Методы психодиагностики

1. Приборные психофизиологические методики.

Диагностически значимые показатели регистрируются с помощью

приборной регистрации (дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышеч-

ный тонус и т.п.). Эти методики применяются для диагностики функцио-

нального состояния. Пример: КГР, КСЧМ, Полиграф.

2. Аппаратурные поведенческие методики.

Примером являются хронометрические методики, позволяющие реги-

стрировать скоростные параметры тестируемых реакций и ответов. Диаг-

ностируемые параметры считываются с приборной шкалы соответствую-

щего прибора. С помощью аппаратурных методик диагностируют элемен-

тарные психические функции (например, чувство равновесия или психо-

моторную координацию) и свойства нервной системы. Пример: готовность

к экстренному действию, реакция на движущийся объект.

Существуют аппараты для диагностики психологической совмести-

мости и срабатываемости («гомеостат Федора Горбова»: гомеостат-дуэт,

гомеостат-квартет).

3. Объективные тесты с выбором ответа.

Под эту категорию попадают большинство тестов на интеллект и др.

Состоят из заданий и результаты обрабатываются по ключу, заданному в

форме объективного социокультурного норматива, т.е. имеются объектив-

но «правильные» и «неправильные» ответы.

4. Опросники.

Стандартизированный самоотчет испытуемого о самом себе на основе

задаваемых вопросов. Состоят из вопросов или утверждений, также есть

заданные варианты ответа. Нет «правильных» ответов – все ответы пра-

вильные.

5. Методики субъективного шкалирования.

В отличие от методов экспертной оценки в этом случае шкальные

оценки выносит сам испытуемый, а не исполнитель методики. Испытуе-

мый оценивает внешние объекты, других людей или понятия, а выводы

делаются о нем самом. Пример: Семантический дифференциал и методики

на его основе (САН, ЛД)

Разновидности: тесты сочетающие субъективное шкалирование с про-

ективными методиками – Люшер, Сонди, ТЮФ.

6. Проективные методики.

Это методики со свободным ответом, в которых инструкция и тесто-

вые стимулы неопределенны и допускают выбор ответа в очень широких

пределах. Направление этого выбора определяется структурой субъектив-

ного опыта, установками и мотивами испытуемого. Это позволяет исполь-

зовать проективные методики для диагностики личности, установок, моти-

вов и личностных особенностей.

7. Стандартизированное аналитическое наблюдение.

В отличие от свободного исследовательского наблюдения в стандар-

тизированном наблюдении исполнитель следует строгой методике: он зна-

ет какие факты в поведении наблюдаемого объекта регистрировать и как

на основании этих фактов производить оценку скрытых диагностических

переменных. Пример: Карта Стотта.

8. Контент-анализ (анализ содержания).

Эта техника применяется при наличии однозначно зафиксированного

материала наблюдения. Подсчитывается частота появления определенных

элементов (фактов, единиц анализа) в материале наблюдения, а затем по

соотношению этих частот делаются психологические выводы. Первона-

чально метод был разработан для социально-психологического анализа га-

зетных текстов, но затем его принципы распространились на любые про-

дукты деятельности (сочинения, аудио- и видеозаписи).

9. Включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием.

Когда нет возможности организовать продолжительное наблюдение с

привлечением независимых наблюдателей, не включенных в группу, то к

вынесению суждений об объектах наблюдения можно привлечь самих уча-

стников. Например: ГОЛ. Мера выраженности оцениваемого свойства

здесь обеспечивается не частотой появления определенного факта в мате-

риале наблюдения (определенного поступка), а градацией субъективной

оценки по определенной рейтинг-шкале (7,5,3 балла).

10. Психологическая беседа.

Может быть диагностичной, но очень субъективна. Все зависит от

квалификации психолога-диагноста. Разновидность: интервью, анкети-

рование.

11. Ролевая игра.

Также комплексный коррекционно-диагностический метод.

12. Диагностический обучающий эксперимент.

Применяется в возрастной психологии для определения диапазона от-

клонения от нормы и перспективы компенсации этого отклонения, в т.ч.

выявляет «зону ближайшего развития». Это диалоговая техника, требую-

щая высокопрофессионального уровня рефлексии от экспериментатора.

Пример: Методика Ивановой.

13. Социометрический метод.

Заключается в выборе партнеров для совместной деятельности или

общения.

14. Техника репертуарных решеток.

Реконструкция системы представлений человека о мире, о других лю-

дях, о самом себе.

15. Особые методы.

Визуальная психодиагностика – психодиагностика невербального по-

ведения. Диагностика личностных качеств и эмоциональных состояний по

речи. Анализ результатов деятельности. Диагностика личности по почерку

(графология).

Наши рекомендации