Концепция психосинтеза Ассаджиоли

Концепция психосинтеза, разработанная итальянским пси­хиатром Р. Ассаджиоли, является прикладной концепцией, не претендующей на собственную методологию, а опирающуяся на методологию других школ (глубинная, гуманистическая и трансперсональная психология). Его концептуальная система основана на предположении, что человек пребывает в постоян­ном процессе роста, актуализируя свой непроявленпый потен­циал. Структура личности, по Ассаджиоли, сложна и склады­вается из семи динамических составляющих (рис. 12). Низшее бессознательное управляет базовыми психологическими актив­ностями, примитивными инстинктивными потребностями и эмоциональными комплексами. Среднее бессознательное, ас­симилирующее опыт, прежде чем он достигнет сознания, со­ответствует в общих чертах подсознанию Фрейда. Сфера сверх­сознания — местонахождение высших чувств и способностей, таких, например, как интуиция и вдохновение. Поле сознания включает анализируемые чувства, мысли, побуждения, О точ­ке ясного осознавания говорится как о сознательной самости, а высшая самость — это тот аспект индивидуальности, который существует отдельно от сознания, ума и тела. Все эти элемен­ты входят в коллективное бессознательное.

Концепция психосинтеза Ассаджиоли - student2.ru

Рис. 12. Карта внутреннего мира (по Ассаджиоли)

1 — низшее бессознательное (подавленные желания, ком­плексы, инстинкты, давно забытые воспоминания);

2 — среднее бессознательное — это область, где пребыва­ют все наши психологические навыки и состояния, которые могут быть произвольно перенесены в поле сознания;

3 — высшее бессознательное или сверхсознание — эволю­ционное будущее человека, все то, чего он может достичь в процессе развития; высшие парапсихологические способности, интуиция, творческое вдохновение, экстаз, духовность, влече­ния к любви, справедливости, красоте, состраданию, гармонии;

4 — поле сознания — непрерывный поток ощущений, об­разов, мыслей, чувств, желаний, доступных сознательному ана­лизу;

5 — сознательное личное «Я» — центр сознания, личности, но он исчезает, когда человек засыпает, находится под нарко­зом;

6 — высшее надличное истинное «Я» (или «СВОЕ»), которое пребывает над потоком мысли и состояниями тела и не подвер­жено их влиянию; «Высшее Я» — совокупность возможностей человеческого развития, связующее звено между индивидуаль­ными и всеобщими процессами, «высшее Я» — единое со Все­ленной а личное, сознательное «Я» — лишь частичное неполное отражение «высшего Я», его проекция на поле личности;

7 — коллективное бессознательное (по Юнгу — «коллектив­ное бессознательное — предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны». Между человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения»;

8 — воля; с помощью воли «Я» может управлять своими ] психическими функциями;

9 — ощущения;

10 — эмоции-чувства;

11 —импульсы-желания;

12 — воображение;

13 — мышление;

14 — интуиция;

15 — субличности — психологические образования, подоб-ные живым существам, сосуществующим в общем простран-стве личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни, имеет свои собственные движущие желания, мотивы, мысли, чувства, поступки, модель мира.

