частота появления определенных
элементов (фактов, единиц анализа) в материале наблюдения, а затем по
соотношению этих частот делаются психологические выводы. Первона-
чально метод был разработан для социально-психологического анализа га-
зетных текстов, но затем его принципы распространились на любые про-
дукты деятельности (сочинения, аудио- и видеозаписи).
9. Включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием.
Когда нет возможности организовать продолжительное наблюдение с
привлечением независимых наблюдателей, не включенных в группу, то к
вынесению суждений об объектах наблюдения можно привлечь самих уча-
стников. Например: ГОЛ. Мера выраженности оцениваемого свойства
здесь обеспечивается не частотой появления определенного факта в мате-
риале наблюдения (определенного поступка), а градацией субъективной
оценки по определенной рейтинг-шкале (7,5,3 балла).
10. Психологическая беседа.
Может быть диагностичной, но очень субъективна. Все зависит от
квалификации психолога-диагноста. Разновидность: интервью, анкети-
рование.
11. Ролевая игра.
Также комплексный коррекционно-диагностический метод.
12. Диагностический обучающий эксперимент.
Применяется в возрастной психологии для определения диапазона от-
клонения от нормы и перспективы компенсации этого отклонения, в т.ч.
выявляет «зону ближайшего развития». Это диалоговая техника, требую-
щая высокопрофессионального уровня рефлексии от экспериментатора.
Пример: Методика Ивановой.
13. Социометрический метод.
Заключается в выборе партнеров для совместной деятельности или
общения.
14. Техника репертуарных решеток.
Реконструкция системы представлений человека о мире, о других лю-
дях, о самом себе.
15. Особые методы.
Визуальная психодиагностика – психодиагностика невербального по-
ведения. Диагностика личностных качеств и эмоциональных состояний по
речи. Анализ результатов деятельности. Диагностика личности по почерку
(графология).