Концепция психосинтеза Ассаджиоли
Концепция психосинтеза, разработанная итальянским психиатром Р. Ассаджиоли, является прикладной концепцией, не претендующей на собственную методологию, а опирающуяся на методологию других школ (глубинная, гуманистическая и трансперсональная психология). Его концептуальная система основана на предположении, что человек пребывает в постоянном процессе роста, актуализируя свой непроявленпый потенциал. Структура личности, по Ассаджиоли, сложна и складывается из семи динамических составляющих (рис. 12). Низшее бессознательное управляет базовыми психологическими активностями, примитивными инстинктивными потребностями и эмоциональными комплексами. Среднее бессознательное, ассимилирующее опыт, прежде чем он достигнет сознания, соответствует в общих чертах подсознанию Фрейда. Сфера сверхсознания — местонахождение высших чувств и способностей, таких, например, как интуиция и вдохновение. Поле сознания включает анализируемые чувства, мысли, побуждения, О точке ясного осознавания говорится как о сознательной самости, а высшая самость — это тот аспект индивидуальности, который существует отдельно от сознания, ума и тела. Все эти элементы входят в коллективное бессознательное.
Рис. 12. Карта внутреннего мира (по Ассаджиоли)
1 — низшее бессознательное (подавленные желания, комплексы, инстинкты, давно забытые воспоминания);
2 — среднее бессознательное — это область, где пребывают все наши психологические навыки и состояния, которые могут быть произвольно перенесены в поле сознания;
3 — высшее бессознательное или сверхсознание — эволюционное будущее человека, все то, чего он может достичь в процессе развития; высшие парапсихологические способности, интуиция, творческое вдохновение, экстаз, духовность, влечения к любви, справедливости, красоте, состраданию, гармонии;
4 — поле сознания — непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний, доступных сознательному анализу;
5 — сознательное личное «Я» — центр сознания, личности, но он исчезает, когда человек засыпает, находится под наркозом;
6 — высшее надличное истинное «Я» (или «СВОЕ»), которое пребывает над потоком мысли и состояниями тела и не подвержено их влиянию; «Высшее Я» — совокупность возможностей человеческого развития, связующее звено между индивидуальными и всеобщими процессами, «высшее Я» — единое со Вселенной а личное, сознательное «Я» — лишь частичное неполное отражение «высшего Я», его проекция на поле личности;
7 — коллективное бессознательное (по Юнгу — «коллективное бессознательное — предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны». Между человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения»;
8 — воля; с помощью воли «Я» может управлять своими ] психическими функциями;
9 — ощущения;
10 — эмоции-чувства;
11 —импульсы-желания;
12 — воображение;
13 — мышление;
14 — интуиция;
15 — субличности — психологические образования, подоб-ные живым существам, сосуществующим в общем простран-стве личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни, имеет свои собственные движущие желания, мотивы, мысли, чувства, поступки, модель мира.
Важным элементом психосинтеза Ассаджиоли является по-нятие субличностей — динамических энергетически-смысловых подструктур, которые обладают относительно независимым существованием. Субличность — совокупность установок, поведенческнх стереотипов, влечений, мнений, которая обретает целостную различимую форму в сознании человека. Каждая субличность обладает энергией, т. е. это не только смысловое, но и энергетическое образование. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни, имеет свои движущие мотивы, желания, мысли, чувства, формы поведения. Самые привычные субличности — те, что связаны с ролями, которые мы играем в жизни, например сына, отца, любимого, врача, учителя или служащего. Каждая субличность строится на основе какого-то желания целостной личности, выражают какие-то жизненно важные же-лания и цели человека. В каждом человеке есть большой набор субличностей, отличающихся от субличностей других людей Можно проанализировать, выделить эти субличности и дать каж- дои субличности «свое имя», некоторые из них могут походить на клички; Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная крошка, Знаток, Одинокое сердце, «Что подумают люди», Критик, Сабо-тажник и пр. Игры, в которые играют эти субличности, внутренние голоса человека становятся деструктивными в том случае, если человек не осознает их или не принимает мер для примирения конфликтных сторон внутри себя самого. Субличности становятся вредными только тогда, когда контролируют человека. «НЕ ЗНАЯ И НЕ ПОНИМАЯ СЕБЯ, НЕЛЬЗЯ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ». Чтобы постичь истинное Я, высшее Я, необходимо осуществить терапевтический процесс психосинтеза, который включает четыре стадии: 1) глубокое познание своей личности; 2) достижение контроля над различными элементами личности; 3) постижение своего истинного Я, выявление или создание объединяющего центра, в результате чего подняться от личного Я к высшему Я; 4) психосинтез, формирование или перестройка личности вокруг нового центра.
На первой стадии человек узнает о различных составляющих своей личности, познает свои субличности (простейшее средство осознать наиболее сильные субличности: ответить 20 раз на вопрос «Кто Я»). Некоторые субличности могут быть более близки к осознанию, некоторые более удалены от него, некоторые находятся в нижней бессознательной области, некоторые в области сверхсознания, многие — в области среднего бессознательного. Не следует осуждать свои субличности (даже субличность «лентяй» или «трус»), ибо осуждая личность, мы способствуем се дальнейшему отпаданию от истока, способствуем ее ухудшению. Напротив, важно выяснить основное ценное качество каждой субличности, необходимое человеку в его жизни. Далее у «трудных» субличностей есть здоровое ядро, ее сущностное качество, например, субличность «лентяй» первоначально несет здоровое качество сохранения, защиты здоровья и сохранение сил своего хозяина. Выявив сущностное качество субляч-ности, можно интегрировать ее в свою жизнь, воссоединить с другими частями. Каждая субличность обладает энергией, а энергию уничтожить нельзя, ее можно лишь преобразовать. Можно отметить следующую пользу от работы субличностями:
1) человек не только узнает разнообразные стороны своей личности, но признает, принимает все свои части вместо того, чтобы изгонять их в бессознательное;
2) учится освобождаться из-под контроля властвующих над ним сил субличностей, поднимает уровень своей внутренней интеграции, снимая противостояние субличностей;
3) может возвести свою субличность на высшую ступень раскрытия ее возможностей; постепенно приближается к выявлению своего истинного Я.
Следующим шагом будет отказ от отождествления себя с этими элементами, субличностями — и приобретение способности их контролировать, Эффективным методом для достижения контроля над различными элементами личности служит метод разотождествления, который базируется на следующем психологическом принципе: «Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над тем . и контролировать все то, с чем мы себя разотождествили», Например, когда человек говорит: «Я устал, Я раздражен, Я в унынии», он отождествляет себя с усталостью, эмоцией гнева, депрессии (Я= усталость, Я= раздражение), и в этом случае человек не может бороться с этими негативными проявлениями своих субличностей. Но если человек разотождествит себяс указанными субличностями, например «Меня пытается поглотить волна уныния, усталости или раздражения», «мной пытается овладеть вспышка гнева» — в этом случае «Я» не потерпит их вторжения. Человек должен осознать, что он не ; равняется эмоциям, не равняется мыслям, не равняется телу, не равняется ощущениям, что он есть центр чистого сознания и чистой воли, и поэтому способен управлять и эмоциями, и мыслями, и телом, и субличностями. После того как пациент постепенно открывает свой объединяющий психологический центр, можно достичь психосинтеза и интеграции всех самостей вокруг нового центра.
ВОПРОС 113