Продолжительность и область применения. Продолжительность.Рационально-эмотивная терапия может быть краткосрочной и
Продолжительность.Рационально-эмотивная терапия может быть краткосрочной и длительной. Чаще всего количество индивидуальных сессий варьирует от пяти до пятидесяти (Ellis, 1989). Индивидуальная и групповая терапия могут сочетаться и часто хорошо дополняют друг друга.
Область применения.Эллис предупреждает о нежелательности завышенных ожиданий от любого метода психотерапии. Он полагает, что многие биологические процессы (которые он перечисляет) ведут к развитию и сохранению эмоционального нарушения и невротического поведения (см. Ellis, 1976). Кроме того, социальные и средовые факторы оказывают сильное влияние на впечатлительного ребенка. Таким образом, если клиенты хотят извлечь из психотерапии максимальную пользу и сохранить достигнутое, им следует усиленно работать во время лечения и после его завершения.
Хотя большинство клиентов обладают выраженными способностями к самоактуализации и восстановлению, некоторые из них, в частности лица с тяжелыми психическими расстройствами и умственно отсталые, находятся в худшем положении и не могут себе помочь. Тем не менее «все типы клиентов могут выиграть в результате применения рационально-эмотивного метода, включая индивидов с такими устойчивыми расстройствами, как гомосексуализм, психопатии, шизофренические реакции, умственная отсталость и другие синдромы, обычно устойчивые к большинству терапевтических методов» (Ellis, 1973, р. 35; ср. Ellis, I 1987b). Терапия РЭТ менее эффективна для «тех клиентов, которые отказываются видеть свои проблемы или работать в процессе лечения, например для индивидов с расстройствами характера и явными психотическими реакциями». Она гораздо «более эффективна для сравнительно молодых и смышленых клиентов» (Ellis, 1973, р. 51).
Результаты терапии в значительной мере зависят от особенностей психотерапевта. «Обычно терапия РЭТ дает наилучшие результаты, когда ее проводит энергичный, активно-директивный, общительный психотерапевт, готовый рисковать и не слишком стремящийся заслужить одобрение своих клиентов». Вместе с тем ее могут успешно применять
«менее общительные психотерапевты при условии достаточной активности в оспаривании иррациональных идей своих клиентов и обучении этих клиентов более научному методу отношения к себе и миру, а также работе с их собственными предрассудками» (Ellis, 1973, р. 51).
Основными техниками РЭПТ является целый ряд когнитивных, эмоциональных и поведенческих техник:
§ обучение "азбуке" РЭПТ - научение клиента основным теоретическим идеям РЭПТ, чтобы он мог самостоятельно пользоваться её положениями а также приложение этих идей к случаю клиента. Включает также обучение принятию ответственности за свои иррациональные взгляды.
§ дискутирование (оспаривание) иррациональных идей, взглядов, убеждений:[6]
§ детекция дисфункциональных взглядов.
§ дискриминация - помощь клиенту в нахождении чётких различий между абсоютными (потребности, требования, императивы) и неабсолютными (предпочтения, желания, мечтания, планы) ценностями, т.е. между иррациональными, нездоровыми взглядами и убеждениями и здоровыми рациональными убеждениями.
§ дебатирование об (по сути - деконструкция) иррациональной идее , с целью - чтобы клиент отказался от неё.
§ библиотерапия (чтение материалов, книг по самопомощи);
§ прослушивание аудиозаписей с записями лекций по РЭПТ-терапии и терапевтических сеансов, а также своих собственных дискуссий по поводу своих иррациональных идей (дискутирование на запись - начать с иррациональной идеи, а затем рационально и с силой оспаривать эту идею до тех пор, пока рациональный голос не победит дисфункциональный, и пока чувства не изменятся соответствующим образом);[7]
§ проведение РЭПТ с другими для помощи близким, но прежде всего - с целью самому лучше овладеть навыками и методами РЭПТ, а также избавиться от ряда собственных иррациональных взглядов и убеждений;
§ семантические методы:[8]
§ техники определения, цель которых - помочь клиенту использовать язык менее разрушительным образом (Например, вместо "я не могу..", "я ещё не научился...").
§ техники "за" и "против" - в которых клиентов побуждают перечислять как негативное, так и позитивное о конкретных понятиях, чтобы противостоять привычке замечать только позитивные (или негативные) её аспекты, и игнорировать противоположные её аспекты (например в случае с курением).
§ эмоциональная установка на безусловное принятие;
§ юмористические методы - используются для борьбы с преувеличением и "ужастификацией" - они сводят некоторые идеи клиентов к абсурду, показывая, насколько эти идеи противоречивы и нелепы. "Согласно теории РЭПТ, иррациональные идеи, которые люди усваивают и при помощи которых создают себе эмоциональные проблемы, обычно возникают, когда они придают должное значение и уделяют внимание своим деланиям и предпочтениям (что является рациональным), а затем идут дальше и существенно преувеличивают их значимость. Они воспринимают всё слишком серьёзно.");[9]
§ самораскрытие (психолог признаётся клиенту, что сам сталкивается с похожими проблемам, и рассказывает об опыте их преодоления);
§ «оставайся там» — вынести хронический дискомфорт в неприятной ситуации;
§ вести себя так, как будто клиент уже мыслит рационально;
§ техники воображения:[10]
§ рационально-эмоциальное воображение. Воображении социальной или реальной ситуации неудачи, в которой у клиента/клиентки обычно появляются иррациональные мысли, чувства или поведение, и следующее за этим перестаривание воображения таким образом чтобы почувствовать здоровые (вместо иррациональных и патологичеких) чувства.
§ метод временной проекции (вместо прямого оспаривания дисфункциональных убеждений, клиента побуждают представить что с ним будет через некоторое время после "ужасного" события, помогая, таким образом, опосредованно изменить иррациональное верование, так как клиент может "увидеть" что после этого "ужасного" события, он сможет оправиться отнего, начать двигаться дальше к своим целям и создавать новые цели).
§ гипноз;
§ небольшие нарушения социальных правил, с целью преодоления стыда (например, "глупости", типа выкрикиывавния названий остановок в метро, пения песен на улицах во весь голос, разговоры с незнакомцами на улицах и в общественных местах, для поддержания с ними беседы, попытки договориться с незнакомцем о чём-нибудь и т.д.). Основной эффект данной техники связан с постепенным обретением опыта - важно большое количество попыток с небольшими продвижениями вперёд, что позволит в итоге преодолеть стыд;
§ поддерживающие, энергичные самовнушения - повторение рациональных утверждений с чувством и силой для того, чтобы начать их твёрдо чувствовать, убедиться в их справедливости, а также для того, чтобы они интернализовались;
§ формулирование рациональных утверждений;
§ безусловное самопринятие - учит клиента полностью принимать себя в любых условиях и оценивать только свои отдельные черты или поступки и никогда - свою тотальность, свою сущность, своё я. Плохим может быть что-то, например поведение человека, но никогда не сам человек;
§ ролевые игры, в ходе которых развиваются социальные умения и рефлексируются различные недостаточно осознаваемые чувства, а также небольшие обращения к самому/самой себе вызывающие некоторые негативные чувства, с целью их изменения.
§ когнитивная домашняя работа.