Семинарское занятие 10
Тема 10. Формирование навыков поведения в конфликте в детском и школьном возрасте
Основные вопросы для обсуждения:
1. Формирование культуры общения детей и подростков
2. Правила эффективного поведения учителя и родителей
3. Пути и средства формирования умений и навыков конструктивного взаимодействия в условиях конфликтной ситуации
4. Технологии рационального поведения в конфликте
5. Условия снижения постконфликтного «напряжения»
Методическое обеспечение:
Мультимедийная презентация «Правила эффективного поведения ученика, учителя и родителей в конфликте»
Проблемные задания:
· Проведение самодиагностики: определение собственного стиля педагогического взаимодействия
· Заполнение таблицы: Система формирования готовности подростков к конструктивному разрешению конфликта
Тренинговое занятие:
1. Упражнения: «Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте»
Упражнение 1. Самооценка рационального поведения в конфликте
Упражнение 2. Самооценка «мудрого поведения» в конфликте
Упражнение 3. Развитие эмпатии
Упражнение 4. Деструктивное (разрушительное) поведение
Дидактический тренинг «Овладение искусством критики»
Тест «Критика и вы»
Литература: [1] [5] [6] [9]
Семинарское занятие 11.
Тема 11. Условия предупреждения конфликтов и социально-психологические технологии предупреждения и профилактики конфликтов
Основные вопросы для обсуждения:
1. Условия предупреждения конфликтов
2. Предупреждение и профилактика конфликта.
3. Технологии предупреждения конфликта
4. Психологические факторы нормализации стресса
Методическое обеспечение:
Мультимедийная презентация «Способы предупреждения конфликтов и социально-психологические условия и факторы профилактики конфликтов»
Проблемные задания и вопросы:
· Приведите определение понятия «управление конфликтом».
· Какие виды деятельности субъекта управления включают в свое содержание процесс управления конфликтом?
· Объясните понятия: «прогнозирование конфликта» и «предупреждение конфликта».
· Что следует понимать под регулированием конфликта?
· Перечислите этапы регулирования конфликта.
· Перечислите важнейшие технологии регулирования конфликта.
· Что следует понимать под разрешением конфликта?
· Перечислите предпосылки разрешения конфликта.
· Перечислите принципы управления конфликтами.
· Перечислите негативные факторы принятия конструктивных решений по конфликту.
· Составление и анализ Тест “Куда ты идешь: к стрессу или от него?”
Тренинговое занятие:
Упражнение. Аутотренинг: «Первая помощь в острой стрессовой ситуации»
Литература: [1] [3] [4] [9]
Семинарское занятие 12.
Тема 12. Процесс посредничества как средство разрешения конфликтов
1. Основное содержание переговорного процесса
Модели поведения партнеров в переговорном процессе
Манипулятивные технологии в переговорном процессе и противодействие им
Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе
Принципы психологического посредничества
Методическое обеспечение:
Мультимедийная презентация «Технологии эффективного общения и поведения в конфликте»
Проблемные задания и вопросы:
· Назовите основные этапы переговорного процесса.
· Назовите три варианта посредничества.
· Назовите основные модели поведения в переговорном процессе и дайте их характеристику.
· Сформулируйте определение манипуляции.
· Перечислите манипуляции, основанные на правилах приличия.
· Перечислите манипуляции, направленные на унижение оппонента.
· Как соотносятся между собой понятия: «стратегия переговорного процесса» и «тактики переговорного процесса»?
· Перечислите основные стратегии в переговорном процессе.
· Перечислите основные тактики в переговорном процессе.
· Перечислите приемы тактики «выжимания уступок».
· Разработка тренинга по теме «Психология переговорного процесса»
Тренинговое занятие:
· Тест 1. «Умеете ли вы вести деловые переговоры?»
· Тест 2. «Как вести деловые переговоры»
· Тест 3. «Моя тактика ведения переговоров»
Тренинговые упражнения:
Упражнение 1. «Конструктивное поведение в переговорах» (разработано на основе рекомендаций Х. Корнелиус и Ш. Фэйр)
Упражнение 2. «Возражения и ответы на них»
Литература: [4] [6] [8] [12]
Семинарское занятие 13.
Тема 13. Итоговое практическое занятие: «Конфликтологическая грамотность»
Простые компьютерные тесты № 1, 2.
(Диск с тестами прилагается).
Список литературы
Основная:
3. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учеб. для вузов / А.Я.Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 88 с.
4. Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология: учеб. пособие / Н.Ф.Вишнякова. - 2-е изд. – М.: Университетское, 2006. – 211 с.
5. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология: учеб. для вузов / Е.И. Ворожейкин, А.Я.Кибанов, Д.К.Захаров. - М: Инфра-М, 2008. – 274 с.
6. Галустова, О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: Учеб. пособие / О.В. Галустова. - М., 2010. – 209 с.
7. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В.Гришина. – СПб.: Питер, 2009. – 189 с.
Дополнительная
8. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. - 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 301 с.
9. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии: учеб. для вузов / В.И. Журавлев. – М.: РПА, 1995. – 215 с.
10. Хасан, Б.И. Психология конфликтов и переговоры: учеб. пособие / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов. - М.: Академия, 2008. – 175 с.
11. Чернышев, А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций: учеб. пособие / А.С.Чернышев. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 136 с.
12. Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение / В.П.Шейнов. – Минск: Амалфея, 1997. – 165 с.
УСР. Лекция
Тема: Понятие организации и конфликтов в организации
1. Типы конфликтов в организации
2. Объективные и субъективные причины их возникновения
3. Функции конфликтов в организации
4. Социально-психологические и социально-культурные источники конфликтов в организации
Литература:
1. Локутов, С.П. Конфликты в коллективе: причины, управление, минимизация / С.П. Локутов. - М.: Вентана-Граф, 2001. – 125 с.
2. Сомова, Л.К. Разрешение конфликтов / Л.К. Сомова //Менеджер.- 2000. - № 11. – С. 27 – 36.
3. Выханский, О.С. Менеджмент / О.С. Выханский. - М.: Гардарика, 1996. – 83 с.
4. Чумиков, А.Н. Управление конфликтом / А.Н.Чумиков. - М., 1996. – 241 с.
5. Кошелев, А. Н. Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления / А.Н. Кошелев. – М.: Альфа-Пресс, 2007. – 198 с.