Значение нервной системы в преодолении стресса

Отмечая несомненные заслуги Г. Селье, следует отметить, что в его теории явно недостаточное значение отведено роли нервной сис­темы — главной регулирующей системе нашего организма, активно участвующей во всех процессах адаптации к неблагоприятным фак­торам среды. Изучая механизмы адаптации организма к возмуща­ющим факторам, нельзя не коснуться ставших классическими работ У. Кеннона, И. П. Павлова, Л. А. Орбели, Э. Геллгорна и других уче­ных, отметивших важнейшую роль нервной системы в формирова­нии адаптивных реакций организма в условиях стресса.

Как отмечал академик К. В. Судаков, «центр тяжести исследований про­блемы стресса из сферы нейроэндокринных взаимоотношений все более отчетливо перемещается в так называемую психическую сферу, основу

Подробнее о психосоматических заболеваниях см. в разделе 3.3.2 данной книги.

которой бесспорно составляют эмоциональные переживания человека»

[17; с. 5].

Начало физиологическому направлению исследований проблемы стресса положили работы У. Кеннона, создавшего теорию гомеостаза. Ведущее место в поддержании гомеостаза и во взаимодействии орга­низма с окружающей средой принадлежит, по Кеннону, центральной и вегетативной нервной системе. Особую роль при этом он отводил симпато-адреналовой системе, мобилизующей организм для реализа­ции наследственных программ «борьбы и бегства».

Большой вклад в изучение механизмов стресса внесли физиоло­ги отечественной школы И. П. Павлов, Л. А. Орбели, П. В. Симонов. Физиолог Л. А. Орбели открыл феномен «трофического» действия симпатических нервов, одним из первых обнаружив возможность нервной системы напрямую влиять на обмен веществ в тканях, минуя эндокринные механизмы. В результате исследования закономерностей протекания нервных процессов в критических условиях И. П. Павлов создал теорию экспериментального невроза, согласно которой при определенных внешних воздействиях, требующих максимального функционального напряжения высшей нервной деятельности (ВНД), происходит срыв слабого звена нервных процессов и извращение функ­ционирования сильного звена. В его опытах в условиях эксперимен­тального невроза нарушалось взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. В ходе экспериментального невроза, который по своей сути являлся типич­ным стрессом, возникали срывы функционирования ВНД в сторону торможения или возбуждения, что позже подтвердилось в исследова­ниях отечественных и зарубежных авторов. Признавая выдающиеся заслуги И. П. Павлова в изучении физиологии ЦНС, следует помнить, что его исследования проводились на экспериментальных животных и их результаты не дают исчерпывающего представления о механиз­мах стресса у человека в связи с существованием у последнего вто­рой сигнальной системы и особенностей жизнедеятельности в усло­виях социальной среды. Тем не менее, даже работая с животными, И. П. Павлов отмечал существенную роль индивидуальных факторов, в частности, врожденного типа ВНД, в формировании картины фор­мирующегося экспериментального невроза. То, что стрессовые ситуа­ции могут приводить к значительным физиологическим нарушениям, было показано в опытах на обезьянах, где конфликтная ситуация с де­монстративным лишением полового партнера приводила к возникно­вению устойчивой гипертензии и нарушению сердечной деятельности.




логическая категория

20 Глава 1. Стресс как биологическая и психо.

1.2. Психологический стресс 21



Как отмечал П. В. Симонов, «отрицательные эмоции возникают в ситуациях прагматической неопределенности, дефицита информа­ции, необходимой для организации действий» [14; с. 34]. На важную роль фактора неопределенности в возникновении и развитии психи­ческих стрессовых реакций указывается как отечественными [4], так и зарубежными исследователями [23].

В других работах было показано значение иных условий, способ­ствующих развитию стресса:

+ иммобилизации1 [18];

+ дефицита времени [19];

+ нарушения биологических ритмов [20];

+ изменения условий жизни и упроченного динамического стерео­типа [15].

Интересно отметить, что все эти факторы в той или иной степени встречаются у студентов при подготовке и сдаче ими экзаменов. Ожи­дание сначала самого экзамена, а потом и оценки вносит элемент не­определенности, способствующий развитию стрессовых реакций. Дли­тельное ограничение движений, связанное с повторением большого количества материала, является формой частичной иммобилизации, а необходимость уложиться в жесткий лимит времени, отпущенный на подготовку к экзаменационному ответу, создает дополнительное напряжение. К этому надо добавить нарушение режима сна и бодрст­вования, особенно в ночь перед экзаменом, и нарушение привычных динамических стереотипов (образа жизни) в период сессии. С учетом всего вышеизложенного придется согласиться, что во время экзаме­национной сессии студентам приходится сталкиваться с широким диапазоном синергично действующих стрессогенных факторов, при­водящих в итоге к развитию выраженного стресса.

Наши рекомендации