Цели и задачи преподавания психологии
Методика преподавания психологии - 2014
Специфика психологии как науки и предмет методики преподавания психологии
Обучение – это деятельность преподавателя, которая заключается в последовательной передаче учащемуся содержания учебного предмета с целью его усвоения.
Обучение хар-ся: 1) целенаправленностью – изначально содержит в себе образ предвосхищаемого результата и план его достижения с помощью определенных методов; 2) осознанностью – осмыслением, пониманием содержания деятельности.
Методика – выработанный способ организации деятельности.
Преподавание– организация учебной деятельности студента по самостоятельному усвоению им учебного материала
Психология– наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности
Курс «Методика преподавания психологии» предназначен для обучения студентов приобретению профессиональной компетентности в области преподавательской деятельности.
Задачами курса являются:
1) сформировать представление о теоретических основах преподавательской деятельности; 2) обучить основным практическим навыкам, необходимым в преподавательской деятельности; 3)создавать условия для личностного развития, становления профессионального самосознания студентов как специалистов-психологов, преподавателей психологии.
Специфика методики преподавания психологии заключается в особенностях ее объекта – психологии как науки.
1. Психология относится к области гуманитарного знания. Гуманитарное познание - особый тип научного познания: в его центре не вещь, а личность. Личность как познаваемое требует не "точности" познания, но глубины "проникновения". Поэтому в основе гуманитарного познания лежат субъект-субъектные отношения как диалог познающего субъекта и субъекта познаваемого.
2.Предметом психологии является психика и ее проявления, а объектом – человек как носитель психики. В отношении психологии это означает, что изучающий психологию человек сам для себя является одновременно и предметом (психика и ее проявления), и объектом (носитель психики) познания. Другими словами, предмет и объект познания слиты, научное познание человека становится его научным самопознанием.
3.Практические результаты изучения психологии позволяют человеку научиться управлять собой и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Т.е. в изучающем психологию человеке происходят существенные изменения, затрагивающие его внутриличностную и межличностную сферы. Речь идет о мировоззренческой функции психологии.
Мировоззрение – целостная система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Цели и задачи преподавания психологии
Методика преподавания психологии – это дисциплина, исследующая процесс преподавания психологии, ее закономерности, связь с другими науками в целях повышения эффективности обучения.
Цель обучения психологии - овладение теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности, направленное не только на овладение способами понимания и преобразования условий, определяющих образ мыслей и образ действий других людей, но и на само преобразование условий собственной жизнедеятельности и сознания.
В методике преподавания психологии целями обучения психологии являются:
- для преподавателя - внедрить психологические знания в сознание студента и научить его пользоваться ими, т.е. формировать психологическое мышление (умение мыслить психологически);
- для студента - изучить науку психологию, в дальнейшем применять свои психологические знания для научного объяснения фактов и явлений психики человека в интересах развития его личности и личностного преобразования (посредством не манипуляции, а коррекции, воспитания и обучения).
Задачи преподавания психологии:
1) дать знания об основных психических процессах, функциях, состояниях и способах управления ими;
2) дать знания о личностных, индивидуально-типологических особенностях и свойствах человека;
3) дать студенту знания о самом себе и научить его получать эти знания;
4) развивать умения и навыки самопознания и саморегуляции;
5) помочь осознать свои личные особенности с целью формирования индивидуального стиля деятельности;
6) способствовать развитию творческого потенциала человека;
7) обучить методам и приемам рефлексивной деятельности: формировать рефлексирующую личность;
8) развивать личностную (что я думаю о себе) и социально-психологическую (я знаю, что другие думают обо мне) рефлексию;
9) развитие коммуникативных способностей;
10) развивать умения и навыки конструктивного межличностного взаимодействия;
11) развивать речь: учить человека вербализовать и объяснять свое внутреннее психическое состояние;
12) способствовать адаптации людей с трудностями в общении.