Важным элементом психосинтеза Ассаджиоли является по-нятие субличностей — динамических энергетически-смысловых подструктур, которые обладают относительно независимым существованием. Субличность — совокупность установок, поведенческнх стереотипов, влечений, мнений, которая обретает целостную различимую форму в сознании человека. Каждая субличность обладает энергией, т. е. это не только смысловое, но и энергетическое образование. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни, имеет свои движущие мотивы, желания, мысли, чувства, формы поведения. Самые привычные субличности — те, что связаны с ролями, которые мы играем в жизни, например сына, отца, любимого, врача, учителя или служащего. Каждая субличность строится на основе какого-то желания целостной личности, выражают какие-то жизненно важные же-лания и цели человека. В каждом человеке есть большой набор субличностей, отличающихся от субличностей других людей Можно проанализировать, выделить эти субличности и дать каж- дои субличности «свое имя», некоторые из них могут походить на клички; Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная крошка, Знаток, Одинокое сердце, «Что подумают люди», Критик, Сабо-тажник и пр. Игры, в которые играют эти субличности, внутренние голоса человека становятся деструктивными в том случае, если человек не осознает их или не принимает мер для примире­ния конфликтных сторон внутри себя самого. Субличности ста­новятся вредными только тогда, когда контролируют человека. «НЕ ЗНАЯ И НЕ ПОНИМАЯ СЕБЯ, НЕЛЬЗЯ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ». Чтобы постичь истинное Я, высшее Я, необходимо осуществить терапевтический процесс психосинтеза, который включает четыре стадии: 1) глубокое познание своей личнос­ти; 2) достижение контроля над различными элементами лич­ности; 3) постижение своего истинного Я, выявление или со­здание объединяющего центра, в результате чего подняться от личного Я к высшему Я; 4) психосинтез, формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

На первой стадии человек узнает о различных составляю­щих своей личности, познает свои субличности (простейшее сред­ство осознать наиболее сильные субличности: ответить 20 раз на вопрос «Кто Я»). Некоторые субличности могут быть более близки к осознанию, некоторые более удалены от него, некото­рые находятся в нижней бессознательной области, некоторые в области сверхсознания, многие — в области среднего бессозна­тельного. Не следует осуждать свои субличности (даже сублич­ность «лентяй» или «трус»), ибо осуждая личность, мы способ­ствуем се дальнейшему отпаданию от истока, способствуем ее ухудшению. Напротив, важно выяснить основное ценное каче­ство каждой субличности, необходимое человеку в его жизни. Далее у «трудных» субличностей есть здоровое ядро, ее сущнос­тное качество, например, субличность «лентяй» первоначально несет здоровое качество сохранения, защиты здоровья и сохра­нение сил своего хозяина. Выявив сущностное качество субляч-ности, можно интегрировать ее в свою жизнь, воссоединить с другими частями. Каждая субличность обладает энергией, а энер­гию уничтожить нельзя, ее можно лишь преобразовать. Можно отметить следующую пользу от работы субличностями:

1) человек не только узнает разнообразные стороны своей личности, но признает, принимает все свои части вместо того, чтобы изгонять их в бессознательное;

2) учится освобождаться из-под контроля властвующих над ним сил субличностей, поднимает уровень своей внутрен­ней интеграции, снимая противостояние субличностей;

3) может возвести свою субличность на высшую ступень раскрытия ее возможностей; постепенно приближается к выявлению своего истинного Я.

Следующим шагом будет отказ от отождествления себя с этими элементами, субличностями — и приобретение способ­ности их контролировать, Эффективным методом для дости­жения контроля над различными элементами личности слу­жит метод разотождествления, который базируется на следую­щем психологическом принципе: «Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над тем . и контролировать все то, с чем мы себя разотождествили», Например, когда человек говорит: «Я устал, Я раздражен, Я в унынии», он отождествляет себя с усталостью, эмоцией гнева, депрессии (Я= усталость, Я= раздражение), и в этом случае человек не может бороться с этими негативными проявления­ми своих субличностей. Но если человек разотождествит себяс указанными субличностями, например «Меня пытается по­глотить волна уныния, усталости или раздражения», «мной пытается овладеть вспышка гнева» — в этом случае «Я» не по­терпит их вторжения. Человек должен осознать, что он не ; равняется эмоциям, не равняется мыслям, не равняется телу, не равняется ощущениям, что он есть центр чистого сознания и чистой воли, и поэтому способен управлять и эмоциями, и мыслями, и телом, и субличностями. После того как пациент постепенно открывает свой объединяющий психологический центр, можно достичь психосинтеза и интеграции всех самостей вокруг нового центра.

ВОПРОС 113

Наши рекомендации