Типология поведения по Макгвайру

Согласно концепции американского психолога Макгвайра, классификация поведения и поступков человека должна прово­диться в зависимости от целей, потребностей, ситуации. По­требность — это переживаемое и осознаваемое состояние нуж­ды человека в чем-либо (пище, одежде, безопасности, любви ит. п.)- Цель показывает, к чему человек стремится, какой результат хочет получить. Одна и та же цель может быть постав­лена, исходя из разных потребностей.

Какой-либо поступок человека может быть 1) результатом ответной реакции на внешнее воздействие (реактивное поведе­ние) либо 2) проявлением какого-то внутреннего источника ак­тивности, внутренней потребности, желания (активное поведе­ние). Целью поступка человека может быть 1) сохранение при­вычного, адаптивного состояния (стабильность) либо 2) приоб­ретение нового качества, новых результатов (развитие). Закон­читься поступок может при достижении 1) желательного внут­реннего эффекта (мнение, оценка, чувство, настроение) либо 2) желательного внешнего эффекта, внешнего результата (дос­тижения согласия, понимания, желаемого результата и т. п.).

Исходя из указанных критериев выделено 16 типов поведе­ния.

1. Перцептивное поведение— стремление совладать с инфор­мационной перегрузкой за счет перцептивной категориза­ции, в результате которой многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может при­вести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации.

2. Защитное поведение— любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохра­нить позитивный образ «Я», позитивное мнение человека о самом себе.

3. Индуктивное поведение— восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.

4. Привычное поведение— удовлетворение от положитель­ного подкрепления создает большую вероятность воспро­изведения знакомых вариантов поведения в соответствую­щих ситуациях.

5. Утилитарное поведение— стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением (субъективным переживанием максимально возможного успеха).

6. Ролевое поведениев соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к ка­ким-то действиям (даже при несовпадении с личностными устремлениями).

7. Сценарное поведение—человек является исполнителем множества правил допустимого «приличного» поведения, соответствующего его статусу в данном культуре, обществе.

8. Моделирующее поведение-- варианты поведения людей в малых и больших группах (заражение-; подражание, вну­шение), но трудно контролируемое как самим человеком, так и другими людьми.

9. Уравновешивающее поведение— когда человек имеет од­новременно противоречащие друг Другу мнения, оценки, установки и пытается их «примирить», согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний.

10. Освобождающее поведение— человек стремится «обезо­пасить себя» (физически или свою репутацию) от реальных или кажущихся «негативных условий существования» (со­хранить стабильность своего внутреннего эмоционального состояния за счет активных внешних действий: избегать возможных неудач, отказ от сред непривлекательных целей, уступчивость.

11. Атрибутивное поведение— активное устранение противо­речий между реальным поведением и субъективной систе­мой мнений, ослабление, устранение когнитивного диссо­нанса между желаниями, мыслями и реальными действи­ями, приведение их к взаимному соответствию.

12. Экспрессивное поведение — в тех случаях, сферах, в кото­рых человек достиг высокого уровня мастерства и удовлет­ворения от «хорошо сделанного дела», при сохранении ста­бильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения.

13. Автономное поведение— когда чувство свободы выбора (даже иллюзии такого выбора и контроля своих поступков) создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели (высокий уровень внутреннего «локуса контроля» своих поступков, представление о себе как об активном «деятеле», а не исполнителе чьих-то при­казов, чьей-то воли).

14. Утверждающее поведение— переживание своих действиГ как свершение своих планов при максимальном использо-вании внутренних собственных условий.

15. Исследовательское поведение— стремление к новизне физического и социального окружения, готовность «терпеть» информационную неопределенность, «редуцирование» раз­нообразной внешней информации к форме, к которой при­менимы освоенные ранее приемы ее обработки.

16. Эмпатическое поведение— учет, большой охват чувствен­ной информации, лежащей в основе межличностного взаи­модействия людей, способности чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.

ВОПРОС 107

Наши рекомендации