Переживания как основа ВЛК
Сферами ВЛК являются 4 основных типа:
1) Переживания личностью своей неоднозначности, сложности внутренненего мира.
2) Осознание изменчивости собственных желаний и притязаний (они развиваются) и трудности их полной реализации.
3) Колебание самооценки
4) Борьба мотивов
Чистых ВЛК нет, они возникают под воздействием факторов социального взаимодействия. Разница Хочу и Могу создает потенциал действия.
ВЛК является результатом перехода объективных противоречий (внешних по отношению к нему) в его внутренний мир (адаптационный и моральный конфликт). Одновременно ВЛК – результат отношения личности к окружающей среде (мотивационный конфликт и неадекватной самооценки).
Уровни психологических противоречий
I. Нарушение гармонии внутреннего мира человека, затруднение основных видов деятельности, проекция психологического дискомфорта на общение с окружающими, а также на другие виды деятельности (включая проффессиональные).
II. Невозможность реализации планов и программ, пока не разрешиться жизненный кризис.
Личностные условия предрасположенности к возникновению ВЛК
Осознание сложности своего внутреннего мира
Развитая когнитивная структура
Развитая иерархия потребностей и мотивов
Высокое развитие чувств и системы ценностей
Развитая способность к самоанализу и рефлексии
Эти качества НЕ являются причиной ВЛК.
*Слишком много контактов и внешним миром и чем больше знаний, тем больше противоречий. Такой человек живет на пределе возможностей и сомневается не потому что он такой развитой, а потому что он постоянно вступает в зону неопределенности. Качество помогающее – высокая саморегуляция.
Ситуативное условие возникновения ВЛК
Наличие равных значимостей для личности
Личность осознает субъективную неразрешимость ситуации (кажется, что ситуация неразрешима), эмоциональное погружение в конфликт.
Предметное содержания переживания ВЛК.
Составляют ситуацию, условия и события, происходящие в жизни человека и воспринимаемые им как препятствие к удовлетворению своих потребностей (трудная ситуация социального взаимодействия; внутренней жизни человека, профессиональные проблемы и пр.)
«Переживание – особая внутренняя деятельность, внутренняя работа, с помощью которой человеку удается перенести те или иные кризисные события, восстановить душевное равновесие, тем самым справиться с трудной ситуацией.» Василюк
Василюк выделил 4 типа переживаний:
1) Гедоническое – связанос неудовлетворением каких-то потребностей. *Гедонизм – направление, основанное Аристипом, смыслом жизни человека явл удовл потребностей.
2) Реалистическое – связанные с реальной жизнбю (опоздал на поезд, наступили на ногу)
3) Ценностное – затрагивает ценностные уровни
4) Творческое – связанное с не выражением собственных творческих идей (не всегда задумку удаётся воплотить в точности
Последствия ВЛК.
Конструктивные. Ведущие к личностному развитию.
Деструктивные. Разрушающий личностные структуры.
Конструктивным является конфликт, характеризующийся максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными личностными затратами на его разрешение. Конструктивно преодолеваемые конфликты – один из главных механизмов гармонизации личностного развития.
«ВЛК усложняет психическую жизнь ребенка, способствуя переходу на новые уровни функционирования»
«Оптимальный ВЛК – основа морального развития через действия вопреки собственным выводам к поднятию высших нравственных ценностей»
ЦитатыБожович
Индивид осознает себя личностью на основе разрешения ВЛК. Так начинает формироваться рефлексия и самосознание.
Позитивно разрешенные конфликты закаляют характер, формируют решительность, устойчивость поведения, независимость от случайных обстоятельств, способствует становлению стабильной направленности личности, формируется адекватная самооценка, что помогает самопознанию и самореализации личности.
Деструктивными считаются ВЛК, которые усугубляют раздвоение личности, перерастают в жизненный кризис или ведут к развитию невротических реакций.
Длительные ВЛК угрожают эффективности деятельности, могут тормозить личностное развитие. Частые ВЛК могут привести к утрате уверенности в своих силах, формировании устойсивого комплекса неполноценности и даже потере смысла жизни. Острые ВЛК приводят к деструктизации межличностных отношений в семье, на работе и пр. Они являются причиной повышенной тревожности, агрессивности, раздражительности.
Присущие конфликту переживания могут перерости в невротический конфликт в случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности. Таокй конфликт занимает ведущее место в жизни человека и оказывается для него неразрешимым и затягиваясь создает эффект напряжения обостряющее все противоречия личности; углубляет и фиксирует переживания, снижает самоконтроль и в конечном итоге продуктивность деятельности.
Классификация невротических состояний. Мясищев
1. Истерический тип. Определяется чрезмерно завышенными притязаниями личности, сочетающимися с полным игнорированием или недооценкой реальных условий. Возникает под воздействием генетических факторов, истории развития личности и проблемности воспитания (тое есть ослабление способности тормозить свои желания несоответствующие общественным нормам.
2. Обсессивно-психоастенический тип. Обусловлен противоречивыми собственными внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личностными привязанностями. Если к личности предъявляются противоречивые требования, то формируются чувтсво собственной неполноценности, отрыв от жизни, неадекватность установок.
3. Невротический тип. Противоречие между возможностями личности и её стремлениями, завышенные требования к себе, формируется при повышенных требованиях в процессе воспитания, когда постоянно стимулируется чрезмерное стремление к личностному успеху без реального учета сил и возможностей индивида.
Межличностный конфликт.
Все виды конфликтов рано или поздно сводятся к межличностному. Можно использовать как индикатор ВЛК (человек с ВЛК будет раздражителен с другими в процессе межличностного общения).
Межличностный конфликт отличается высокой эмоциональностью, охватом практически всех сторон общения между людьми. МК затрагивают интересы не только конфликтующих сторон, но и тех с кем они связаны ( работа, учеба, семья).
Детско-родительский конфликт как пример межличностного.
Наиболее распространенный среди МК, частный случай конфликта поколений. Наиболее острый период – подростковый.
Психологические факторы детско-родительского конфликта:
1. Тип внутрисемейных отношений:
§ Гармоничный – характеризуется сформированностью семейного «МЫ», каждый отдельный член чувствует себя частью «Мы» и направлен на развитие, создание Мы и подчиняется правилам, выполняет определенную роль, члены семьи умеют разрешать противоречия на основе уважения личности друг друга.
§ Дисгармоничный – дисгармония супружеских отношений, а также со старшими родителями. Внешний показатель такой семьи – это дети: напряженность, беспокойство, страх.
Деструктивность семейного воспитания выражается в:
¾ Разногласия по вопросам воспитания
¾ Противоречивость, непоследовательность, неадекватность воспитывающих действий.
¾ Опека и супер-опека, а также запреты детям в различных сферах.
¾ Завышенные требования к детям, применение жестких угроз и наказаний
2. Возрастные кризисы детей
3. Личностный фактор
От родителей: авторитарность, консерватизм убеждений и ценностей, вредные привычки
От детей: упрямство, эгоизм, излишня самоуверенность, снижение общей мотивации, неорганизованность, плохая успеваемость, непослушание.